Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:57, курсовая работа
Цель научного проекта:
исследование темы бала в произведениях Пушкина, Толстого;
Задачи:
исследование темы бала в произведениях;
определение разновидностей балов;
сопоставительный анализ трех балов
цель балов XX века
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….
Глава I.БАЛ В ЖИЗНИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА:
1.История бала………………………………………………..
2.Виды балов………………………………………………….
3.Планирование бала …………………………………………….
5.Бальный этикет …………………………………………………..
6.Танцы………..………………………………………………….
Глава II. ТЕМА БАЛА В РУССКОЙ КЛАСИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ:
1.Повесть ”Пиковая дама” А.Пушкин…………………………….
2.Рассказ ”После бала” ” Л.Толстой ………………………………...
3.Роман ”Война и мир” Л.Толстой………………………………
Глава III. БАЛ В XI ВЕКЕ
1.Бал в современном мире и его назначение…………………………….
IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…...
Приложение
Список использованной литературы
Управление образования города Алматы
КГУ «Общеобразовательная школа № 52»
Научный проект по русской литературе
Тема бала в произведениях
русских писателей XIX века
(на материале произведений А.С.Пушкина «Пиковая дама», Л.Н. Толстого «После бала», «Война мир»)
Выполнила:
Ученица 10 «А» класса
Аджиева Ламия
Руководитель проекта:
учитель русского языка и литературы
Ткачева И.В.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….
Глава I.БАЛ В ЖИЗНИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА:
1.История бала………………………………………………..
2.Виды балов………………………………………………
3.Планирование бала …………………………………………….
5.Бальный этикет …………………………………………………..
6.Танцы………..………………………………………………
Глава II. ТЕМА БАЛА В РУССКОЙ КЛАСИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ:
1.Повесть ”Пиковая дама” А.Пушкин…………………………….
2.Рассказ ”После бала” ” Л.Толстой ………………………………...
3.Роман ”Война и мир” Л.Толстой………………………………
Глава III. БАЛ В XI ВЕКЕ
1.Бал в современном мире и его назначение…………………………….
IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….
Приложение
Список использованной литературы
Введение.
Тема данного научного проекта посвящена изучению темы бала в произведениях русских писателей XIX века, а именно А.С.Пушкин «Пиковая дама», Л.Н.Толстой «После бала», «Война и мир».
Данный научный проект
Общеизвестно, что роман и повесть Л.Н.Толстого, повесть А.С.Пушкина включены в школьную программу, но учащиеся так мало знают о жизни людей, живших в XIX веке, о балах, бальном этикете, о цели балов. Поэтому наш проект может послужить учебным материалом для учителей- предметников, а также учащихся старших классов.
Цель научного проекта:
исследование темы бала в произведениях Пушкина, Толстого;
Задачи:
исследование темы бала в произведениях;
определение разновидностей балов;
сопоставительный анализ трех балов
цель балов XX века
Методы исследования:
метод классификации;
сравнительный метод;
описательный метод;
метод анализа и синтеза.
II. Бал в жизни русского общества.
1.История бала.
Слово бал пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами.
Начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 г. в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. Но сомнительно, участвовали ли тогда сами принцы и приглашённое высшее дворянство в танцах.
В XV и XVI веках большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко, и только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и ещё более при галантном короле Генрихе IV, балы получили широкое распространение. Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств.
Для балов выработался мало-помалу, первоначально во Франции, определённый церемониал, который, несмотря на свою стеснительность, с небольшими изменениями был принят повсеместно, и лишь в XIX веке несколько упрощён. С 1715 г. в Париже стали устраиваться балы в здании оперного театра (Bal de l’Opèra), и вместе с тем дана возможность лицам третьего сословия, за известную плату, принимать участие в этих посвящённых исключительно танцам увеселениях. С тех пор балы становятся общественным развлечением для всех сословий.
Бал как культурное явление является исключительной принадлежностью европейской традиции, а потому был привнесен на русскую почву Петром Первым вместе с прочими приметами европеизации в директивном порядке. Соответственно, допетровская Россия балов не знала. Петровские ассамблеи всегда открывались полонезом, за которым следовал менуэт и другие модные в то время танцы. В мемуарах голштинского камер-юнкера Берхгольца, относящихся к последним годам царствования Петра Великого, можно найти любопытные сведения о тогдашних ассамблеях.
Императрица Елизавета Петровна, будучи хороша собою, особенно любила танцевать, а потому танцевал и весь её двор. Исключение составляет разве что самые последние годы её правления, когда стареющая государыня по болезни прекратила посещать придворные развлечения. В результате балы стали проводиться реже, а то и вовсе отменялись.
Немалое внимание уделялось балам с танцами и в эпоху правления Екатерины II, поощрявшей благоразумные светские развлечения. Говорят, императрица любила повторять: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает». Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью, что подчёркивали даже люди, видавшие великолепие Версаля. Провинциальное дворянство посещала балы в губернском дворянском собрании; особенно славились балы в Московском Благородном собрании.
Монополия театральных представлений дире
В России до конца XVII в, ничего похожего на балы не существовало.
В 1718 г. указом Петра были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами.
На протяжении XVIII — XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например «кадриль», в XIX в стали танцевать даже в деревне.
Важной особенностью официальных придворных балов служило то обстоятельство, что они выполняли функцию официального приема, чествования, встречи гостей, послов и прочее. Таковая роль балов, придворных, равно и прочих официальных (напр., балы у наместников провинции и губернаторов для местных дворян), просуществовала до Октябрьской революции, после чего она была отброшена вместе с другими приметами старой дворянской культуры, и была заменена на разного рода торжественные собрания, концерты и проч.
Одним из самых необычных и зрелищных балов в Зимнем дворце был костюмированный бал 1903 года, на который царское окружение явилось в тщательно воссозданных нарядах допетровского времени. Последний императорский бал, проходивший в 1913 году в Большом Николаевском зале Зимнего дворца, воссоздан в фильме Александра Сокурова «Русский ковчег» (2002).
Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов — из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль.
Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.
2. Виды балов.
Наибольшее официальной
Великосветские балы давали представители знатнейших и богатейших семей Москвы и Петербурга. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Здесь чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которые начинали выводить в свет.
Блестящая гвардейская молодежь с удовольствием наезжала в Москву из Петербурга. В зале Благородного собрания два раза в неделю устраивались балы, на которые собиралось до пяти тысяч человек. На таких балах можно было веселиться от души в отличие от чинных и церемонных придворных балов в холодном Петербурге, На Московских балах сговаривались свадьбы "Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками", - писал Пушкин.
Общественные балы часто давались в провинции. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых. Проводились благотворительные балы, на которые продавали билеты, и в залах устраивали благотворительную торговлю. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийного бедствия и т. п. Общедоступные балы для различных слоев населения. Здесь можно было видеть студентов, художников, мелких чиновников.
3. Планирование бала.
Вся ответственность за проведение частного бала, естественно, целиком ложится на хозяина с хозяйкой, которые решили его дать, однако, к счастью, они могут рассчитывать на помощь многих из тех, кто был включен в список приглашенных. Обслуживание гостей, еда и напитки для бала могут быть предоставлены клубом или рестораном гостиницы, где решено проводить торжественное мероприятие, а если те устраивают дома, можно обратиться в агентство, по доставке продуктов и обслуживанию гостей. Сотрудники ближайшего цветочного магазина смогут позаботиться и об украшения помещения, а специально подготовленные секретари возьмут на себя хлопоты, связанные с приглашениями гостей. Однако независимо от того, насколько их деятельность может облегчить организацию бала, право принимать окончательные решения принадлежит тем, кто дает бал, и чтобы он прошел успешно, им следует вникать во все детали подготовки праздника. Организация общественного бала возлагается на подготовительный комитет, функции председателя которого сопоставимы с функциями хозяйки, однако в отличие от нее, бремени полной ответственности за проведение бала комитет не несет. Каждому члену подготовительного комитета дают какое-то конкретное поручение по организации бала: один занимаемся приглашениями, другой убранством помещения, остальные - выбором оркестра, угощением гостей.
Вечер бала
Организаторы бала ровно в назначенный час собираются у входа в помещение, где будет проходить торжественное мероприятие, чтобы приветствовать гостей. Если бал частный, приглашенных встречают хозяин и хозяйка, если общественный ответственные члены подготовительного комитета гостей организаторы бала располагаются около входа в зал, в котором проводится вечер, а не перед входной дверью в здание. Гости заходят в частный дом, где организован прием, и перед тем, как подойти к хозяевам и поприветствовать их, снимают в гардеробе верхнюю одежду. После обмена рукопожатиями с хозяевами гости проходят в зал, в котором состоится бал. Вспомните первый бал Наташи Ростовой! К балу готовятся - ведь это целый спектакль.
Когда танцы заканчиваются, каждый гость перед уходом обязан подойти к хозяину и хозяйке, поблагодарить их и попрощаться.
Угощение включалось, в программу любого приема, однако различалось по масштабу. Если это был большой прием, настоящий ужин чаще всего отодвигался на поздний вечер, даже ночь, поскольку обычно бал начинался ближе к полуночи, а ужин следовал после бала. Самые парадные приемы с обширной программой могли начинаться с позднего обеда, тогда ужин после бала отсутствовал или предлагался в облегченном варианте. Само собой разумеется, в кладовых доставались парадные сервизы на большое количество персон.
4.Бальный этикет.
Еще в Петровскую эпоху появилось первое руководство по этикету и хорошему тону. Называлось оно “Юности честное зеркало, или Показание к житейскому обхождению”.Здесь давались самые общие наставления о том, как держать себя в обществе. Например, придворному человеку не советовалось “руками и ногами по столу везде колобродить ,но смирно есть, вилками и ножиком по тарелкам и скатерти не чертить. Когда говоришь с людьми, то будь благочинен, учтив, немного говори, а слушай. Придворный человек не должен носом храпеть и глазами моргать, и ниже шею и плеча, якобы из повадки, трясти. Не зван и не приглашен в гости не ходи, ибо говорится :кто ходит, не зван ,тот не отходит, не бран”.
5. Танцы.
Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.
Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.
Информация о работе Тема бала в произведениях русских писателей 20 века