Тема детства в прозе Максима Горького

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть своеобразие темы детства в творчестве М. Горького.
Задачи исследования:
1) провести анализ научной литературы по теме исследования;
2) рассмотреть художественную концепцию детства в отечественной литературе;
3) исследовать феномен детства в творчестве М. Горького.

Файлы: 1 файл

горький.docx

— 61.90 Кб (Скачать файл)

Не по хронологическим  вехам, последовательно и спокойно движется повествование: яркие картины, нарисованные писателем, возникают  как результат наиболее сильных  впечатлений, оставшихся в сознании ребенка при столкновении с действительностью: мрачное и трагическое дано в  противопоставлении со светлым и  радостным, что производит наиболее сильное впечатление на душу ребенка. Так, на смену тяжелому впечатлению от трагической смерти отца приходит ощущение счастья и близости с необыкновенным человеком – бабушкой; описание жестокости деда во время наказания соседствует с эпизодом задушевной беседы деда с Алешей; инквизиторским развлечениям дядьев противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка.

С одной стороны писатель реалистично передает «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором  жил Алеша в семье Кашириных, а также раскрывает, как расширялись  представления мальчика о нравах собственнического мира за пределами  дома деда. С другой стороны, А.М. Горький показывает огромное влияние на Алешу тех «прекрасных душ», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение… к жизни светлой, человеческой» [Там же. С. 45].

Особенность «Детства» состоит  в том, что повествование ведется  от лица рассказчика. Такой характер изложения не новый, и все же сложность  в том, что изображенное в повести  видится как бы одновременно и  глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого  человека, оценивающего все с позиций  большого жизненного опыта. Рассказчик сохраняет в повести горячую  непосредственность детского восприятия мира и в то же время дает глубокий социально-психологический анализ происходящего. Именно впечатления  героя-рассказчика, его реакции, отношение  к различным явлениям действительности, к людям, окружающим его, позволяют  понять идеи автора, выраженные им в  широких жизненных картинах.

Выделение деталей портрета, осмысление их функциональной значимости позволяет вести разговор о том, что у каждого писателя свои способы  изображения героя. Речь идет о портрете-впечатлении, портрете-оценке, которую дает писатель героям. Рассматривая под таким углом  зрения портрет бабушки Акулины Ивановны, видно, что глаза у нее вспыхивают «невыразимо приятным светом», что «вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом», что слова ее напоминают «ласковые» цветы, а походка – движения ласкового зверя. Именно эти оценки помогают понять отношение Алеши, почувствовать, что бабушка ему казалась излучающей свет, тепло, радость. Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу, приподнимая его. Не случайно часто звучащие слова бабушки: «Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все!» – А.М. Горький воспринимает как «крик ее сердца, лозунг всей жизни» [Там же. С. 59].

Первое впечатление усиливается  благодаря той высокой оценке, которую дает писатель бабушке, характеризуя ее решающее влияние на формирование отношения Алеши к миру: «Сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни» [Там же. С. 40].

Обращая внимание на особенности  портрета в повести, где не так  важны конкретные внешние детали, как отношение к ним рассказчика, читатели тем самым развивают  у себя умение понимать это отношение. Так, Алеша еще ничего не знает  о своем деде. Но мальчик тянется  к добру, ласке. Он вглядывается в  деда, и нет ни одной черточки, которая затронула бы чувствительную душу мальчика, расположила его к  себе. Алеша чувствует властность, энергию деда: «Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок». Рыжая бородка, птичий нос, зеленые  глазки настораживают Алешу. Алешу  обижает, что дед «выдернул» его  из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; «отодвинул» внука в сторону, как вещь. Алеша сразу «почуял в нем врага». Не понравились и все остальные – молчаливые, неприветливые, равнодушные… Нарастающее в душе мальчика чувство одиночества и отчужденности накладывает отпечаток даже на впечатление от дома, где предстоит ему жить: крыша кажется «нахлобученной», окна – «выпученными», двор – «неприятным» [Там же. С. 74]. Здесь суетятся «сердитые» люди, «стаей вороватых воробьев» мечутся носишки. Таковы первые впечатления Алеши.

Таким образом, идейный нерв автобиографической повести – стремление писателя шаг за шагом показать крепнущее  сознание ребенка, а позднее Алеши  Пешкова, его человеческое самоутверждение  в противоборстве с окружающей средой.

Заключение

горький детство воспитание литература

В последние десятилетия XX столетия среди прочих аспектов исследования художественной словесности рубежа XIX – XX веков оказался и феномен  детства как глубоко содержательное и устойчивое явление не только в  литературе, но и в художественной культуре той эпохи. Феномен детства  понимается как целостная художественная реальность, которая является понятийно-образным воплощением духовно-нравственных истоков бытия человека и представляется в своей самобытности в творчестве А.М. Горького.

Тема детства глубоко  и органически вошла в художественное наследие А.М. Горького. Изображая жизнь  детей, А.М. Горький широко использовал  свои обширные самарские и нижегородские  наблюдения и впечатления. Вслед  за Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым, А.М. Горький  глубоко раскрыл характернейшие черты психологии детского возраста, превосходно отобразил детскую непосредственность. Писатель не ограничивался классическим наследием, а вносил в образ детства нечто новое.

В.Г. Короленко, А.П. Чехов, А.И. Куприн, Д.Н. Мамин-Сибиряк, часто обращались к изображению судьбы детей социальных низов, но эта тема при описании детства у них не единственная. У А.М. Горького напротив, подавляющее большинство произведений о ребенке развивает именно данную тему. Собранные воедино страницы горьковской книги о детстве – это страницы, содержащие в себе грозное обвинение всему старому миру.

Дети, герои горьковских  произведений, живут в обстановке острой социальной борьбы, которая  накладывает отпечаток на формирование их характера и мировоззрения. При  изображении детства А.М. Горький  особенно много внимания уделяет  социальным явлениям. Писатель показывает: отрицательное воздействие на ребенка  исходит не только от зажиточных людей, но и от героев, относящихся к  трудовому обществу.

Большую воспитательную роль в жизни ребенка у А.М. Горького играют героико-возвышенные образы художественной литературы.

А.М. Горький изображал  в своих произведениях детей, которым приходится трудиться с  ранних лет. Показывая роль труда  в жизни ребенка, писатель, с одной  стороны, подчеркивает изнурительность  непосильной, однообразной работы. С  другой, А.М. Горький запечатлел благотворное влияние труда на формирование личности ребенка.

Тяжелая школа жизни приводила  детей, чьи образы выступают на страницах  произведений А.М. Горького, к тому, что они рано делались взрослыми. Вместе с тем, писатель видел в  ребенке, прежде всего, ребенка, а не маленького взрослого. Дети у А.М. Горького подкупают своей наивностью, которая, правда, проявляется у них главным  образом в младшем возрасте.

Важнейшей особенностью ряда горьковских произведений является то, что сам ребенок начинает осознавать ненормальность окружающих его условий  жизни и ставит перед собой  острые социальные вопросы.

Таким образом, как ни разнообразны в тематическом и жанровом отношении  произведения Горького о детях, но в  них мы отчетливо ощущаем теснейшую  связь всех компонентов с основной проблематикой произведения. В подавляющем  большинстве случаев здесь в  центре изображения стоит именно жизнь ребенка, остальное составляет социально-бытовой фон. Каждая художественная деталь служит задаче наиболее яркого раскрытия темы, обеспечивая тем  самым единство формы и содержания. Произведения Горького о детях в  большинстве своем построены  на острых конфликтах. Это объясняется  не только социальными условиями  жизни ребенка, но и активностью  детского характера в творчестве Горького.

Список использованных источников

 

Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.

Басинский П. В. Русская литература конца XIX - начала ХХ века и первой эмиграции: пособие для учителя. - М.: Академия, 2000. - 528 с.

Волков А.А. Художественный мир Горького: советские годы. - М.: Современник, 1978. - 367 с.

Воровский В.В. Статьи о русской  литературе. - М.: Худ. лит., 1986. - 448 с.

Гаврилова Т. Тема купечества в романе М.Горького «Фома Гордеев»: 11 кл. // Литература. - 2001. - №8. - С. 4

Голубков М. М. Максим Горький (1868-1936) // Дидакт. - 2003. - №6. - С. 72-77

Горький – детям. [Письма и рассказы Горького детям; список книг, которые читал сам писатель] /Сост. Н.Б. Медведева. – 2-е изд. – М.: Молодая  гвардия, 1976. – 159с.

Горький А. М. Очерки и воспоминания. – М.: Сов. Россия, 1983. – 160с.

Горький А. М. Собр. соч. в 30 т. Т. I, ГИХЛ. – М., 1953. – 456 с.

Горький А.М. О детской  литературе, детском и юношеском  чтении: Избранное / Сост., вступ. Ст. и коммент. Н. Б. Медведевой.– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дет. лит., 1989. – 224с.

Горький М. Детство: повесть / предисл. Н.Н. Жегалова. – М.: Дет. лит., 1988. – 207с. – (Золотая библиотека)

Горький М. О детской литературе. – М.: Детгиз, 1952. – 322 с.

Горький М. Повести, рассказы и сказки / Вступит. Статья З. Ивановой; рис.. И Кузнецова, Б. Дехтерева. – Переизд. – М. : Дет. лит., 1976. – 549 с.

Горький М. Рассказы. – М.: Худож. лит., 1981. – 493с. – (Классики и современники. Советская литература)

Горький М. Фома Гордеев. Дело Артамоновых. – М.: Правда, 1974. – 528с.

Губергриц А.М. Русская детская литература последних десятилетий XIX–начала XX века: Пособие по истории русской детской литературы. – Таллинн, 1998. –385 с.

Долженко Л. В. Рациональное и эмоциональное в русской детской литературе: монография. – Волгоград: Перемена, 2001. – 240 с.

Карпов В. А. Книга о  скудости и богатстве души человеческой: Максим Горький «Детство» // Дидакт. - 2003. - №5. - С. 75-80

Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2003. - 335 с.

Лупанова И.П. Советская  детская литература. 1917– 1967. – М., 1969. – 438 с.

Максим Горький [о творчестве] // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. В 2-х тт. Т.2. – 329 с.

Максим Горький [О теме детства в произведениях] //Арзамасцева И.Н., Николаева С. А. Детская литература. – М., 2000. – 275 с.

Материалы с сайта maximgorkiy.narod/

Михайловский Б.В. Творчество М. Горького. - М.: Просвещение, 1969. - 335 с.

О творчестве Горького: сборник  статей / Под ред. И.К. Кузьмичева. – Горький: Горьковское книжное изд-во, 1956. – 351 с.

Примочкина Н.Н. Детство в произведениях «Лето Господне» И.С. Шмелева и «Детство» А.М. Горького // Литература в школе. - 2003. - №7. - С. 2-4

Русские детские писатели XX в.: Биобиблиографический словарь. –  М., 1997. – 229 с.

Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов) Кн.1 / отв. ред. В.А. Келдыш. - М.: Наследие, 2000. - 960 с.

Сухих И. Н. Книга ХХ века: Русский канон: эссе. - М.: Независимая  Газета, 2001. - 352 с.

Телешов Н.Д. Записки писателя. – М., 1950. – 295 с.

Торопчина Л. «Я

в мир пришел, чтобы не соглашаться…» – О творчестве М.Горького, о героях его произведений // Литература. – 2008. - №14. – с. 11 – 14.

Фесенко Э.Я. Горький, которого мы не знали: методические рекомендации. - Архангельск: ПГУ, 2001. - 31 с.

Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. - 1979. - №12. - С. 242.


Информация о работе Тема детства в прозе Максима Горького