Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:19, доклад
Дж.Д. Сэлинджер - одна из самых интригующих фигур литературы США XX века. О жизни его известно очень немногое; писатель принципиально не давал интервью и прятался от журналистов. Он родился в городе Нью-Йорк, в состоятельной семье, окончил Пенсильванскую военную школу, в 1942 году был призван в действующую армию и в составе пехотных войск участвовал во Второй мировой войне. Печататься Сэлинджер начал с 1940 года, но продуктивный период его творчества пришелся на 1950-1965. В 1965 он оставил Нью-Йорк, литературу и поселился в провинциальном городке Корниш, штат Нью-Гэмпшир, где и скончался в 2010 году. Его длительное молчание и полное затворничество не мешали огромной популярности, которой Дж.Д. Сэлинджер пользовался в США.
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова»
Филологический факультет
Кафедра рекламы и связей с общественностью
Доклад
Средства создания образа Америки в романе Д.Д. Сэлинджера
«Над пропастью во ржи»
2012
Средства создания образа Америки в романе Д.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
Дж.Д. Сэлинджер - одна
из самых интригующих фигур
«Над пропастью во ржи» (англ. «The Catcher in the Rye», 1951) — роман американского писателя Джерома Сэлинджера. В нем от имени 16-летнего подростка Холдена Колфилда рассказывается о его обострённом критическом восприятии американской действительности и неприятии общих стандартов и морали современного общества. Произведение имело огромную популярность среди молодежи, и оказало существенное влияние на мировую культуру второй половины XX века. Продано 60 миллионов экземпляров книги.
Роман представляет собой исповедь подростка Холдена Колфилда, отвергающего конформистское единомыслие, потребительский образ жизни. Это один из первых героев, обвинивших Америку в лицемерии, самодовольстве, безнравственности. Сын богатых родителей, ученик привилегированной школы в Пенсильвании, Холден Кофилд внешне проявляет себя как нервически-взвинченный юнец, в чьей нелюбви к окружающим сквозит капризная нетерпимость избалованного подростка. В своей исповеди он ругает «дурацкую школу», «кретинов»-одноклассников, «показушников»-учителей. Не желая подчиняться ненавистным «дурацким» правилам, он нарочно заваливает экзамены, ссорится с соседом по общежитию и убегает из школы в Нью-Йорк. Но и там его подстерегают лишь одни неприятности и проблемы. Даже в огромном городе герой чувствует себя одиноким. Наконец, после всех своих злоключений, Холден тайком приходит в родительский дом и рассказывает обо всем младшей сестренке.
Главное обвинение, которое бросает Холден этому миру, – это обвинение в притворстве, сознательном лицемерии, показухе. Сам монолог героя представляет собой смесь отчаяния, ненадуманного трагизма и отчаянного шутовства, подростковой бравады, напускного цинизма. Автор знакомит читателя с героем в момент острого нравственного кризиса, когда столкновение с миром кажется герою невыносимым. Окружение его наполнено «липой»: врут в привилегированной школе, заявляя, что воспитывают в ней «смелых и благородных», на самом деле – самовлюбленных и циничных. Врет учитель Спенсер, уверяя Холдена, что «жизнь – равная для всех игра». Для героя же спортивные игры, которыми так увлечено общество, становятся символом разделения общества на «сильных» и «слабых». Больше всего на свете герой боится стать таким, как все взрослые, приспособиться к окружающей лжи и показухе, сорваться в «пропасть».
В романе «Над пропастью
во ржи» перед нами предстала Америка
послевоенного времени, когда лозунгами
дня стали приобретательство, потребительство,
стремление к эгоистическому комфорту.
Сэлинджеровский герой первым обвинил
американское общество в безнравственности,
лицемерии, самодовольстве, отсутствии
человечности. Протест личности против
социальной апатии и конформизма, прозвучавший
в романе Сэлинджера, в свое время произвел
нечто вроде переворота в общественном
сознании, но проблемы, затронутые писателем,
остаются актуальными и сегодня, и потому
интерес к роману по-прежнему велик у самой
широкой аудитории. Благополучная жизнь
послевоенной Америки, пропущенная через
тревожное восприятие героя-тинэйджера,
обнаруживает нестабильность, уязвимость
и зависимость положения человека в современном
мире.
Образ Америки представлен писателем
целой чередой приёмов. Сам образ главного
героя Холдена Колфилда строится на противопоставлении
окружающему миру, он словно антипод «типичного
американца», он отвергает все общепризнанные
идеалы, видя в них лишь мираж и способ
загнать человека в рамки. Герой не в силах принять
законы школы, в которой учится, и мира,
в котором живет. Он искренне ненавидит
лицемерие и фальшь. Слово "phoney" - липа, туфта,
фальшь - Холден повторяет чуть ли не через
слово. Очень остро герой
ощущает разлад действительного и желаемого
в школе, в семейных отношениях, в обществе
– во всем том, что именуется «миром взрослых». Даже в его лексике мы видим
отражение существующей реальности, недаром
он так много говорит слова «обман» или
«показуха». Литературная роль Холдена
- замечать и безжалостно разоблачать,
охаивать и осмеивать всяческие уродства
и нелепости в жизни. Будь то манерные
интонации школьного священника, слащавая
пошлость Голливуда, или банальные стандарты
пресловутого «американского образа жизни».
Одним из самых явных приёмов для создания образа Америки – описание школьных нравов, одноклассников Холдена и его учителей. Девиз школы: «С 1888 года в нашей школе выковывают смелых и благородных юношей». Но сам Холден отрицает это: «Вот уж липа! Никого они там не выковывают, да и в других школах тоже. И ни одного «благородного и смелого» я не встречал, ну, может, есть там один-два — и обчелся». Школа выступает в романе носителем общепринятой морали, школьное сообщество отлично демонстрирует, какие нравы царят во всей стране, какие люди в ней ценятся: изворотливые приспособленцы. Это претит Холдену, который не желает вступать во взрослую жизнь и стремится убежать туда, где он сможет быть свободным. Однако такого места он так и не находит. Всё остаётся лишь мечтами.
Больше всего угнетают Холдена
не личные обстоятельства, а царящий в
стране дух всеобщего обмана и недоверия
между людьми. Необходимость подчиняться
«общим законам» чрезвычайно гнетёт героя.
«Если хочешь жить с людьми, приходится
говорить всякое», — с досадой признается
Холден. Колфилд не совсем представляет
себе, чего хочет добиться в жизни и как
это сделать, но уверен, что в мире взрослых
жизненные ценности смещены. Для него
мир взрослых, в который ему предстоит
войти, аморален, лжив, а потому неприемлем.
Свое призвание Колфилд видит в том, чтобы
«стеречь ребят над пропастью во ржи».
"Понимаешь, тысячи малышей играют вечером
в огромном поле <...>. А я стою на самом
краю обрыва, <...> и мое дело - ловить
ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть.
<...> Они играют и не видят, куда бегут
<...>, и я ловлю их. Знаю, это глупости,
но единственное, чего мне хочется по-настоящему",
- говорит Холден, словно подводя итог
всему роману.
Информация о работе Средства создания образа Америки в романе Д.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»