Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 11:46, доклад
Итак, чем же “литература для детей” отличается от “литературы для взрослых”, и существуют ли здесь принципиальные различия? Вопрос о специфике детской литературы всё ещё остаётся открытым. Далеко не все исследователи признают за этим явлением право на самостоятельное существование: детская литература появилась значительно позднее, чем литература вообще, и в известной мере опиралась на достижения последней. Тем не менее, нельзя не заметить тематических, стилистических и функциональных различий между произведениями, адресованными детям, и произведениями, рассчитанными на взрослого читателя.
Специфика детской литература
Вопрос о специфике детской
литературы
Итак, чем же “литература для детей” отличается
от “литературы для взрослых”, и существуют
ли здесь принципиальные различия? Вопрос
о специфике детской литературы всё ещё
остаётся открытым. Далеко не все исследователи
признают за этим явлением право на самостоятельное
существование: детская литература появилась
значительно позднее, чем литература вообще,
и в известной мере опиралась на достижения
последней. Тем не менее, нельзя не заметить
тематических, стилистических и функциональных
различий между произведениями, адресованными
детям, и произведениями, рассчитанными
на взрослого читателя. Эти различия проявляются
тем более явственно, чем более юному читателю
адресованы произведения, поэтому представляется
уместным говорить о возрастной специфике
детской литературы и выделять несколько
групп на основании возраста читателя:
1) книги для самых маленьких,
2) книги для детей 4-7 лет
3) литература для младших школьников,
4) произведения для подростков.
Книги для самых маленьких
Первые детские книги знакомят ребёнка
с новыми предметами окружающего мира
и помогают развитию речи. Они входят в
жизнь ребёнка, ещё не умеющего читать
и только начинающего говорить. Серия
“Читаем с мамой”, например, рассчитана
на детей от 1 года и включает в себя картонные
книжки с яркими иллюстрациями, изображающими
незнакомых ребёнку животных. Такая картинка
сопровождается либо просто названием
животного, которое ребёнок постепенно
запоминает, либо коротким стихотворением,
дающим представление о том, кто изображён
на картинке. Написание подобных, на первый
взгляд, предельно простых стихов, требует
от автора едва ли не виртуозного владения
словом, потому что литература для самых
маленьких должна решить сразу несколько
непростых задач. Её специфика определяется
тем, что она имеет дело с человеком, почти
ничего не знающем об окружающем мире
и ещё не способном воспринимать сложную
информацию. Поэтому в небольшой объём
– часто всего одно четверостишие – нужно
уместить максимум знаний, при этом слова
должны быть предельно конкретными, простыми,
предложения – короткими и правильными,
ведь слушая эти стихи, ребёнок учится
говорить. В то же время стихотворение
должно давать маленькому читателю яркий
образ, указывать на характерные черты
описываемого предмета или явления. Не
случайно лучшие детские стихи, услышанные
человеком в самом раннем возрасте, часто
остаются в памяти на всю жизнь и становятся
первым опытом общения с искусством слова
уже для его детей. В качестве примера
здесь можно назвать стихи С. Я. Маршака
“Детки в клетке”, стихотворения А.Барто
и К.Чуковского.
Ещё одна характерная черта литературы
для самых маленьких – преобладание стихотворных
произведений. Это не случайно: детское
сознание уже знакомо с ритмом и рифмой-
вспомним колыбельные и потешки, – а потому
легче воспринимает информацию именно
в таком виде. Кроме того, ритмически организованный
текст даёт маленькому читателю целостный,
законченный образ и апеллирует к его
синкретическому восприятию мира, характерному
для ранних форм мышления.
Особенности литературы для дошкольников
После трёх лет круг чтения несколько
меняется: постепенно на второй план отходят
самые простые книжки с короткими стихотворениями,
их сменяют более сложные стихи на основе
игровых сюжетов, например “Карусель”
или “Цирк” С. Маршака. Круг тем естественно
расширяется вместе с кругозором маленького
читателя: ребёнок продолжает знакомиться
с новыми явлениями окружающего мира,
и книги помогают ему в этом. Особый интерес
у подрастающих читателей с их богатым
воображением вызывает всё необычное,
поэтому любимым жанром дошкольников
становятся стихотворные сказки: дети
“от двух до пяти” легко переносятся
в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую
игровую ситуацию. Лучшим образцом таких
книг до сих пор остаются сказки К.Чуковского:
в игровой форме, на языке, доступном и
понятном малышам, они рассказывают о
сложных категориях, о том, как устроен
мир, в котором предстоит жить маленькому
человеку. В это же время дошкольники,
как правило, знакомятся и с народными
сказками, сначала это сказки о животных
(“Теремок”, “Колобок”, “Репка” и т.д.),
а позже волшебные сказки со сложными
поворотами сюжета, с превращениями и
путешествиями и неизменным счастливым
концом, победой добра над злом. Таким
образом, литература для старших дошкольников
не только знакомит читателей с событиями
и явлениями окружающего мира, но и формирует
у них. первые этические представления.
Литература для младших школьников
Специфика литературы для младших школьников
определяется ростом сознания и расширением
круга интересов читателей. Вчерашние
дошкольники становятся учениками, они
ещё более активно осваивают окружающий
мир. Произведения для детей семи-десяти
лет насыщены новой информацией более
сложного порядка, в связи с этим увеличивается
их объём, усложняются сюжеты, появляются
новые темы. На смену стихотворным сказкам
приходят сказочные повести, рассказы
о природе, о школьной жизни. Их героями
обычно становятся сверстники читателей,
эти книги рассказывают о том мире, в котором
протекает жизнь маленького человека.
В то же время юный читатель интересуется
и тем, что происходит в большом мире, поэтому
ему адресованы всевозможные детские
энциклопедии, в занимательной форме преподносящие
новые знания. Вообще занимательность
остаётся главной чертой литературы для
детей младшего школьного возраста: они
недавно научились читать, чтение для
них – всё ещё труд, и сделать его интересным
– одна из задач автора. Отсюда динамичные
сюжеты, сюжеты-путешествия и сюжеты-приключения,
насыщенные событиями, а средством характеристики
героя зачастую является не описание,
а диалог. “Что толку в книжке, – говорит
десятилетняя Алиса из сказки Льюиса Кэрролла,
– если в ней нет ни картинок, ни разговоров?”.
Но в это же время начинает формироваться
система ценностей маленького человека,
поэтому занимательность сочетается с
усилением дидактического элемента: произведение
строится так, чтобы привести читателя
к выводу о том, что можно и чего нельзя,
что хорошо и что плохо. В лучшем случае
эта “мораль” не формулируется впрямую,
а органически вытекает из сюжета произведения.
Не последнюю роль здесь играет юмор: отрицательные
персонажи изображаются в смешном и нелепом
виде.
Произведения для подростков
Главная особенность подросткового возраста
– формирование неповторимой личности,
осознание своего места в мире. Подросток
уже не просто получает информацию о мире,
он пытается определить своё отношение
к нему. Литература для подростков ставит
перед читателем ряд глобальных вопросов
о природе человека и смысле его жизни,
и, отвечая на эти вопросы, он учится жить
в мире людей. На первый план в произведениях
для подростков выходят человеческие
отношения, в основе сюжета оказываются
не только путешествия и приключения,
но и конфликты. Усложняются образы героев,
появляются психологические характеристики.
Отходит на второй план оценочный компонент,
поучительность и назидательность: подросток
учится мыслить самостоятельно, он не
склонен доверять готовым истинам, предпочитая
проверять их на собственных ошибках.
Поэтому книги и их герои становятся в
этом возрасте уже не учителями и советчиками,
а собеседниками, помогающими выросшему
читателю разобраться в собственных мыслях,
чувствах и переживаниях. Характерным
примером прозы, адресованной подросткам,
стали повести В. П. Крапивина, рассказывающие
о непростом периоде взросления и конфликтах
подросшего ребёнка с миром взрослых людей.
Итак, о специфике детской литературы
можно говорить на том основании, что она
имеет дело с формирующимся сознанием
и сопровождает читателя в период его
интенсивного духовного роста. Среди главных
черт детской литературы можно отметить
информационную и эмоциональную насыщенность,
занимательность формы и своеобразное
сочетание дидактического и художественного
компонентов.