Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 01:15, биография
Родился в 1918 года в Кисловодске. Юность в Ростове-на-Дону. Закончил институт философии и искусства. Считал, что лучше всего можно рассказать о жизни, о времени в небольшом рассказе.
1) «Захар Калита» 1956 г., 2) «Матренин двор» 1959 г. (1963).
Литературную славу принесли рассказы (их 7). А, начиная с «Ракового корпуса», «Архипелага Гулага», «В круге первом» и кончая «Красным колесом» - силы отдает крупным произведениям. Рассказ «Матренин двор» подвергся атаке в официальной советской прессе. В рассказе верно отмечены два момента: 1) не укладывается в прокрустово ложе социалистического реализма, 2) использует бунинскую традицию в изображении деревни.
Солженицын
Родился в 1918 года в Кисловодске. Юность в Ростове-на-Дону. Закончил институт философии и искусства. Считал, что лучше всего можно рассказать о жизни, о времени в небольшом рассказе.
1) «Захар Калита» 1956 г., 2) «Матренин двор» 1959 г. (1963).
Литературную славу принесли рассказы (их 7). А, начиная с «Ракового корпуса», «Архипелага Гулага», «В круге первом» и кончая «Красным колесом» - силы отдает крупным произведениям. Рассказ «Матренин двор» подвергся атаке в официальной советской прессе. В рассказе верно отмечены два момента: 1) не укладывается в прокрустово ложе социалистического реализма, 2) использует бунинскую традицию в изображении деревни.
В журнале «Коммунист» в одной из статей (секретарь Егорычев) отмечалось, что Солженицын поэтизирует страдания и страдальцев. Твардовский мужественно защищал «Матренин двор» выделил произведение в литературном потоке (судьба крестьянки, ее душевный мир, как у Анны Карениной). Мужество проявил – напечатал рассказ. Его сняли с редакторов журнала. Здесь нет идеологии, но чистая литература. Предстает перед читателями женщина, любящая и страдающая. В основе рассказа достоверные события. Здесь проявились особенности Солженицына как художника: он видит перед собой задачу служить реальности, воссоздать растоптанную и униженную у нас реальность. Вымысел не является целью автора. У Солженицына, как и у всех русских классиков, в центре проблема добра и зла, общечеловеческое нравственное чувство и христианский гуманизм. Герои Солженицына – Иван Денисыч и Матрена – живут по совести, сохраняя «душу живую» в условиях, когда это сделать неимоверно трудно. Матрена Васильевна – человек судьбы трагической, над которой тяготеет некий рок: любила одного, вышла за другого, шесть детей умерло, муж умер, в колхозе работает не за деньги, а за палочки. Помогала другим, пенсии не заработала. У нее и было: коза, кошка, фикусы. Но при всей жестокости или равнодушии окружающего мира, она сумела жить с ним в согласии, не пеняя на судьбу, власть, время. Она безропотно несла ношу русской крестьянки (работа возвращала ей хорошее состояние духа). Она работала на соседей, знакомых, а денег не брала. Все пользовались ее добротой. Это была трудолюбивая, безответная, терпеливая, покорная женщина. Одна из тех, о которых Некрасов говорил: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». В своей жизни она буквально следует за Некрасовым (входит в горящую избу, коня останавливает). В изображении Матрены Васильевны – идея, идущая от русской классики – идея праведности. Солженицын не скрывает ее. В финале рассказа он скупыми, энергичными фразами выделяет главное: «Есть она тот самый праведник, без которого по пословице, не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша». Солженицын не случайно опирается на русскую пословицу. За пословицами – голос народа. Критик В. Бушмин о финале рассказа: «Это уже огромное обобщение». Образ Матрены вырастает у Солженицына до символа, олицетворяющего один из столпов, на которых держится жизнь. Одухотворяющий пример праведничества, праведнической жизни личности – тема для русской литературы естественно и традиционно. Солженицын продолжает эту традицию на новом материале, но его герой-праведник похож на праведника Лескова. Как и для Лескова, для Солженицына слово праведник означает нравственно-философскую оценку человека. Праведник – человек-носитель гуманной духовности, доброго деяния. Матрена своей жизнью, своим поведением доказала, что зло социальной жизни не в силах одолеть добро душевное и духовное. Матрена гибнет физически. Так случилось в жизни, и Солженицын ничего не стал менять, понимая, что у жизни есть своя логика.
Один день «Ивана Денисовича» открыл запрещенную тему о лагерях. У Горького 20 писем о Беломорканале. Стройка народная, а строили зеки. Это была бомба (у Некрасова «железная дорога»). Один день – назвал рассказом (в редакции «Новый мир» заставили именовать повестью для веса). Сожалел, так как смывалась грань между жанрами. Задумал на общих работах в лагере зимой 50-51-х годов, осуществил замысел в 1959 году. Вначале, как «Щ-854» - (один день одного зека) более острый политический. Это была попытка что-нибудь такое написать, что пусть нельзя будет напечатать, но хоть показывать людям нужно! После XX съезда решил напечатать. Солженицын не пошел в журнал, не надеялся на успех, отнес рукопись тюремный друг Лев Копелев. Рукопись попала к Твардовскому через голову редакционной коллегии. Твардовский прочитал и начал борьбу за издание. Решение принято в 1961 году в Политбюро под давлением Хрущева появился в номере 11 за 1962 год, а потом переиздан.
Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором во время войны и никогда не сидевшего, общего опыта пленников и личного опыта автора в особом лагере, где он работал каменщиком. «Почти счастливый день,» - думает Иван Денисович Шухов в конце прожитого им дня. И снова литература дает ответ на вечный вопрос о счастье (в т.ч. и «На Дне» - 4 теории). В чем счастье этого дня, прожитого героем. В карцер не посадили, на мороз не выгнали, кашу закосил, процентовку закрыл, ножовку нашел, не заболел. Он в мелких деталях быта, а для человека, сидящего годы, знающего, что бывает с теми, кто попался – это все очень значимо. Солженицын не рисует ужасов, озлобленности, не рисует судьбы людей, поставленных на карту случайностей. Критик Мурин на вопрос, почему счастливый лагерный день? отвечает: «Потому что главная цель автора показать русский национальный характер в различных обстоятельствах, увы, неправедной жизни.
Лагерь показан глазами мужика Шухова. Если бы лагерь был дан через восприятие Цезаря, Буйновского, Тюрина, то это был бы иной лагерь, потому что у этих людей иные судьбы. Залыгин замечает, что через события дана личность. А лагерь и есть «событие». Его можно рассматривать всесторонне: устройство, режим, предназначение. Мы убеждаемся, что за колючей проволокой тоже идет жизнь, но своя. Автор показывает, что может как-то спасти и спасает человека в этой бесчеловечной жизни. Прежде всего, это причастность к сообществу, осознанный труд. Бригада в лагере – это аналогия семьи, бригадир – отец. Он всё. Жизнь вторую даст. А плохой – в деревянный бушлат загонит. Но если укажет пальцем – выполняй беспрекословно. Все люди ведут себя по-разному. Один советует Шухову: работать не усердствуя. А Шухов трудолюбивый. Он трудится осмысленно: клал кирпич к кирпичу аккуратно, понимал, что делать нужно дело. Он погружен в труд. Работает не для показухи, а для блага (писатель Шаламов не соглашается, считает, что лагерный труд убивает человека). В лагерной жизни свои законы: если хочешь остаться человеком, не занимайся доносами. Шухов – крестьянин. Ему свойственна рассудительность. Он не суетлив, вникает в мелочи жизни, знает, что именно из них и состоит жизнь. Солженицын показывает его в различных ситуациях, и всегда он деликатен, застенчив. Сумел пронести свою душу чистой, не потерять человеческое достоинство, сохранить свое лицо. Именно таков Шухов.
После публикации повести «Один день Ивана Денисовича» Солженицын думан об издании своего первого романа «В круге первом». Но в ситуации середины 60-х годов это было уже нереально. В романе Солженицын отталкивается от судеб своих героев, которые оказались в тюремной «шарашке» и показывает, как зарождалась и развивалась в нашей стране тоталитарная система. Людей с детства воспитывали на идолопоклончестве (страхе и поклонении) вождям и на ненависти к любой оппозиции. «Им с 4 класса уже толковали элементы политэкономии и обществоведения. Общечеловеческие ценности были отодвинуты на второй план. Отсюда – процветание лжи на страницах газет и в жизни. Герои писателя пытаются понять, почему так произошло?
После Солженицын о страшной трагедии, случившейся с нашим народом, поведает языком документов и цифр. Он создаст фундаментальное художественное исследование «Архипелаг Гулаг», за которое в начале 70-х годов будет изгнан со своей Родины. Располагая неопровержимыми фактами, Солженицын опроверг мнение о том, что репрессии развернулись в 37 году. По его мнению, страдания народа начались намного раньше: фактически террор развернулся сразу после революции.