Старик и море

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 07:46, творческая работа

Описание работы

Эрнест Миллер Хемингуэй — крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и вольно проживший свою жизнь, не раз подтвердивший оброненную когда-то фразу: «Я ничего не боюсь»
Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал очерк, в котором рассказывал об эпизоде рыбной ловли в Гольфстриме. Старый рыбак поймал большую рыбу, долго тянувшую лодку. Когда его нашли, рыба была обглодана акулами, а рыбак в отчаянии рыдал. Этот подлинный случай стал основой для философской повести «Старик и море», в которой автор рассматривает важные социальные и нравственные темы. Одна из них — взаимоотношения человека и природы.

Файлы: 1 файл

Литература.docx

— 20.09 Кб (Скачать файл)

       «Белорусский  государственный университет культуры  и искусств»

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа по всемирной литературе

По произведению Эрнеста  Хемингуэя

«Старик и море»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка ФТБКиСИ

220э группы Кожевка Анастасия

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

Эрнест Миллер Хемингуэй  — крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Это был неповторимый, талантливый  человек, мужественно и вольно проживший  свою жизнь, не раз подтвердивший оброненную когда-то фразу: «Я ничего не боюсь»

Весной 1936 года Хемингуэй  опубликовал очерк, в котором  рассказывал об эпизоде рыбной ловли  в Гольфстриме. Старый рыбак поймал большую рыбу, долго тянувшую лодку. Когда его нашли, рыба была обглодана  акулами, а рыбак в отчаянии рыдал. Этот подлинный случай стал основой  для философской повести «Старик  и море», в которой автор рассматривает  важные социальные и нравственные темы. Одна из них — взаимоотношения  человека и природы.

Старик Сантьяго—бывалый рыбак, который всю жизнь трудится, борясь с лишениями и опасностями. Вся его жизнь связана с морем. Море кормит рыбаков. Но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Люди ведут вечную борьбу со стихией, именно эта борьба сделала Сантьяго сильным и волевым человеком. Проводя много дней в океане, старик Сантьяго ощущает себя частью природы. Он разговаривает со звездами, с пойманной рыбой, с маленькой птичкой. Даже в старости глаза его похожи были цветом на море.

Мотив моря - важнейший мотив всей повести, море - это ещё один главный герой, олицетворение  судьбы, всех тех внешних обстоятельств, с которыми человеку приходится бороться. Однако старик не воспринимает море как  врага или соперника, у него с  морем особые отношения: "Мысленно он всегда звал море la mar…»

Так же философски старик относится и ко всем обитателям моря, в том числе и к рыбе, с которой он сражается едва ли не двое суток и с которой всё  это время он разговаривает, как  с близким другом.

Старик и  рыба тоже оказываются в совершенно особых отношениях: если море олицетворяет судьбу для старика, то и он сам  становится судьбой по отношению  к рыбе. Старик осознаёт всю относительность  существующего положения вещей, и в какой-то момент даже сожалеет о своей победе.Возможно, именно это понимание относительности судьбы каждого живого существа в рамках их общей судьбы позволяет старику спокойно принять поражение: так уж суждено - ему убить рыбу, а акулам - съесть её. Но даже это осознание не заставляет его отступить, он борется и не опускает рук до самого конца, и именно поэтому оказывается несломленным, остаётся самим собой. Но всё - и победа, и поражение - утрачивают смысл на берегу. Рядом со стариком вновь появляется ещё один герой - мальчик, во всём помогавший ему. Именно его устами автор говорит нам, что жизнь больше побед и поражений и что для старика она тоже продолжается:

"- Теперь мы опять  будем рыбачить вместе.

- Нет. Я - несчастливый. Мне больше не везёт.

- Да наплевать на это  везенье! - сказал мальчик. - Я тебе  принесу счастье".

К повести «Старик и  море» обращались кинематографисты разных стран. Первая экранизация произведения появилась ещё при жизни Хемингуэя  в 1958 г. (США, режиссёр Джон Старджес, в главной роли Спэнсэр Трейси). Участие в работе над ней принимал и сам писатель. Стремясь к достоверности, он хотел, чтобы кинематографисты снимали не муляж, а настоящую рыбину. Именно с этой целью писатель лично несколько раз выходил в море. Интересно, что с ним происходили события, во многом напоминающие описанное в повести. После 15 неудачных попыток он таки поймал желаемую добычу. Этот момент даже удалось снять на кинокамеру. Хотя фильм был отмечен разными премиями, Хемингуэю он не понравился.

Известны ещё две экранизации  повести: телефильм 1990 г. (США, Великобритания, режиссёр Джад Тейлор, в главной роли Энтони Куинн) и мультипликационный фильм 1999 г. (Канада, Россия, Япония, режиссёр А. Петров). Последняя из названных версий была награждена Оскаром как лучший короткометражный фильм 2000 года. При её создании использована необычная техника — «оживающая живопись». Каждый кадр мультфильма — это мастерски выполненный рисунок на стекле, создающий иллюзию «реальности» изображаемого.

 

И, несмотря на все конфликты и противоречия, у повести по-настоящему счастливый финал. Сквозной мотив повести - сон, который старик видит несколько  раз, воспоминание о юности, сон о  львах: "Ему приснилась длинная  жёлтая отмель, и он увидел, как в  сумерках на неё вышел первый лев, а за ним идут и другие; он опёрся подбородком о борт корабля, …его обвевает вечерним ветром с суши, он ждёт, не покажутся ли новые львы, и совершенно счастлив". Этот же сон  старик видит и в конце повести: "Он снова спал лицом вниз, и  его сторожил мальчик. Старику снились  львы". И уже совсем не важно, кто  победил, а кто проиграл, чем закончился ещё один трудный день. Ведь жизнь  не заканчивается сегодня, в ней  есть прошлое и будущее, есть надежда  на лучшие дни и воспоминания о  лучших днях, а значит, человек может  быть счастлив, вопреки самым страшным неудачам. 


Информация о работе Старик и море