Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:03, доклад
Если отключиться от чувственности чисто физической и перейти к чувственности эстетико-нравственного порядка, то как раз и получим своеобразную картину мира, увиденную глазами этого художника (необъективную реальность, а иллюзию жизни) и воссозданную в произведении этим художником (через его отношение к увиденному предмету). Разное видение и разное отношение и рождает разный стиль. Увиденный образ мира воплощается в своеобразном образе стиля. Так, индивидуальность может проявляться через чрезмерное развитие чувства звука - рождаются звуковые образы («музыка революции» у Блока); через чувство цвета - рождаются цветовые образы (например, символика цвета у Цветаевой) и т.д.
Стиль как средство реализации конструктивной идеи текста произведения
Разработка художественной идеи и воплощение в материальных подробностях - и есть воплощение идеи в стиле, таким образом, в художественном произведении стиль - это материализованная идея.
Если оставить в стороне
философское понимание «сущей идеи»,
то применительно к
Все зависит от устройства наших органов чувств. Действительно, один и тот же ток, пропущенный через язык, дает ощущение кислоты, пропущенный через глаз - ощущение красного или голубого цвета, через кожу - ощущение щекотания, а через звуковой нерв - ощущение звука.
Если отключиться от чувственности
чисто физической и перейти к
чувственности эстетико-
Процесс рождения стиля через выражение сущностной идеи можно понять, если проследить разные пути познания.
Как уже было отмечено, в
гносеологии известны три уровня
познания: эмпирический, абстрактный (теоретический)
и интуитивный. И именно интуитивное
прозрение (в нашем случае - вдохновение)
способно проникать в сущность познаваемого,
как бы слиться с ним в одно
целое и видеть его «изнутри».
Естественно, что сущность при этом
раскрывается той своей стороной,
которая оказывается под
Так одно событие, по-разному увиденное, по-разному воплощается в стиле.
Так срабатывает фактор коммуникативной стратегии. Этот фактор коммуникативной стратегии, или конструктивной идеи, и перерастает в стиль, формирует его. «Соотношение средств и цели, речевого построения и коммуникативного задания - такова... основа выявления и описания качеств речи» . Для подтверждения этого используем пример В.В. Одинцова, где он объясняет стилистическую и композиционную мотивированность связи двух сцен, детально описанных Л. Толстым в «Войне и мире», - сцены охоты и сцены одного из боевых эпизодов, в котором участвовал Ростов.
Следовательно, не столько сама мысль, сам факт, сколько мотив, побудивший ее высказать или показать факт, облекает слово (речь) в особую форму. Именно этот мотив обусловливает общую стилистику текста произведения. Тогда стиль можно понимать как средство реализации этого мотива, или идеи (в художественной литературе - художественной идеи).
В.Г. Белинский писал: «Под слогом мы разумеем непосредственное, данное природой умение писателя... тесно сливать идею с формой и на все налагать оригинальную, самобытную печать своей личности, своего духа».
Таким образом, стиль есть свойство плана выражения, но одновременно средство реализац
Стиль произведения рождает в восприятии образ этого стиля. Когда текстолог доказывает принадлежность какого-то текста данному автору, он имеет в виду образ его стиля, он рисуется ему, он его как бы осязает; и явления, не совместимые с этим образом, не соотносимые с ним, служат аргументом для отрицания данного авторства. Ощущение стиля автора приводит читателя к созданию в воображении и самого образа автора. Недаром франц. естествоиспытатель Бюффон (Жорж Луи Леклерк) сказал: «Стиль - это человек».
Итак, стиль произведения, стиль автора оформляется через личностное восприятие мира, с главной, доминирующей идеей в этом восприятии. Это отражается в сочинениях ярко выраженной индивидуальности.
Известно, например, как сильно
чувствовал стиль А.А. Блок, какое
колоссальное значение он придавал ему.
Жизнь языка и литературной формы
он ощущал как «скрещивание пород»
(термин О.Э. Мандельштама). Именно поэтому
в вопросах стиля он всегда был
очень осторожен. Он не отрицал ни
одного пиетета, не отбросил ни одного
канона; не порывал с прошлым, лишь
постоянно осложнял свой стиль. Это
дало возможность О. Мандельштаму охарактеризовать
его как просвещенного
Предчувствую Тебя, года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя...
Мы можем сделать вывод, что стиль подчиняется идее, овладевшей автором. Мотив, побудивший автора высказать эту идею, становится причиной обращения к особой форме. Стиль становится не только свойством произведения данного автора, но и средством выражения его позиции, его главной мысли-идеи.
Информация о работе Стиль как средство реализации конструктивной идеи текста произведения