Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 07:46, творческая работа
Эрнест Миллер Хемингуэй — крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и вольно проживший свою жизнь, не раз подтвердивший оброненную когда-то фразу: «Я ничего не боюсь»
Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал очерк, в котором рассказывал об эпизоде рыбной ловли в Гольфстриме. Старый рыбак поймал большую рыбу, долго тянувшую лодку. Когда его нашли, рыба была обглодана акулами, а рыбак в отчаянии рыдал. Этот подлинный случай стал основой для философской повести «Старик и море», в которой автор рассматривает важные социальные и нравственные темы. Одна из них — взаимоотношения человека и природы.
«Белорусский
государственный университет
Самостоятельная работа по всемирной литературе
По произведению Эрнеста Хемингуэя
«Старик и море»
Выполнила
Студентка ФТБКиСИ
220э группы Кожевка Анастасия
Минск 2013
Эрнест Миллер Хемингуэй — крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и вольно проживший свою жизнь, не раз подтвердивший оброненную когда-то фразу: «Я ничего не боюсь»
Весной 1936 года Хемингуэй
опубликовал очерк, в котором
рассказывал об эпизоде рыбной ловли
в Гольфстриме. Старый рыбак поймал
большую рыбу, долго тянувшую лодку.
Когда его нашли, рыба была обглодана
акулами, а рыбак в отчаянии рыдал.
Этот подлинный случай стал основой
для философской повести «
Старик Сантьяго—бывалый рыбак, который всю жизнь трудится, борясь с лишениями и опасностями. Вся его жизнь связана с морем. Море кормит рыбаков. Но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Люди ведут вечную борьбу со стихией, именно эта борьба сделала Сантьяго сильным и волевым человеком. Проводя много дней в океане, старик Сантьяго ощущает себя частью природы. Он разговаривает со звездами, с пойманной рыбой, с маленькой птичкой. Даже в старости глаза его похожи были цветом на море.
Мотив моря - важнейший мотив всей повести, море - это ещё один главный герой, олицетворение судьбы, всех тех внешних обстоятельств, с которыми человеку приходится бороться. Однако старик не воспринимает море как врага или соперника, у него с морем особые отношения: "Мысленно он всегда звал море la mar…»
Так же философски старик относится и ко всем обитателям моря, в том числе и к рыбе, с которой он сражается едва ли не двое суток и с которой всё это время он разговаривает, как с близким другом.
Старик и рыба тоже оказываются в совершенно особых отношениях: если море олицетворяет судьбу для старика, то и он сам становится судьбой по отношению к рыбе. Старик осознаёт всю относительность существующего положения вещей, и в какой-то момент даже сожалеет о своей победе.Возможно, именно это понимание относительности судьбы каждого живого существа в рамках их общей судьбы позволяет старику спокойно принять поражение: так уж суждено - ему убить рыбу, а акулам - съесть её. Но даже это осознание не заставляет его отступить, он борется и не опускает рук до самого конца, и именно поэтому оказывается несломленным, остаётся самим собой. Но всё - и победа, и поражение - утрачивают смысл на берегу. Рядом со стариком вновь появляется ещё один герой - мальчик, во всём помогавший ему. Именно его устами автор говорит нам, что жизнь больше побед и поражений и что для старика она тоже продолжается:
"- Теперь мы опять будем рыбачить вместе.
- Нет. Я - несчастливый. Мне больше не везёт.
- Да наплевать на это везенье! - сказал мальчик. - Я тебе принесу счастье".
К повести «Старик и
море» обращались кинематографисты
разных стран. Первая экранизация произведения
появилась ещё при жизни
Известны ещё две экранизации повести: телефильм 1990 г. (США, Великобритания, режиссёр Джад Тейлор, в главной роли Энтони Куинн) и мультипликационный фильм 1999 г. (Канада, Россия, Япония, режиссёр А. Петров). Последняя из названных версий была награждена Оскаром как лучший короткометражный фильм 2000 года. При её создании использована необычная техника — «оживающая живопись». Каждый кадр мультфильма — это мастерски выполненный рисунок на стекле, создающий иллюзию «реальности» изображаемого.
И, несмотря на все конфликты и противоречия, у повести по-настоящему счастливый финал. Сквозной мотив повести - сон, который старик видит несколько раз, воспоминание о юности, сон о львах: "Ему приснилась длинная жёлтая отмель, и он увидел, как в сумерках на неё вышел первый лев, а за ним идут и другие; он опёрся подбородком о борт корабля, …его обвевает вечерним ветром с суши, он ждёт, не покажутся ли новые львы, и совершенно счастлив". Этот же сон старик видит и в конце повести: "Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы". И уже совсем не важно, кто победил, а кто проиграл, чем закончился ещё один трудный день. Ведь жизнь не заканчивается сегодня, в ней есть прошлое и будущее, есть надежда на лучшие дни и воспоминания о лучших днях, а значит, человек может быть счастлив, вопреки самым страшным неудачам.