Сопрежение глагола

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 10:38, реферат

Описание работы

Глаголами называются слова, обозначающие действия или состояния лица, а также предмета и отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? (бежать, убежать, рубить, отрубить, спать, заснуть и т. д.).
Глаголы могут указывать не только на действия и состояния, но и на признаки (зеленеет луг), количество (удвоили, утроили энергию), на отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (уважал своего товарища).
Перечисленные выше значения глагола имеются и у слов других частей речи, в частности у существительных и прилагательных. Ср.: бьют часы кремлевской башни — бой часов кремлевской башни, ходил конем — ход конем, читал книгу — чтение книги, строят объект — строительство объекта, лицо краснеет — лицо его постепенно становится красным и т. д. Почему же слова бьют, ходил, читал, строят, краснеет относятся к глаголу, а бой, ход, чтение, строительство, красный — к другим частям речи?

Содержание работы

Общая характеристика глагола как части речи
Общее понятие о видах глагола
Общая характеристика лица глагола
Общее понятие о временах глагола
Общее понятие о наклонении глагола
Возвратные глаголы.
Спряжение глаголов.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Спряжения.глагола.docx

— 34.11 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Республики Таджикистан

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Спряжения глагола».

 

 

 

 

 

Выполнил: Ибрагимов М.

ученик 5 «б» класса

Приняла: Каримова С.

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика глаголов

 

Содержание 
 
Общая характеристика глагола как части речи 
Общее понятие о видах глагола 
Общая характеристика лица глагола 
Общее понятие о временах глагола 
Общее понятие о наклонении глагола 
Возвратные глаголы. 
Спряжение глаголов. 
Список литературы 
 
Общая характеристика глагола как части речи 
 
Глаголами называются слова, обозначающие действия или состояния лица, а также предмета и отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? (бежать, убежать, рубить, отрубить, спать, заснуть и т. д.). 
Глаголы могут указывать не только на действия и состояния, но и на признаки (зеленеет луг), количество (удвоили, утроили энергию), на отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (уважал своего товарища). 
Перечисленные выше значения глагола имеются и у слов других частей речи, в частности у существительных и прилагательных. Ср.: бьют часы кремлевской башни — бой часов кремлевской башни, ходил конем — ход конем, читал книгу — чтение книги, строят объект — строительство объекта, лицо краснеет — лицо его постепенно становится красным и т. д. Почему же слова бьют, ходил, читал, строят, краснеет относятся к глаголу, а бой, ход, чтение, строительство, красный — к другим частям речи? 
В отличие от других частей речи глагол, называя действие, состояние, признак, количество, отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, указывает, во-первых, на производителя, деятеля (субъекта) — кто-то или что-то ходит, читает, бьет, краснеет, во-вторых, на время совершения действия (бьют, ходил, читал). В-третьих, глагол располагает такими формами, которые позволяют оценивать действие, состояние, признак как реальное или только желаемое, возможное: удвоим, удвойте, удвоили бы; строим, стройте, строили бы. 
Таким образом, глагол — часть речи, обозначающая действие или состояние в его отношении к лицу, времени и наклонению. 
Морфологические признаки глагола – изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам. Кроме того, глаголы имеют спряжение, могут быть переходными и непереходными, возвратными и невозвратными, могут указывать на вид. 
Глагол — самая «богатая» часть речи. Каждый глагол имеет целую систему форм, ср.: читать—читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают—читал, читала, читали—буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать — читай, читайте, читал бы—читающий, читавший, читаемый, читанный—читая. 
Одни глагольные формы относятся к спрягаемым, другие — к неспрягаемым. Неспрягаемыми являются инфинитив, причастие и деепричастие, все остальные включаются в группу спрягаемых (формы лица, времени, наклонения). 
Важнейшая синтаксическая функция глагола — быть сказуемым. Основные формы глагола (формы лица, времени и наклонения) употребляются исключительно в роли сказуемого, поэтому их называют предикативными (предикат—сказуемое). 
Из всех глагольных форм только инфинитив может быть любым членом предложения и сказуемым в том числе. 
Все глагольные формы сочетаются с существительными — управляют существительными, «требуют» существительное в определенном падеже (с предлогом или без предлога). Ср.: упрашивать товарища, подойти к товарищу, говорить о товарище; говорю (говорил, буду говорить, говори, говорил бы, говорящий, говоривший, говоря) о товарище. 
Глагол имеет и словообразовательные признаки, отличающие его от других частей речи. Так, глаголы активно образуются с помощью приставок (для образования слов других частей речи этот способ используется менее активно). У глагола есть «свои» суффиксы: -а- (обедать), -ну- (крикнуть), -ся (приводниться) и др. 
 
Общее понятие о видах глагола 
 
Обозначая действие, русский глагол может также указывать на Те достигло ли оно в своем развитии, течении конечной цели, желаемого результата. Поясним на примерах: 1) Я написал письмо—глагол написал не только указывает на определенный процесс, но и сообщает о том что этот процесс в какой-то момент времени достиг конечной цели желаемого результата (письмо оказалось написанным). 2) Я писал письмо - глагол писал указывает только на то, что данный процесс имел место в прошлом, какое-то время продолжался, длился, но ничего не сообщает о том, была ли достигнута цель, желаемый результат. ' 
Таким образом, в одних случаях глагол выступает в роли простого обозначения действия (Я писал письмо. Завтра она идет в театр. Брат читал| этот роман), в других — глагол, обозначая действие, дополнительно информирует о достижении цели этим действием, о достижении результата (Я написал письмо. Завтра она пойдет в театр. Брат прочитал этот роман). 
Достижение действием цели, желаемого результата называется внутренним пределом в развитии действия. Вид как один из признаков; глагола указывает на наличие или отсутствие внутреннего предела в развитии действия. 
Совершенный вид обозначает действие, в развитии которого имелся или будет иметься внутренний предел (т. е. был или будет достигнут результат): решил—решит, написал—напишет, купил—купит, запел—запоет, сходил — сходит и т. д. Несовершенный вид обозначает действие без указания на внутренний предел, в этом случае внимание сосредоточивается на представлении, констатации самого действия: читает — читал — 'будет читать, ходит—ходил—будет ходить, посвистывает—посвистывал—будет посвистывать, поет—пел—будет петь. 
Кроме основных значений (указание на внутренний предел или отсутствие такового) глаголы совершенного и несовершенного вида могут иметь дополнительные оттенки. Так, многие глаголы несовершенного вида указывают также на повторяемость действия: подписывать, почитывать, побаливать, толкать, бросать, ездить и т. д., а целый ряд глаголов совершенного вида обозначает, наоборот, действия однократные, мгновенные: бросить, толкнуть, обернуться и т. д. 
Вид легко распознается по вопросу: что делать? — несовершенный вид, что сделать? — совершенный вид. Вид характеризует все формы глагола: 1) читать (что делать?), читаю (что делаю?), читал (что делал?), буду читать (что буду делать?), читай (что делай?), читающий (что делающий?) , читавший (что делавший?), читая (что делая?); 2) прочитать (что сделать?), прочитает (что сделает?), прочитал (что сделал?), роман прочитан (что сделано с романом?), прочитав (что сделав?). 
Глаголы совершенного вида имеют два времени:, прошедшее и простое будущее (купил—купит, бросил—бросит, пропел—пропоет и т. д.). Глаголы несовершенного вида имеют все три времени: настоящее, прошедшее и сложное будущее покупает — покупал — будет покупать, бросает — бросал — будет бросать, поет — пел — будет петь). 
 
 
Общая характеристика лица глагола 
 
Глагол, обозначая действие, процесс, состояние, указывает и на того, кто или что совершает данное действие или процесс, кто или что испытывает данное состояние, т. е. глагол определяет также производителя действия. Ср.: Приятно шагать по утренней Москве—инфинитив шагать называет только определенное действие (в отличие например, от идти, бежать) и не сообщает о том, кто шагает по Москве. Но: шагаю, шагаешь, шагает, шагаем, шагаете, шагают—в этом случае каждая форма глагола. и вне контекста вызывает у нас представление о том, кто шагает, т. е. кто является производителем действия. 
Производитель действия в морфологии называется термином лицо. Но лицо глагола определяет производителя действия не вообще, а с точки зрения говорящего. Отсюда: 1) если производителем действия является сам говорящий — это 1-е лицо: Я шагаю по Москве; 2) если производителем действия является его собеседник — это 2-е лицо: Ты шагаешь по Москве; 3) если производителем действия является лицо, не участвующее в разговоре, или явление животного мира, природы, какой-нибудь предмет, о котором идет речь,—это 3-е лицо глагола: Он шагает по Москве; Плывет луна в недвижной высоте... Поет петух в деревне за хребтом, и утро подступает по секундам. 
Действие может совершаться не одним лицом, а несколькими: Мы шагаем по Москве—1-е лицо мн. ч.; Бы шагаете по Москве—2-е лицо мн. ч.; Они шагают по Москве—3-е лицо мн. ч. 
Действие может быть связано с несколькими явлениями животного мира и природы, с несколькими предметами: Сляг стрижи на оконных карнизах, кипарисы глядятся в окно; Скрежещут над парком трамваи... Истошно кричат попугаи... Таким образом, три лица глагола имеются не только в единственном, но и во множественном числе. 
Указание на лицо имеется у глагола во всех наклонениях. Например: 
Я выучил русский язык — 1-е лицо изъявительного наклонения; Жди меня, и я вернусь... — 2-е лицо повелительного наклонения; Ждите нас завтра — 2-е лицо мн. ч. повелительного наклонения. 
1-е и 2-е лицо ед. и мн.ч. глагола указывают на человека или на олицетворенный «очеловеченный» предмет. Например, в «Необычайном приключении...» Маяковского солнце, «дух переведя, заговорило басом: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья» — здесь 1-е лицо указывает на «очеловеченное» явление природы (солнце). 
3-е лицо) может указывать и на деятеля-человека и на деятеля-предмет: Кондуктор с лесенки кричит; Грохочут моторы, летят поезда, огни на походной стоянке. 
 
Общее понятие о временах глагола 
 
Время как одна из основных форм существования бесконечно развивающейся материи выражается в языке глаголом. 
Осуществление любого действия, процесса, состояния во времени рассматривается в морфологии с точки зрения говорящего. Таким образом, время глагола выражает отношение действия, состояния, процесса к моменту речи. 
В современном русском языке имеется три времени: настоящее, прошедшее и будущее. 
Настоящее время называет действие, которое происходит в тот момент, когда о нем говорится. Например: Просят в столовую — здесь глагол просят свидетельствует о том, что действие совершается в то же самое время, когда говорящий сообщает об этом, т. е. действие совпадает с моментом речи. 
Прошедшее время называет действие, которое происходило до момента речи. Например: Солдаты разошлись повзводно на квартиры. Плац опустел — глаголы разошлись, опустел показывают, что названные действия происходили до момента речи, до того, как началась об этом речь. 
Будущее время называет действие, которое произойдет или мыслится как возможное после момента речи. Например: — Вот, назло им всем, завтра же засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию — глаголы засяду, подготовлюсь, поступлю показывают на такие действия, которые произойдут или могут произойти после момента речи, которые представляются говорящему как вполне возможные в будущем. 
Времена глагола тесно связаны с видами: глаголы несовершенного вида употребляются во всех трех временах (пишу, писал, буду писать);глаголы совершенного вида имеют только два времени — прошедшее и будущее (написал, напишу). 
 
Общее понятие о наклонении глагола 
 
Действие может рассматриваться говорящим по-разному: 1) как реальное (происходило, произошло--писал, написал; происходит—пишу; произойдет или будет происходить —- буду писать, напишу); 2) как желаемое (напиши письмо брату) или возможное (написал бы письмо брату, да времени нет). 
 
Таким образом, с точки зрения говорящего действие в одном случае соответствует действительности, (оно было, есть или будет), в другом — действия на самом деле нет, но оно может произойти или могло бы произойти при известных условиях. 
Сравнивая такие формы глагола, как напиш-ешь и напиш-и, написал бы, приходим к выводу, что понятия реальности действия, с одной стороны, и его нереальности (в смысле желательности, возможности) — с другой, выражаются в русском глаголе специальными показателями. Способность глагола определенными показателями выражать степень реальности действия называется наклонением. 
Русский глагол имеет три наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное (или условное). 
 
Возвратные глаголы. 
 
Глаголы, имеющие суффикс –ся (-сь), называются возвратными: одеваться – одеваюсь, одеваешься, одевается и т.д., умываться – умываюсь, умываешься, умывается и т.д. Суффикс –ся (-сь) отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончаний: собираюсь, собирались. 
Возвратные глаголы имеют различные добавочные значения, которых не имеют невозвратные глаголы: 
1) возвратное значение: мальчик одевается, причёсывается, т. е. одевает себя, причёсывает себя; 
2) взаимное значение: друзья обнимаются, целуются, т. е. обнимают друг друга, целуют друг друга; 
3) значение постоянного свойства: крапива жжётся, корова бодается, собака кусается; 
4) страдательное значение: дом строится каменщиками. При возвратном глаголе с этим значением подлежащее обозначает предмет, подвергающийся действию (подлежащее дом не сам производит действие, его строят каменщики). 
 
Спряжение глаголов. 
 
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам. 
В русском языке два спряжения — первое и второе. Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -угл, -ют, относятся к I спряжению. 
Глаголы, которые имеют окончания -ишь, -мот, -им» -ите, -бет, -ят, относятся ко II спряжению. 
У глаголов I спряжения в 3-м л. мн. ч. окончания -ут (-ют), а у глаголов II спряжения—-am (-ят). 
Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по инфинитиву 
Ко II спряжению с безударными личными окончаниями относятся: 
а) все глаголы, имеющие в инфинитиве -ить: пилить, молотить, боронить и др. (кроме глаголов брить, стелить и образованных от них выбрить, застелить, перестелить и др.); 
б) семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть и образованные от них посмотреть, увидеть и т. п.; 
в) четыре глагола на –ать: слышать, дышать, держать, гнать и образованные от них услышать, задышать, подержать и т. п. 
Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению. 
 
Список литературы 
 
1. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Русский язык. М., МГУ1978. 
2. Мисири Г.С., Габ С.П. Русский язык. М., Высшая школа. 1979. 
3. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. М., Высшая школа. 1991. 
4. Чеснокова Л.Д., Букаренко С.Г. Сборник упражнений по морфологии современного русского языка. М., Высшая школа. 1988.

 

Историческая система глагольного спряжения в русском языке

 

Спряжение - изменение глагола по видам, наклонениям, временам, числам, лицам и родам. В качестве категорий глагольного словоизменения существуют три времени - прошлое, настоящее и будущее; три лица - 1-е, 2-е и 3-е; два числа - единственное и множественное; 3 наклонения - изъявительное, повелительное, условное; два залога - активный и пассивный.

В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения - I и II. Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию: зовёшь, ведёшь - I спряжение, горишь, спишь - II спряжение.

 

ТипЧислоНастоящее время1 лицо2 лицо3 лицо1 спр.Ед. ч.-у, -ю-ешь-етМн. ч.-ем-ете-ут,-ют2 спр.Ед. ч.-у, -ю-ишь-итМн. ч.-им-ите-ат, -ят

Но большинство глаголов при спряжении не имеет ударения на личных окончаниях. В таких случаях спряжение определяется по инфинитиву (по тому гласному, который стоит перед суффиксом инфинитива).

Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых:

) инфинитив оканчивается  на -и-тъ (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить, стелить, редко встречающихся глаголов зиждиться и зыбиться. (Глаголы зиждиться и зыбиться употребляются только в форме 3 лица ед. и множ. числа, остальные формы не употребляются.);

) глаголы-исключения, у которых  инфинитив оканчивается на -е-ть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть) и на -а-ть (гнать, держать, слышать, дышать).

К I спряжению относятся все остальные глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть, и 4 уже упомянутых глагола на -ить - брить, стелить, зиждиться и зыбиться.

Следует помнить, что приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать - догнать - перегнать - выгнать и т. д. - II спряжение). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать - гнаться - II спряжение).

В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие - по II. К ним относятся:

) хотеть - в единственном  числе изменяется по I спряжению (хочу - хочешь - хочет), а во множественном  числе - по II (хотим - хотите - хотят);

) бежать, который имеет  все формы, как у глаголов II спряжения (бегу - бежишь - бежит - бежим - бежите), кроме 3 лица множ. числа - бегут (по I спряжению);

) чтить - изменяется по II спряжению (чтишь - чтит - чтим - чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употребляется реже, чем чтут;

) брезжить - употребляется  только в форме 3 лица единственного  числа (брезжит - II спряжение) и множественного  числа (брезжут - I спряжение).

Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть, надоесть, дать, создать - ем, ешь, ест, едим, едите, едят; дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; создам, создашь, создаст, создадим, создадите, создадут. Также своеобразно изменяется глагол быть - в современном русском языке сохранились редко употребительные формы настоящего времени - есть и суть, а будущее время образуется от другого корня: буду, будешь, будет, будем, будете, будут.

Форма 1-го лица единственного числа настоящего и будущего простого некоторых глаголов не употребляется, например: басить, убедить, победить и др.

 

Классы глаголов

спряжение русский язык глагол

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита -ть - чита j -ут (читают), зва -ть - зов -ут . Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

Классы бывают - продуктивные и непродуктивные. Продуктивные характеризуются соотношением основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, например, глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат, соответственно, к непродуктивным классам, например, глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.

Продуктивных глагольных классов пять:

-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj : читать - читаj-ут (читают) .

-й класс - -е(ть) и -ej : жалетъ - жалеj -ут (жалеют) .

-й класс - -ова (-ева) (ть) и -yj : советовать - советуj-ут (советуют), горевать - горюj-ут (горюют) .

-й класс - -ну(ть) и -н- : прыгнуть - прыгн-ут .

-й класс - -и(ть) и -ат, -ят : молить - мол-ят .

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут , махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса).

Спряжение современного русского языка - результат упрощения более сложной системы спряжения древнерусского языка, в которой категории времени и вида ещё не были полностью расчленены; система времён содержала, кроме настоящего, 4 прошедших и, как предполагают, 2 будущих; во всех временах глаголы различались по лицам; имелось 3 парадигмы числа - единственное, множественное и двойственное.

По формам настоящего времени все глаголы древнерусского языка делились на пять классов - четыре тематических и один нетематический. Тематическими называются те глаголы, при образовании форм настоящего времени которых личные окончания присоединялись к основе не непосредственно, а с помощью так называемого тематического гласного. Нетематические глаголы - глаголы, в которых личные окончания в формах настоящего времени присоединялись непосредственно к корню.

По таблице:

изменились формы 2-го и 3-го лица ед. ч., остальные - фонетические изменения.

-ый класс - глаголы характеризовались тематическим гласным [е], чередующимся с [о]. Первую ступень чередования можно отчетливо увидеть в формах 2-3-го л. ед. ч. К глаголам I класса относились такие, как нести, вести, ити (> идти) и т. д. Во 2-м л. ед. ч. в формах несеши, ведеши, идеши тематический гласный [е] перед окончанием (ши) выступает совершенно ясно. Вторая же ступень чередования - гласный [о] - исконно выступала в 3-м л. мн. ч., но в древнерусских несоуть, идоуть, могоуть перед окончанием [ть] находится гласный [у], и только восстановление дописьменных форм *neso-nti, *vedo-nti и т. п. указывает, что [у] здесь по происхождению из *оn (ср. ст.-слав, нес*тъ, вед*тъ, ид*тъ, мог*тъ), где [о] -тематический гласный, а [n] относился к личному окончанию [nti].

-ой класс - характеризовался тем же тематическим гласным [е], чередующимся с [о], но осложненным [н]: [не]/[но]. Сюда относились такие, например, глаголы, как стати (2-е л. станеши).

-ий класс - имел также тематический гласный [е] в чередовании с [о], но осложненный предшествующим [j]: [je]/[jo]. Стоит упомянуть, что звук [j], попадая в положение после согласного, оканчивающего корень, ассимилировался, смягчив предшествующий согласный. Поэтому к глаголам III класса относятся не только такие, как знати, делати, в которых во 2-м л. ед. ч. знаеши, делаеши звук [j] выступает совершенно отчетливо, но и такие, как писати, мазати, где во 2-м л. ед. ч. в формах пишеши, мажеши звук [j] отсутствует, но легко восстанавливается в *pis-je-i, *maz-je-i: именно в результате изменении [sj] > [ш'], [zj] > [ж'] и возникли чередования [с]/[ш], [з]/[ж] в формах инфинитива и настоящего времени.

-ый класс - имеет тематический гласный -и, который отсутствует только в формах 1-го лица ед. ч. и 3-го лица мн. ч. В современном русском языке такие глаголы относятся ко второму спряжению (ходити, хвалити).

-ый класс - К нетематическим относилось всего пять глаголов: быти, дати, ести, ведети -и имети. В 1-м л. ед. ч. у этих глаголов было окончание |мь] (есмь, дамь, емь, вемь, имамь), во 2-м л,- [си] (ecu, даси, еcu, веси, но имаши); в остальных лицах окончания были те же, что и у тематических глаголов.

-ый класс: От глагола быти в настоящем времени сохранилась лишь форма 3-го лица ед. ч. (есть) и отчасти форма 3-го лица мн. ч. (суть), которая употребляется только в книжной, письменной речи.

 

История форм прошедшего времени

 

В исходной системе древнерусского языка были две простые формы прошедшего времени - аорист и имперфект - и две сложные - перфект и плюсквамперфект (давнопрошедшее время), причем каждая из данных форм отличалась от другой не только окончаниями, но и по значению. Каждая их этих форм так же изменялась по лицам и числам.

Аорист являлся простым прошедшим временем, обозначавшим единичное, не повторяющееся действие (как длительное, так и мгновенное), полностью отнесенное в прошлое. При переводе аорист заменяется формой прошедшего времени глагола совершенного вида.

Имперфект по своему значению являлся простым прошедшим временем, обозначавшим повторяющееся или мыслимое как неограниченное во времени глагольное действие, полностью отнесенное к прошлому.

Перфект является сложной формой прошедшего времени, которая состояла из формы настоящего времени вспомогательного глагола быти и причастия прошедшего времени на -л, изменявшегося по родам и числам. По своему значению перфект являлся собственно прошедшим временем: он обозначал результат прошедшего действия, который сохраняется в настоящем времени. Иначе говоря, форма, скажем, есмь принеслъ обозначала не просто прошлый факт, но и настоящее состояние: я принес, и то, что я принес, в настоящее время находится здесь. Перфект очень рано утратил вспомогательный глагол; утрата вспомогательного глагола снимала связанность с настоящим временем, вследствие чего причастие на -л превращается в простую глагольную форму, обозначающую прошедшее время.

Плюсквамперфект обозначал прошедшее действие, которое совершилось раньше другого прошедшего действию. Плюсквамперфект образовался сочетанием формы имперфекта глагола быти и формы причастия на -л, изменявшегося по родам и числам.

Разрушение старой системы прошедших времен заключается в том, что вместо четырех форм - аориста, имперфекта, перфекта и плюсквамперфекта - на протяжении истории русского языка постепенно устанавливается одна, по происхождению восходящая к перфекту.

 

Будущее время

 

В исходной системе древнерусского языка, кроме синкретической формы будущего времени, из которой развились формы простого будущего, были две формы сложного будущего времени. Одна из них может считаться действительно аналитической формой, служащей для обозначения такого будущего действия, которое относится ко времени ранее другого будущего действия (так называемое преждебудущее). Она образовывалась сочетанием личных форм будущего времени глагола быти с причастием прошедшего времени на -л-, изменявшимся по родам и числам. В связи со спецификой значения употреблялась эта форма редко.

Вторая форма сложного будущего времени, которая образовывалась сочетанием личных форм вспомогательных глаголов с инфинитивом, не может определенно считаться аналитической, так как в ее образовании в качестве вспомогательных участвовали глаголы, имеющие собственное лексическое значение, которое они вносили в эту форму. Иначе говоря, сочетание личных форм, например, глагола начати (хотети, имети) с инфинитивом, хотя и указывало на будущее время обозначаемого действия, одновременно с этим имело и значение начинательности, вносимое в сочетание глаголом в личных формах.

Форма буду + инфинитив распространилась позже. Изначально эта конструкция употреблялась в начинательном значении. Следовательно, исконно сочетание буду + инфинитив было равнозначно начну + инфинитив, т, е. буду имело собственное лексическое значение.

Информация о работе Сопрежение глагола