Современная литература

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:56, реферат

Описание работы

Сегодня в России каждый день появляются книги сотен различных наименований. Для современного читателя это настоящий вызов. Все больше писателей стремятся обрести читательское признание и, если повезет, популярность. С точки зрения рыночной экономики читательские предпочтения отчасти отражены в тиражах книг, т.е., чем больше продано данной книги, тем она популярнее. Другая возможность выяснить литературные вкусы общества – это премии за литературные произведения, которых появилось достаточно много в 90-е годы XX века, а также мнения литературных критиков. Они читают книги раньше других, высказывая свое отношение к прочитанному в СМИ и на популярных веб-сайтах.

Файлы: 1 файл

современная литература.docx

— 17.93 Кб (Скачать файл)

     В формировании гармонически  развитой и духовно богатой  личности важную роль играет  художественная литература. Однако, так ли она актуальна в наши  дни? Какие книги мы видим  в руках  прохожих в метро,  в очередях?   

     Раньше читать книги  было престижно, даже модно,  для того, чтобы иметь статус  интеллектуала. Теперь модно вести  онлайн-дневники, публиковать в социальных  сетях свои мысли, цитаты из  произведений, суть которых отражает  жизненную ситуацию человека  на данный момент. Бумажные книги  в наше время это во многом  бизнес, а не зарядка для ума:  красивая глянцевая обложка, мелованная  бумага с цветными 3D-иллюстрациями и, конечно, высокая цена за «книгу-бестселлер». Что касается бестселлеров, то под данной вывеской в магазине мы больше видим книги с такими темами, как: здоровая пища, похудение, женские романы, психология мужчин и женщин, расследования и приключения, «способы заработать миллион и при этом ничего не делать», фэн-шуй, нежели произведения классиков. Книги оформлены ярко, кричаще, мало букв и много картинок, чаще фантастических.

     Сегодня в России  каждый день появляются книги  сотен различных наименований. Для  современного читателя это настоящий  вызов. Все больше писателей  стремятся обрести читательское  признание и, если повезет,  популярность. С точки зрения  рыночной экономики читательские  предпочтения отчасти отражены  в тиражах книг, т.е., чем больше  продано данной книги, тем она  популярнее. Другая возможность  выяснить литературные вкусы  общества – это премии за  литературные произведения, которых  появилось достаточно много в  90-е годы XX века, а также мнения  литературных критиков. Они читают  книги раньше других, высказывая  свое отношение к прочитанному  в СМИ и на популярных веб-сайтах. Оценки критиков, безусловно, влияют  на вкусы и предпочтения читателей,  но их точка зрения не является  окончательной и безоговорочной. Именно читатель в конечном  счете решает, насколько «классичен»,  «долговечен» тот или иной  писатель, та или иная книга.

    Последние два десятилетия  характеризуются обилием и разнообразием  художественных тенденций.  
Нельзя с уверенностью сказать о популярности определенного литературного жанра, большое количество людей с интересом читают литературу разнообразных жанров. Поклонники есть у серьезной литературы с такими темами, как технические характеристики новых девайсов и оптимизация сайта, психологическая война человечества, есть они и у различных женских и юмористических детективов, любовных романов и т. д.

    На самом деле ситуация  по сравнению с XX  веком ничуть  не изменилась. Развитие современной  литературы также определяется  трудами немногих, ключевых авторов.  Они описывают героя современной  литературы: сейчас это либо рефлексирующий  молодой человек, пытающийся выйти  за рамки надоевшего повседневного  мира, либо супер-герой с необычными  способностями (неважно какими: вампир  он, оборотень, эльф или борец  спецназа), который ищет, страдает, спасает,  влюбляется и в конце женится.  Также, как и раньше, в большинстве  историй, будь они о спасении  мира или об офисном клерке, живущем в своем мире, развязка  связана с любовью. В отличие  от литературы предшествующих  веков в современной литературе  сейчас нет определенной идеологии,  есть мода, но нет идеалов и  рамок, в которые должны «вписываться»  писатели. Всем нам в школе  читали Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова; из иностранных – Шекспира, Данте, Гете, Шиллера, Хемингуэя  – поэтому у нас выработались  определенные критерии оценки  всех последующих книг. Однако, хоть  и тематика написания книг  изменилась, но такие писатели  Виктор Пелевин являются весьма  популярными и своего рода  классиками в своих жанрах. Развитие  современной литературы движется  в сторону неоклассики, когда  ранее необычные сюжеты (кибер-фантастика, книги о жизни онлайн и т.п.) становятся нормальными и привычными.

     Особую популярность  в наши дни приобретает такой  жанр литературы, как фантастика. Такие писатели как Дарья Гущина  «Выбор павшего. По следу памяти»,  Головачев Василий «Запрещенная  реальность», Ливадный Андрей «Экспансия: история галактики» являются яркими представителями данного жанра. В их произведениях находят отражения фантастические сценарии создания галактики, люди из настоящего, оказавшиеся в прошлом, спасения мира одним «обычным» человеком. Эти книги являются бестселлерами и приобретают популярность у все большего круга читателей. 

     Другим актуальным  жанром является детектив. Целевая  аудитория предпочитает произведения  данного жанра в силу их  интригующего сценария и приключенческого  характера. Дарья Донцова «Дама  с коготками», Татьяна Полякова  «Огонь, мерцающий в сосуде», Юрий  Никитин «Трое из Леса»- известные  писатели, обладающие совершенно  новым, свежим взглядом на детективный  жанр. Их истории отличаются оригинальным  захватывающим сюжетом, легким  изящным стилем и совершенно  непредсказуемыми развязками.

     Произведения  Пелевина  «Чапаев и пустота», «Числа» можно отнести к неоклассике  - литературе о более свободной  личности, которая через свою  способность к переосмыслению  исторически сложившихся в России  стереотипов создает  представление  о будущей, новой, более свободной  и более эффективной русской  культуре. Характерными чертами  нового жанра являются: критика  господства авторитарных оснований  культуры, индивидуальный поиск  способа веры, интеллектуализация  смысла любви, рационализация  мышления и образа жизни, индивидуализация  отношений людей, раскрытие богатства  смысла личности, формирование нового  культурного многообразия.  Пелевин  развивает, обогащает, модернизирует  эти формы. 
     На сегодняшний день не стоит на месте развитие современной литературы. Распространение Интернета дает неограниченные возможности новым авторам для публикации их литературных произведений и текстов. Чаще всего в этих произведениях существует явное несоответствие определенным стандартам, смешение литературных жанров и явные искажения, которые не допустили бы для издания книг, но вместе с тем молодые авторы имеют возможность публиковаться в Интернете, что прибавляет им опыта и мастерства. А у читателя появляется возможность не только прочитать новое произведение, но и оставить свои комментарии.

   

     Конечно, современная литература – это дело вкуса. Она нам не предлагает узкий круг тем, как в советский период, которых полагалось придерживаться, строгие каноны письма, в конце концов, не существует цензуры. Кому-то нравится простое и доступное изложение, кому-то философские притчи, кому-то – фантастические миры или запутанные детективные квесты. Главное, уметь выбирать. Выбор есть – и это главное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

  1. Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. Современная русская литература: 
    Учебное пособие в 3-х кн. Кн. 1: Литература “оттепели” (1953–1968). 288 с.; Кн. 2: Семидесятые годы (1968–1986). 288 c.; Кн. З: В конце века  
    (1986–1990-е годы). 160 с. М.: Эдиториал УРСС,  2001.
  2. http://lit-orator.ru/razvitie-sovremennoj-literatury/

Информация о работе Современная литература