Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 07:58, курсовая работа
Цель работы: раскрыть своеобразие темы детства в творчестве М. Горького.
Задачи исследования:
1) провести анализ научной литературы по теме исследования;
2) рассмотреть художественную концепцию детства в отечественной литературе;
3) исследовать феномен детства в творчестве М. Горького.
Не по хронологическим вехам, последовательно и спокойно движется повествование: яркие картины, нарисованные писателем, возникают как результат наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребенка при столкновении с действительностью: мрачное и трагическое дано в противопоставлении со светлым и радостным, что производит наиболее сильное впечатление на душу ребенка. Так, на смену тяжелому впечатлению от трагической смерти отца приходит ощущение счастья и близости с необыкновенным человеком – бабушкой; описание жестокости деда во время наказания соседствует с эпизодом задушевной беседы деда с Алешей; инквизиторским развлечениям дядьев противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка.
С одной стороны писатель реалистично передает «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором жил Алеша в семье Кашириных, а также раскрывает, как расширялись представления мальчика о нравах собственнического мира за пределами дома деда. С другой стороны, А.М. Горький показывает огромное влияние на Алешу тех «прекрасных душ», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение… к жизни светлой, человеческой» [Там же. С. 45].
Особенность «Детства» состоит
в том, что повествование ведется
от лица рассказчика. Такой характер
изложения не новый, и все же сложность
в том, что изображенное в повести
видится как бы одновременно и
глазами ребенка, главного героя, находящегося
в гуще событий, и глазами мудрого
человека, оценивающего все с позиций
большого жизненного опыта. Рассказчик
сохраняет в повести горячую
непосредственность детского восприятия
мира и в то же время дает глубокий
социально-психологический
Выделение деталей портрета, осмысление их функциональной значимости позволяет вести разговор о том, что у каждого писателя свои способы изображения героя. Речь идет о портрете-впечатлении, портрете-оценке, которую дает писатель героям. Рассматривая под таким углом зрения портрет бабушки Акулины Ивановны, видно, что глаза у нее вспыхивают «невыразимо приятным светом», что «вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом», что слова ее напоминают «ласковые» цветы, а походка – движения ласкового зверя. Именно эти оценки помогают понять отношение Алеши, почувствовать, что бабушка ему казалась излучающей свет, тепло, радость. Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу, приподнимая его. Не случайно часто звучащие слова бабушки: «Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все!» – А.М. Горький воспринимает как «крик ее сердца, лозунг всей жизни» [Там же. С. 59].
Первое впечатление
Обращая внимание на особенности
портрета в повести, где не так
важны конкретные внешние детали,
как отношение к ним
Таким образом, идейный нерв автобиографической повести – стремление писателя шаг за шагом показать крепнущее сознание ребенка, а позднее Алеши Пешкова, его человеческое самоутверждение в противоборстве с окружающей средой.
Заключение
горький детство воспитание литература
В последние десятилетия
XX столетия среди прочих аспектов исследования
художественной словесности рубежа
XIX – XX веков оказался и феномен
детства как глубоко
Тема детства глубоко
и органически вошла в
В.Г. Короленко, А.П. Чехов, А.И. Куприн, Д.Н. Мамин-Сибиряк, часто обращались к изображению судьбы детей социальных низов, но эта тема при описании детства у них не единственная. У А.М. Горького напротив, подавляющее большинство произведений о ребенке развивает именно данную тему. Собранные воедино страницы горьковской книги о детстве – это страницы, содержащие в себе грозное обвинение всему старому миру.
Дети, герои горьковских произведений, живут в обстановке острой социальной борьбы, которая накладывает отпечаток на формирование их характера и мировоззрения. При изображении детства А.М. Горький особенно много внимания уделяет социальным явлениям. Писатель показывает: отрицательное воздействие на ребенка исходит не только от зажиточных людей, но и от героев, относящихся к трудовому обществу.
Большую воспитательную роль в жизни ребенка у А.М. Горького играют героико-возвышенные образы художественной литературы.
А.М. Горький изображал в своих произведениях детей, которым приходится трудиться с ранних лет. Показывая роль труда в жизни ребенка, писатель, с одной стороны, подчеркивает изнурительность непосильной, однообразной работы. С другой, А.М. Горький запечатлел благотворное влияние труда на формирование личности ребенка.
Тяжелая школа жизни приводила детей, чьи образы выступают на страницах произведений А.М. Горького, к тому, что они рано делались взрослыми. Вместе с тем, писатель видел в ребенке, прежде всего, ребенка, а не маленького взрослого. Дети у А.М. Горького подкупают своей наивностью, которая, правда, проявляется у них главным образом в младшем возрасте.
Важнейшей особенностью ряда горьковских произведений является то, что сам ребенок начинает осознавать ненормальность окружающих его условий жизни и ставит перед собой острые социальные вопросы.
Таким образом, как ни разнообразны в тематическом и жанровом отношении произведения Горького о детях, но в них мы отчетливо ощущаем теснейшую связь всех компонентов с основной проблематикой произведения. В подавляющем большинстве случаев здесь в центре изображения стоит именно жизнь ребенка, остальное составляет социально-бытовой фон. Каждая художественная деталь служит задаче наиболее яркого раскрытия темы, обеспечивая тем самым единство формы и содержания. Произведения Горького о детях в большинстве своем построены на острых конфликтах. Это объясняется не только социальными условиями жизни ребенка, но и активностью детского характера в творчестве Горького.
Список использованных источников
Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.
Басинский П. В. Русская литература конца XIX - начала ХХ века и первой эмиграции: пособие для учителя. - М.: Академия, 2000. - 528 с.
Волков А.А. Художественный мир Горького: советские годы. - М.: Современник, 1978. - 367 с.
Воровский В.В. Статьи о русской литературе. - М.: Худ. лит., 1986. - 448 с.
Гаврилова Т. Тема купечества в романе М.Горького «Фома Гордеев»: 11 кл. // Литература. - 2001. - №8. - С. 4
Голубков М. М. Максим Горький (1868-1936) // Дидакт. - 2003. - №6. - С. 72-77
Горький – детям. [Письма и рассказы Горького детям; список книг, которые читал сам писатель] /Сост. Н.Б. Медведева. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1976. – 159с.
Горький А. М. Очерки и воспоминания. – М.: Сов. Россия, 1983. – 160с.
Горький А. М. Собр. соч. в 30 т. Т. I, ГИХЛ. – М., 1953. – 456 с.
Горький А.М. О детской литературе, детском и юношеском чтении: Избранное / Сост., вступ. Ст. и коммент. Н. Б. Медведевой.– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дет. лит., 1989. – 224с.
Горький М. Детство: повесть / предисл. Н.Н. Жегалова. – М.: Дет. лит., 1988. – 207с. – (Золотая библиотека)
Горький М. О детской литературе. – М.: Детгиз, 1952. – 322 с.
Горький М. Повести, рассказы и сказки / Вступит. Статья З. Ивановой; рис.. И Кузнецова, Б. Дехтерева. – Переизд. – М. : Дет. лит., 1976. – 549 с.
Горький М. Рассказы. – М.: Худож. лит., 1981. – 493с. – (Классики и современники. Советская литература)
Горький М. Фома Гордеев. Дело Артамоновых. – М.: Правда, 1974. – 528с.
Губергриц А.М. Русская детская литература последних десятилетий XIX–начала XX века: Пособие по истории русской детской литературы. – Таллинн, 1998. –385 с.
Долженко Л. В. Рациональное и эмоциональное в русской детской литературе: монография. – Волгоград: Перемена, 2001. – 240 с.
Карпов В. А. Книга о скудости и богатстве души человеческой: Максим Горький «Детство» // Дидакт. - 2003. - №5. - С. 75-80
Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2003. - 335 с.
Лупанова И.П. Советская детская литература. 1917– 1967. – М., 1969. – 438 с.
Максим Горький [о творчестве] // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. В 2-х тт. Т.2. – 329 с.
Максим Горький [О теме детства в произведениях] //Арзамасцева И.Н., Николаева С. А. Детская литература. – М., 2000. – 275 с.
Материалы с сайта maximgorkiy.narod/
Михайловский Б.В. Творчество М. Горького. - М.: Просвещение, 1969. - 335 с.
О творчестве Горького: сборник статей / Под ред. И.К. Кузьмичева. – Горький: Горьковское книжное изд-во, 1956. – 351 с.
Примочкина Н.Н. Детство в произведениях «Лето Господне» И.С. Шмелева и «Детство» А.М. Горького // Литература в школе. - 2003. - №7. - С. 2-4
Русские детские писатели XX в.: Биобиблиографический словарь. – М., 1997. – 229 с.
Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов) Кн.1 / отв. ред. В.А. Келдыш. - М.: Наследие, 2000. - 960 с.
Сухих И. Н. Книга ХХ века: Русский канон: эссе. - М.: Независимая Газета, 2001. - 352 с.
Телешов Н.Д. Записки писателя. – М., 1950. – 295 с.
Торопчина Л. «Я
в мир пришел, чтобы не соглашаться…» – О творчестве М.Горького, о героях его произведений // Литература. – 2008. - №14. – с. 11 – 14.
Фесенко Э.Я. Горький, которого мы не знали: методические рекомендации. - Архангельск: ПГУ, 2001. - 31 с.
Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. - 1979. - №12. - С. 242.