Тема любви в творчестве А. Блока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 15:48, сочинение

Описание работы

Тема любви волновала поэта на всем протяжении его творчества. Свой творческий путь поэт начинал как символист. В его стихотворениях читатель проникает в тайну загадочных знаков, отвлеченных понятий, абстрактных образов, символических цветов (белое платье - символ чистоты, синий цвет - символ космически необъятного чувства). Ведущей темой раннего творчества А. Блока являлась любовная тема.

Файлы: 1 файл

блок.docx

— 21.38 Кб (Скачать файл)

Тема  любви в творчестве А. Блока

 

Тема любви волновала  поэта на всем протяжении его творчества. Любовь - прекрасное чувство, дар, которым Бог наградил людей. Она приносит радости и переживания, счастье и страдания всем живущим в этом мире. Любовь, сердечная привязанность приходит к каждому. Это не зависит от человека, чувство предопределено свыше. Любовь воспевалась веками всеми поэтами, писателями и простыми людьми, ведь она удивительна и знакома всем. “Любовь тем и ценна, что награждает и недостойных. Для достойных на земле много наград, а для недостойных судьба приберегла одну лишь любовь” (Р. Тагор). И ее достаточно для счастья. Такую радость мужчине может принести только женщина. А. Блок уважал и восхищался женщиной. Любая женщина являлась для него воплощением чувства, существом, рожденным для любви.

Свой творческий путь поэт начинал как символист. В его  стихотворениях читатель проникает  в тайну загадочных знаков, отвлеченных  понятий, абстрактных образов, символических  цветов (белое платье - символ чистоты, синий цвет - символ космически необъятного  чувства). Ведущей темой раннего  творчества А. Блока являлась любовная тема. Со всей глубиной чувства поэт боготворит женщину, все его переживания обращены только к ней. Символом любви, способной осчастливить человека, была для А. Блока “Прекрасная Дама”. Ей он посвятил один из своих первых сборников стихов (1901 г.), названный “Стихи о Прекрасной Даме”. Поэт преклонялся перед Вечной Женственностью, светлым образом великой Любви, он обожал ту высокую нереальную Женщину, овеянную тайной веков:

«…О легендах, о сказках, о мигах:

Я искал до скончания дней,

В запыленных, зачитанных книгах

Сокровенную сказку о Ней.»

Эта Женщина могла принести поэту чувство, способное изменить мир. Любовь представлялась     А. Блоку всесильной. Прекрасная Дама божественна. Поэтому в стихотворениях поэта так часто встречается слово храм. А. Блок называет себя “отроком, зажигающим свечи”, ждущим чуда, появления своей недосягаемой сказочной возлюбленной, созданной, возможно, самим поэтом:

«Вхожу я в темные храмы.

Совершаю бедный обряд. 

Там жду я Прекрасной Дамы 

В мерцаньи красных лампад.»

(1902 г.)

 Люди взрослеют, меняются  их взгляды на жизнь, ослепляющая  восторженность иллюзий молодости  разбивается о жестокий мир  реальности, вечный, неизменный и  так непохожий на мечту. А.  Блок уже не смотрит на этот  мир глазами символиста, который  создает собственный мир символов. В стихотворениях поэта появляется  тема города, грязного “болота”, которое давит на человека, тема разочарованности стремящейся к любви личности, тема несбыточности мечты. Поэт замыкается в себе. Теперь он “нищий”, “бродяга”, “посетитель ночных ресторанов”. В душе его происходит раздвоение. Он ощущает себя униженной жертвой “страшного мира”, где не нашел ответа своим чувствам. Но любовь для поэта - еще действенная сила, имеющая над, ним власть. А. Блок все еще верит в идеал, но теперь этот идеал не столь ослепителен и ярок. Образы, имеющие вселенское символическое значение, скрываются за реальной, обыденной оболочкой.

В стихотворении “Незнакомка”, принадлежащем ко второму периоду творчества поэта, на фоне пошлого мира, какофонии звуков, “тлетворного духа”, “женского визга” и “детского плача”, “бессмысленного диска” солнца (или фонаря?), скуки, кабака, пьяниц с “глазами кроликов” и самого поэта, разочарованного и ищущего “истины в вине”, предстает образ незнакомки. Она обыкновенная женщина, часть этого мира, но поэт сумел увидеть в ней идеал, сказку, спрятанную глубоко внутри. С ее появлением оживают загадочные образы “темной вуали”, “глухих тайн”, “синих бездонных очей”, “очарованного берега и дали”. “Ключ” к “сокровищу” ее души доступен лишь для поэта, который близок к идеалу и способен увидеть его сквозь грязь “страшного мира”.

В стихотворении “Перед судом” А. Блок “рыдает” над судьбой своей  бывшей возлюбленной, опустившейся и  дошедшей “до края”. Поэт чувствует в ней скрытый огонь прекрасной любви, мечтавшей достичь “блаженных краев” и теперь скатившейся в бездну.

Навсегда ушла из жизни  поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистоте  мечты, в которую он теперь не способен так безоглядно верить: 

«О доблестях, о подвигах, о славе 

Я забывал на горестной  земле, 

Когда твое лицо в простой  оправе 

Передо мной сияло на столе... 

Уж не мечтать о нежности, о славе, 

Все миновалось, молодость  прошла! 

Твое лицо в его простой  оправе 

Своей рукой убрал я  со стола.»

(1908 г.) Поэт сумел перебороть, задавить в себе разочарование  в жизни, найдя силы к обретению  новых ценностей. А. Блока волнует  судьба России. Он любит ее  так же страстно и преданно, как и женщину.

Решающей темой в поэме  А. Блока “Двенадцать” является тема революции, новой жизни, ветра перемен, в которые верит поэт, надеясь, что они принесут счастье любимой  родине. Но и в этом произведении присутствует женский образ. Катька - продажная женщина, недалекая, несчастная, угнетенная обстоятельствами. У нее  нет высоких чувств, она жертва среды, отвергающей любовь. Влюбленный в Катьку “босяк” убивает ее из ревности. Вся ее бессмысленная  жизнь, полная страдания, вызывает у  поэта жалость. Хотя она и падший человек, она все равно женщина, достойная любви и восхищения, какой всегда являлась женщина для А. Блока, надеявшегося на любовь, которая может спасти не весь мир, но самую сокровенную часть души.

В спасительную веру любви, любви  как очищающего светлого чувства, всегда верил А. Блок и стремился отдать всего себя любви. Великой любви  к женщине, к родине... Он посвящал свои чувства, помыслы, душу любви, что  ярко выразилось в его стихотворениях на всем протяжении творчества великого поэта, именем которого его мать, Россия, гордится и поныне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема любви в творчестве А. Блока


 

 


Информация о работе Тема любви в творчестве А. Блока