Сравнительная характеристика словообразовательных гнезд, вершины которых связывают антонимичные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 21:13, доклад

Описание работы

В данной работе мы произвели сопоставительный анализ словообразовательных гнезд с вершинами «зима» и «лето», дабы выявить различные виды отношений, связывающих единицы изучаемых комплексных единиц языка.

Файлы: 1 файл

доклад срля.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

Сергеева Ксения, РЛ-12-2

ДОКЛАД НА ТЕМУ

«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД

С ВЕРШИНАМИ «ЗИМА» И «ЛЕТО»»

 

Каждый язык имеет свои особенности и в фонетике, и в грамматике, и в лексике. Сопоставительное изучение отдельных единиц языка, в том числе и словообразовательных гнезд, позволяет выявить национально-языковую специфику русского языка, однако эта область лингвистики пока является одной из малоизученных. Именно поэтому сравнительная характеристика словообразовательных гнезд, вершины которых связывают антонимичные отношения, является весьма интересной для исследования темой.

В данной работе мы произвели сопоставительный анализ словообразовательных гнезд с вершинами «зима» и «лето», дабы выявить различные виды отношений, связывающих единицы изучаемых комплексных единиц языка.

Во время исследования было выявлено, что словообразовательное гнездо с вершиной зима включает в себя 15 словообразовательных парадигм, 51 словообразовательную цепочку и 66 словообразовательных пар. Самая длинная цепочка состоит из 4 звеньев, а самая объемная парадигма у словообразовательного гнезда с вершиной зима - 22 слова.

Словообразовательное гнездо с вершиной лето менее продуктивно: оно включает в себя 5 словообразовательных парадигм, 11 словообразовательных цепочек и 15 словообразовательных пар.

Более высокая продуктивность словообразовательного гнезда с вершиной зима подтверждается и при сравнении лексических значений одинаковых по словообразовательной структуре слов. Подробный анализ словообразовательных гнезд с вершинами зима и лето показал, что у слов, входящих в гнездо с вершиной зима, количество лексических значений значительно больше, чем у слов, входящих в словообразовательное гнездо с вершиной лето.

Различные виды отношений связывают единицы данных словообразовательных гнезд. Можно выделить следующие группы:

  1. группа слов с одинаковой словообразовательной структурой и антонимичными друг другу лексическими значениями (например, (зим(а)) ‘самое холодное время года, наступающее за осенью и сменяющееся весной’ [МАС] – (лет(о)) ‘самое теплое время года, наступающее вслед за весной и сменяющееся летом’ [МАС]; прозимовать ‘пробыть, прожить зиму’ (про-зимовать) [МАС] – позимовать (по-зимовать) ‘провести, прожить где-либо зиму’ [ТСЕ] – пролетовать (про-летовать) ‘провести лето, перелетовать’);
  2. группа слов с одинаковой словообразовательной структурой, но с разным лексическим значением. В данную группу входит такая пара слов, как зимник – летник. Существительное зимник обладает множественной словообразовательной структурой: оно имеет два производящих слова (зимник 1 (зимн-ик) образовано от слова зимний (зим-н(ий)) при помощи суффикса -ик-; зимник 2 (зим-ник) – от существительного зима (зим(а)) с помощью суффикса -ник-). Слово летник (летн-ик) имеет простую словообразовательную структуру: оно образовано от прилагательного летний (лет-н(ий)) при помощи суффикса -ик-. У слова зимник на основе его лексических значений можно выделить четыре тематические группы значений: дорога, человек по профессии, образ жизни человека, жилье. У слова летник тематические группы значений несколько иные: растения, одежда, дорога, жилье. Существительное зимник в значении ‘дорога, которой пользуются только зимой и по которой нельзя ездить летом’ [ТСУ] является антонимом слову летник в значении ‘дорога, которой пользуются только летом’ по [МАС]; зимник в значении ‘небольшая теплая изба, в которой живут зимой’ [ТСЕ] антонимично существительному летник в значении ‘помещение без печи для летнего жилья’ [МАС]. Остальные же значения этих слов не могут вступать в антонимичные отношения из-за их принадлежности к разным тематическим группам.
  3. группа слов, одинаковых по своей словообразовательной структуре, но с различной широтой лексического значения. Например, пара зимовать (зим-ова-ть) – летовать (лет-ова-ть). В [ТСЕ] дается следующее толкование слова летовать: ‘жить где-либо летом, оставаться где-либо на лето’. В этом значении летовать антонимично первому значению глагола зимовать: ‘проводить где-либо зиму, оставаться где-либо на зиму’ [МАС]. Однако, глагол зимовать имеет еще одно значение:  ‘выдерживать, переносить зимние холода, оставаясь в грунте (о растениях)’ [МАС], поэтому его лексическое значение шире, чем у глагола летовать. Кроме этого, глагол зимовать обладает большей продуктивностью. Если от слова летовать образуется всего два слова (пере-летовать,                    про-летовать), то слово зимовать является членом шестнадцати словообразовательных пар  как производящее слово (зимование, зимовщик и так далее).
  4. группа слов, схожих по словообразовательной структуре, не являющихся антонимами, но входящих в одну тематическую группу лексических значений. Такие отношеия связывают пару зимовщик (зимов(-щик)) ‘тот, кто остался с какой-либо специальной целью где-либо на зимовку’ [МАС]. – полетчик (по-лет-чик) ‘работник на одно лето, летний батрак’ [ТСД]. Слова не антонимичны, но входят в группу ТЗ человек и его деятельность.
  5. группа слов, не имеющих антонимов и слов с идентичной словообразовательной структурой в сопоставительном словообразовательном гнезде (зимовник (зимов-ник) ‘помещение для зимнего хранения ульев с пчелами’, лет-ось, нареч. ‘в прошлом году’ и другие).

Таким образом, в результате исследования было выявлено, что словообразовательное гнездо с вершиной «зима» обладает более высокой продуктивностью по сравнению со словообразовательным гнездом с вершиной «лето» как с точки зрения деривационных возможностей, так и с точки зрения широты лексических значений его дериватов.

 


Информация о работе Сравнительная характеристика словообразовательных гнезд, вершины которых связывают антонимичные отношения