Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 13:17, доклад
Поэт чутко уловил требования времени, сам посчитал себя «революцией мобилизованным» и стал «чернорабочим» новой страны. Но видеть только такого Маяковского – значит, не понять, недооценить его. За бодрым обликом горлана-главаря мы не всегда замечаем глубокие и тоскующие ноты лирической поэзии, тоскливое одиночество поэта среди единомышленников, которое тонет в маршах и демонстрациях.
Тема любви в лирике В.В. Маяковского
В.В. Маяковский вошел в историю нашей литературы на переломе эпох, и в нем сразу увидели трибуна революции. В его поэзии слышался, гул нового времени, звучала непривычная музыка марша. Поэт чутко уловил требования времени, сам посчитал себя «революцией мобилизованным» и стал «чернорабочим» новой страны. Но видеть только такого Маяковского – значит, не понять, недооценить его. За бодрым обликом горлана-главаря мы не всегда замечаем глубокие и тоскующие ноты лирической поэзии, тоскливое одиночество поэта среди единомышленников, которое тонет в маршах и демонстрациях.
Любовная лирика Маяковского необычна, своеобразна. В некоторых стихотворениях он нежен и понятен, например, в стихотворении «Лиличка!»:
А мне ни один не радостен
звон,
кроме звона твоего любимого имени.
Но чаще за внешней грубоватостью стиха, за нетипичными и непривычными для любовной лирики оборотами, сравнениями и рифмами не сразу разгадаешь слова любви. Поэт сознательно наступает на горло собственной песни, либо отказываясь во имя агиток и плакатов говорить о любви – «нынче не время любовных ляс», либо облекая свои лирические строки в непривычные формы. В поэме «Люблю» он говорит:
Флоты – и те стекаются
в гавани,
Поезд - и тот к вокзалу гонит,
Ну а меня к тебе и подавней
- я же люблю! –
тянет и клонит.
Поэт противопоставляет крошечную «любовишку» для спален «громаде-любви», возвышающей и очищающей человека, требующей большой самоотдачи, даже самопожертвования. В стихах Маяковский сам объясняет читателю особенности своей любовной лирики. Его любовь слишком велика, он – «сплошное сердце». Он осознает ненужность в этом мире такой любви:
…я звал: «А вот оно! Вот!
Возьмите!»
Когда такая махина ахала -
Не глядя, пылью, грязью, сугробом,
Дамье от меня шарахалось:
«Нам чтобы поменьше,
Нам вроде танго бы…»
В стихотворении «Любовь»
поэт пытается выразить отношении своего
лирического героя к любви
в новой, революционной республике.
Эта любовь – чистая, нежная, летящая
высоко над мещанским бытом любовь-
Надо голос поднимать
за чистоплотность
отношений наших и любовных дел.
В молодой советской республике отношения между мужчиной и женщиной , по мнению поэта, должны быть освобождены от всего мелкого, пошлого, грязного. Мечтая о новой прекрасной жизни, поэт понимал, что в основе ее будет любовь, и от того, какой эта любовь будет, зависит свя последующая жизнь. Размышления об этом звучат в поэме «Про это».
Особенность лирики Маяковского в том, что в ней часто переплетается гражданское и личное. Любовь у него – стихия, ураган, сжигающее солнце. Но и революция для него – та же сила. Поэтому так часто любовь и революция переплетаются в его стихах воедино. Это ясно видно в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой»:
В поцелуе рук ли, губ
ли,
в дрожи тела близких мне
красный цвет моих республик
тоже должен пламенеть.
Маяковский в своей любовной лирике рассказал нам о себе самое главное, самое сокровенное. Его лирика ключ к пониманию личности поэта. Он всю силу своего поэтического таланта отдал служению молодой республике, пропуская через свое сердце все ее победы и поражения. В его любовной лирике мы видим новое восприятие и показ давно известных чувств и переживаний.
Жизнь В. В. Маяковского со всеми
ее радостями и горестями, надеждами
и отчаяниями — в его стихах.
Произведения поэта, рассказывающие о
его жизни, не могут не затрагивать
тему любви.
Поэт считал, что писать можно лишь о том,
что пережил сам, поэтому все его произведения
во многом автобиографичны. Хотя самые
ранние стихотворения о любви (“Я”, “Любовь”,
трагедия “Владимир Маяковский”) мало
связанны с личными переживаниями поэта.
Позже появляется знаменитая поэма Маяковского
“Облако в штанах”, в которой поэт рассказывает
о своей безответной любви, причинившей
ему мучительную, нестерпимую боль
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Эта трагическая любовь не выдумана. Давид
Бурлюк, вместе с Маяковским выступавший
в 1914 году в Одессе, в своих воспоминаниях
говорит, что первой любовью Маяковского
была Мария, которую он встретил в Одессе
(«Это было, было в Одессе..»)
Из некоторых источников известно, что
между Маяковским и Марией встало препятствие,
одно из тех, которые порождались тогдашней
общественной жизнью, социальными условиями,
основанными на неравенстве людей, на
господстве материальных расчетов. В поэме
этому дано очень краткое объяснение словами
самой Марии:
Вошла ты,
резкая, как “нате!”,
муча перчатки замш,
сказала:
“Знаете —
я выхожу замуж”.
Главной и самой яркой музой Владимира
Маяковского считается Лили Брик, в которую
Маяковский влюбился год спустя. Отношения
поэта и Лили были очень непростыми, многие
этапы их развития нашли отражение в произведениях
поэта («Лиличка! Вместо письма», «Флейта-позвоночник»).
В 1922 году поэт пишет поэму «Люблю» - своё
самое светлое произведение о любви. Маяковский
тогда переживал пик своего чувства к
Л. Брик, потому и был уверен:
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Здесь поэт размышляет о сущности любви
и её месте в жизни человека. Продажной
любви Маяковский противопоставил любовь
истинную, страстную, верную.
Но затем вновь в поэме «Про это» лирический
герой предстаёт страдающим, мучимым любовью.
Это был переломный момент в их отношениях
с Брик.
То есть можно заметить, как тесно переплетаются
в творчестве Маяковского чувства поэта
и чувства лирического героя.
В начале 1929 года в журнале «Молодая гвардия»
появилось «Письмо товарищу Кострову
из Парижа о сущности любви». Из этого
стихотворения видно, что в жизни Маяковского
появилась новая любовь, что «опять в работу
пущен сердца выстывший мотор». Это была
Татьяна Яковлева, с которой поэт встретился
в Париже в 1928 году. Посвящённые ей стихотворения
«Письмо товарищу Кострову…» и «Письмо
Татьяне Яковлевой» проникнуты счастливым
ощущением большой, настоящей любви. Но
и эти отношения закончились трагически.
Последней его любовью стала Вероника
Полонская. Незадолго до смерти Маяковский
написал стихотворение «Неоконченное»,
которое, по всей видимости, посвящено
было именно ей. Полонская была последней,
кто видел Маяковского живым.
Понять помогают Маяковского-человека
именно его искренние и прекрасные стихи
о любви