Способы формирования и средства выражения двойственной оценки личности Ермака в произведении Саввы Есипова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:58, доклад

Описание работы

Основным памятником сибирской литературы 1630-х гг. является Есиповская летопись. Свое название она получила по имени автора – Саввы Есипова. Савва Есипов возглавлял Тобольскую архиепископскую канцелярию.
Есиповская летопись – официальное произведение, отражающие видение царской власти на процесс освоения Сибири. Оно было основано на более ранних описаниях похода Ермака: «написание» казаков, составленное по заказу сибирского архиепископа Киприяна, кем-то из уцелевших соратников Ермака и Синодик казакам Ермака.

Файлы: 1 файл

3Tropina.doc

— 32.50 Кб (Скачать файл)

C.Д. ТРОПИНА

КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

 

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ  ДВОЙСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ЕРМАКА В ПРОИЗВЕДЕНИИ САВВЫ ЕСИПОВА

 

Основным памятником сибирской литературы 1630-х гг. является Есиповская летопись. Свое название она получила по имени автора – Саввы Есипова. Савва Есипов возглавлял Тобольскую архиепископскую канцелярию.

Есиповская  летопись – официальное произведение, отражающие видение царской власти на процесс освоения Сибири. Оно  было основано на более ранних описаниях похода Ермака: «написание» казаков, составленное по заказу сибирского архиепископа Киприяна, кем-то из уцелевших соратников Ермака и Синодик казакам Ермака.

Первое казачье  «написание» было, по существу, произведением  народной литературы. «Написание» было составлено на основании воспоминаний очевидцев событий, которые еще были свежи в памяти всех, и потому не включило легендарный и песенный материал о Ермаке. Однако народная основа этого «написания» ясно проступает в самой точке зрения на поход Ермака, разительно сходной с песенным освещением событий. И казачье «написание» и народная песня изображают Ермака единственным инициатором похода на Сибирь, народным героем, идеализируют его.

Синодик казакам  Ермака содержал не только имена убитых казаков, не был простым помянником. Это краткое описание сибирского похода, с перечнем главнейших сражений и рассказом о гибели Ермака. Здесь отчетливо сформулирована идея, которая впоследствии широко пропагандировалась официальной сибирской письменностью: казаки пришли в Сибирь со «щитом истинныя веры», они проливали кровь за торжество православия, за христианизацию языческой страны.

Эта идея лежит  в основе Есиповской летописи.

В Синодике казакам Ермака и летописи Саввы Есипова главное внимание авторов уделено фигуре завоевателя Сибири Ермака. Литераторы начала XVII в. находились в очень непростой ситуации. Панегирические тексты адресовались герою, личность которого уже в начале XVII в. окружали малопривлекательные для церковного писателя легенды. В народных исторических песнях Ермак – каспийский разбойник и едва ли не бунтовщик.

Литераторы  Тобольской архиепископии мыслят принципиально  по-иному: завоеватель «поганых»  с церковной точки зрения земель совершает подвиг, равный апостольскому. Просветитель Сибири не мог иметь разбойническое прошлое. Именно в этот момент началась интенсивная переработка образа Ермака. Далее всех продвинулся в этом направлении именно Савва Есипов.

Фигура Ермака в спектре всех этих осмыслений уникальна. Если Разин был для властей вором и бунтовщиков, а для простонародья заступником, то Ермак оказался симпатичным и тем, и другим в равной мере. Вот только видели в нем противоположные стороны разное.

Создание Есиповской летописи в сентябре 1636 г. стоит в  ряду официальных мероприятий, которые  проводились в связи с осознанием специфики Сибири и, в свою очередь, укрепляли ее. Судя по этим мероприятиям (утверждение местных святынь, создание особых органов управления, составление собственной официальной истории), Сибирь в 30-х годах XVII в. воспринималась как особая страна внутри Русского государства.

Есипов изображает присоединение Сибири к России, подчинение ее христианскому царю фактом, заранее предрешенным. Отряд Ермака представляется «мечом обоюдуострым», исполняющим волю Бога.

Христианская  тема Есиповской летописи, несомненно, усилена благодаря тому, что летопись создается в Тобольском архиепископском доме, под контролем высшей церковной власти Сибири. Именно это обстоятельство способствует «тенденциозности» в изображении Ермака и казаков: они представлены только исполнителями божественной миссии; в их описаниях почти не сохранились реальные, жизненные черты.

Ермак у Есипова  фактически не выделяется из состава  дружины. Везде, где идет речь о русских  в Сибири, Есипов употребляет термин «казаки» или же «Ермак с товарищи». Руководящее положение Ермака подчеркивается лишь тем, что время от времени автор называет его по имени, и слабым намеком на особую награду Ермаку в рассказе о царском жаловании казакам.

Ермак и казаки всегда действуют как единое целое. Даже грамота царю о завоевании Сибири, судя по ее пересказу в летописи, была написана от имени всей дружины.

Лишь два  эпизода в летописи рассказывают о Ермаке отдельно от дружины. В первую очередь это рассказ о гибели Ермака, когда были перебиты казаки и он остался один. Помимо этого  рассказа, Ермак выступает самостоятельно лишь в эпизоде, повествующем о приеме царевича Маметкула. Здесь он изображен полноправным правителем Сибири, полномочным представителем Русского государства; это обстоятельство особо подчеркнуто тем, что рассказ о Маметкуле следует за главой о посольстве казаков к царю и о царской награде Ермаку.

На протяжении всего повествования Есипов ни разу не дает авторской характеристики Ермака. Даже после гибели Ермака нет обычного в этих случаях похвального слова. Авторская оценка дается лишь действиям  отряда казаков в целом; не один Ермак, а именно весь отряд изображается орудием Бога в борьбе с неверными. И в этом случае, как мы видим, Ермак неотделим от дружины.

Изображение положительного героя у Есипова полностью  соответствует принципам стиля, которым характеризуются древние русские летописи. Герой летописи всегда является представителем определенной социальной среды. Точно так же Ермак в Есиповской летописи олицетворяет сословие казаков — именно поэтому он для автора неотделим от дружины.

Летопись Саввы  Есипова основана на Синодике казакам Ермака. Если считать, что в основу Синодика было положено «написание» казаков, то в этом случае Синодик, а затем и летопись Саввы Есипова переняли основную суть «написания» – представление завоевания Сибири как дела исключительно Ермака, которое он выполнил без участия Строгановых, предпринявшего этот поход на свой страх и риск.

Сопоставляя Синодик  и летопись Саввы Есипова, можно  найти различия в оценке похода Ермака между повестями, составленными  по местной, но официальной инициативе, и фольклором о Ермаке. Характерная черта этого фольклора в следующем. Ермак в песнях, сказаниях и легендах выступает как выходец из эксплуатируемой части населения и часто действует вразрез с установленными требованиями порядка. Ермак – славный атаман казаков, грабящий караваны купцов и царских послов. Сам он был холопом Строгановых. Собираясь в поход, он силой берет у Максима Строганова припасы, угрожая его жизни в случае отказа.

Если сравнить изображение казаков и личности самого Ермака в фольклорных произведениях и в официальной летописи Саввы Есипова, видно, что последний, упомянув о простом происхождении Ермака, тщательно избегает других фактов из его биографии. В повести Есипова нет никаких упоминаний о Строгановых и о том, как вообще казаки очутились в Сибири. Есипов прославлял казаков за их божественную миссию в Сибири, за выполнение царской воли. Естественно, он не мог упоминать о том, что казаки пришли в Сибирь из-за преследования царских воевод за разбои на Волге. В фольклоре же Ермак близок эксплуатируемым массам, так как его деятельность противопоставляется царской власти и промышленникам Строгановым.

Есипов в  своем произведении объединил представления  народных масс о своем герое и  представления царской власти о  завоевателе, действующем исключительно в интересах государства. Исключив из своей летописи все факты о разбойном прошлом Ермака, Есипов оставил каждому читателю возможность самостоятельно завершить образ своего героя.

 

Список  литературы

  1. Анисимов, К. Ермак в истории и литературе [Электронный ресурс] / К. Анисимов // Русский журнал. 19.02.03. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://old.russ.ru/krug/20030219_anis-pr.html. – Загл. с экрана.
  2. Дворецкая, Н.А. Официальная и фольклорная оценка похода Ермака в XVII в. [Электронный ресурс] / Н.А. Дворецкая // Фундаментальная электронная библиотека. 15.09.09. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/todrl/t14/t14-330.htm. – Загл. с экрана.
  3. Есиповская летопись (основная редакция) [Электронный ресурс] : домашние страницы семьи Перфиловых. 20.09.09. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://perfilovu.narod.ru/istor/esipol.html. – Загл. с экрана.
  4. История русской литературы X — XVII вв.: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев, Я.С. Лурье и др.; Под ред. Д.С. Лихачева. — М.: Просвещение, 1979.
  5. Лихачев, Д.С. Повести о покорении Сибири [Электронный ресурс]/Д.С. Лихачев// Фундаментальная электронная библиотека. 15.09.09 – Электрон. дан. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/irl/il0/i22/i22-0892.htm. – Загл. с экрана.

Информация о работе Способы формирования и средства выражения двойственной оценки личности Ермака в произведении Саввы Есипова