Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:30, реферат
Цель работы: анализ повести М.Булгакова «Собачье сердце» с точки зрения социально-философской сатиры на современное общество.
Основные вопросы и задачи, подлежащие рассмотрению:
- история создания и судьба повести;
- выявить соответствие между «преобразованиями» в России начала 20-х годов и «преобразованиями» в повести «Собачье сердце»;
- сатира на общество «шариковых» и «швондеров»;
- образ профессора Преображенского;
- актуальность повести в наши дни.
Введение
3
Глава I. Жизнь и творчество М.А.Булгакова
5
1.1.
Раннее творчество М.А.Булгакова. Сатирическая фантастика.
5
1.2.
Драматургия М.А.Булгакова.
6
Глава II. Повесть «Собачье сердце».
8
2.1.
История создания и судьба повести. Великий эксперимент.
8
2.2.
Образ профессора Преображенского.
9
2.3.
Доктор Борменталь.
12
2.4.
Сатира на общество «шариковых» и «швондеров».
13
2.5.
Актуальность повести в наши дни.
17
Заключение.
18
Литература.
19
Приложения. 20
Муниципальное образовательное учреждение
Николо-Павловская общеобразовательная средняя школа № 5
Реферат
по предмету «Литература»
Тема: «Собачье сердце»
как социально-философская
Проверила: Маслюкова Л.И.,
2008
Содержание
Введение |
3 | |
Глава I. Жизнь и творчество М.А.Булгакова |
5 | |
1.1. |
Раннее творчество М.А.Булгакова. Сатирическая фантастика. |
5 |
1.2. |
Драматургия М.А.Булгакова. |
6 |
Глава II. Повесть «Собачье сердце». |
8 | |
2.1. |
История создания и судьба повести. Великий эксперимент. |
8 |
2.2. |
Образ профессора Преображенского. |
9 |
2.3. |
Доктор Борменталь. |
12 |
2.4. |
Сатира на общество «шариковых» и «швондеров». |
13 |
2.5. |
Актуальность повести в наши дни. |
17 |
Заключение. |
18 | |
Литература. |
19 | |
Приложения. |
20 |
Введение
«Собачье сердце» - произведение многомысленное, и каждый читает его согласно своим мыслям и своему времени.
Внешне Шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. Все самое и святое превращается в свою противоположность, все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям.
Тема дисгармонии, доведенной до абсурда, благодаря вмешательству человека в вечные законы природы с блестящим мастерством и талантом раскрыта Булгаковым в повести «Собачье сердце».
Цель работы: анализ повести М.Булгакова «Собачье сердце» с точки зрения социально-философской сатиры на современное общество.
Основные вопросы и задачи, подлежащие рассмотрению:
- история создания и судьба повести;
- выявить соответствие
между «преобразованиями» в
- сатира на общество «шариковых» и «швондеров»;
- образ профессора Преображенского;
- актуальность повести в наши дни.
При изучении данной темы я пользовалась книгами Яновской Л.«Творческий путь Булгакова», Великановой И.В. «Особенности сатиры М.Булгакова» и других авторов.
Повесть Булгакова
"Собачье сердце" и в наши
дни сохраняет свою
Повесть “Собачье сердце” воспринимается как антиутопия, осуществившаяся в реальной действительности. Здесь присутствует традиционное изображение государственной системы, а также противопоставление ей индивидуального начала.
Это история не только превращений Шарикова, но прежде всего — история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам.
Если фантастический
план повести сюжетно завершен, то
нравственно-философский
Глава I. Жизнь и творчество М.А.Булгакова
1.1.Раннее творчество М.А.Булгакова. Сатирическая фантастика.
М.А.Булгаков[приложение №1] родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы. Насмешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а впоследствии и пристальный анализ формировали его неповторимый стиль. В 1916 году он окончил медицинский факультет Киевского университета. Работал врачом в Никольской сельской больнице под Смоленском (этот этап его биографии послужит материалом для книги «Записки юного врача»). В 1919 году Булгаков был мобилизован в Добровольческую армию А.И.Деникина, служил военным врачом, тогда же начал печататься в газетной периодике Северного Кавказа.
В 1921 году писатель переехал в Москву, с тем «чтобы остаться в ней навсегда», как он пишет в автобиографии. Активно публиковался во многих газетах и журналах Москвы. Главным местом работы для писателя стала газета «Гудок», где он познакомился с В.Катаевым, Ю.Олешей, Е.Петровым, И. Ильфом и другими молодыми писателями. В связи с большой занятостью газетной работой заниматься собственным творчеством писателю приходилось урывками. Ведущие жанры его раннего творчества – фельетоны, очерки и рассказы. [приложение №2 ]
Незаурядное дарование писателя проявилось в повестях первой половины 1920 – х гг. «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Первый роман «Белая гвардия» публиковался в 1925 году фрагментами на страницах журнала «Россия». Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну – тайну фантастического, фантасмагорического, тайну двоения и самоотрицания, тайну дьявольщины. Это не только дань литературной традиции: социальная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казаться сверхъестественной.
Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его сатира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна: время, города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром есть понятия «Булгаковская Москва», «Булгаковский Киев».
На высшую ступень
сатирической фантастики писатель поднимается
в социально-философских
Все лучшее, написанное Булгаковым в 20-х годах – непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его произведения.
1.2. Драматургия М.А. Булгакова.
В 1926 году в Московском Художественном театре была поставлена пьеса «Дни Турбинных», созданная Булгаковым как инсценировка «Белой гвардии. С этого времени писатель большую часть своего времени и сил отдает театру: в 1920 – 1930 годы написаны пьесы «Зойкина квартира», «Бег», «Адам и Ева» и около десятка других пьес и инсценировок. Уже в двадцатые годы Булгаков осознавал, что существует крепчайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Создав мысль – образ или целый художественный мир, автор как бы сообщает им прочность несокрушимой реальности – «рукописи не горят». Как художник слова, Булгаков, прежде всего сатирик, хотя его палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик. Его главный принцип – «сатира не терпит оглядки». [приложение № 3 ]
Однако отношения с театральной цензурой у драматурга складывались плохо: после «Дней Турбинных» ни одна из пьес так и не увидела света рампы при жизни автора.
Параллельно с драматургической работой Булгаков с конца 1920-х годов обдумывает замысел своего главного произведения – роман «Мастер и Маргарита». Работа над ним продолжалась вплоть до февраля 1940 года. Этот роман стал творческим завещанием одного из крупнейших мастеров русской литературы ХХ века.
Творчество Булгакова – вершинное явление русской художественной культуры двадцатого века, оно многогранно, но особое место занимает в нем тема, которую можно было бы назвать «трагедией русского народа». Эта тема была незаживающей раной писателя. «Дикий мы, темный, несчастный народ», - записал он с горечью в своем дневнике 26 октября 1923 года. Но «несчастье» не пришло к русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено. Вот эти мысли и стремился автор развить в своих произведениях. Наиболее ярко они выражены в статье «Грядущие перспективы», в повести «Собачье сердце» и в других произведениях. В повести «Собачье сердце» по-новому писателем выражается мысль о том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель.
Глава II. Повесть «Собачье сердце».
В повести, написанной в 1925 году, воссоздается современная писателю действительность – советская реальность начала 1920-х годов. Однако воспроизведенная в мельчайших деталях картина отнюдь не становится документальным портретом эпохи. Соединение фантастического допущения с множеством конкретных деталей, сплетение комических подробностей «очеловечивания» Шарика с трагическими последствиями этого эксперимента формируют гротескный образ действительности.
Тема повести – человек, как существо общественное, над которым тоталитарное общество и государство производят грандиозный бесчеловечный эксперимент, с холодной жестокостью воплощая гениальные идеи своих вождей-теоретиков. Этому перерождению личности служат «новые» литература и искусство.
Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей. Коротко её можно сформулировать так: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, посему необходимо страну возвратить, по возможности, в её прежнее естественное состояние.
Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме посредством превращения незатейливого, добродушного пса в ничтожное и агрессивное человекообразное существо. При этом в действие вплетается целый ряд лиц, при столкновении которых выявляются многие проблемы общего или частного порядка, чрезвычайно интересовавшие автора. Но и они чаще всего прочитываются аллегорически. Аллегории нередко многозначны и могут иметь много трактовок.
В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент – огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, т.е. не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептично. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом автор своим произведением и предупреждает читателей.
«Собачье сердце» - последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников – не была высмеяна и растоптана лже-критиками от «советской литературы», т.к. вышла в свет лишь в 1987 году.
Эту повесть, написанную в 1925 году, автор так и не увидел напечатанной, она была изъята у автора вместе с его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года.
2.2. Образ профессора Преображенского.
Герой повести профессор
Информация о работе «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество