Тема Любви в Творчестве З.Н. Гиппиус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Зинаида Николаевна Гиппиус – замечательный, но во многом не разгаданный до сих пор писатель и человек. Она начала свой творческий путь как символист. Сложным явлением в символическом искусстве ХХ века была лирика Зинаиды Гиппиус. Тема любви занимает центральное место в её творчестве. Поэтому изучение творчества Зинаиды Гиппиус на тему любви очень важно для понимания художественного мира поэтессы.

Файлы: 1 файл

Тема Любви в Творчестве З.Н. Гиппиус.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

泰山医学院本科毕业设计(论文)


Введение


Глава 1 Жизненный и Творческий Путь З.Н. Гиппиус


Глава 2 Тема Любви в Творчестве З.Н. Гиппиус


Глава 3  Несколько Стихотворений на тему Любви З.Н. Гиппиус


Заключение


Тема Любви в Творчестве З.Н. Гиппиус

 

 

 

Реферат

    Зинаида Николаевна Гиппиус – замечательный, но во многом не разгаданный до сих пор писатель и человек. Она начала свой творческий путь как символист. Сложным явлением в символическом искусстве ХХ века была лирика Зинаиды Гиппиус. Тема любви занимает центральное место в её творчестве. Поэтому изучение творчества Зинаиды Гиппиус на тему любви очень важно для понимания художественного мира поэтессы.

В связи с этим я  рассмотрела ряд научных работ  современных литературоведов, а также работы историков литературы. И конечно, ряд стихотворений самой Зинаиды Гиппиус.

Целью данной работы явилось рассмотрение темы любви в творчестве Зинаиды Гиппиус.

Данная дипломная работа, главным образом, состоит из трёх частей: в первой главе «Жизненный и творческий путь З.Н. Гиппиус», соответственно, были рассмотрены вопросы её жизненненного и творческого пути, а также особенности её творчества. Вторая глава «Тема любви в творчестве З.Н. Гиппиус» посвящена сложным вопросам понимания любви этим автором и двойственной природе явления в ее душе. Третья глава «Несколько стихотворений на тему любви З.Н. Гиппиус» посвящена анализу некоторых из этих стихов. В конце концов, мы пришли к выводу: по мнению З.Н. Гиппиус, любовь тесно связана с Богом, свободой, смертью. Идеал любви Гиппиус – это поиск гармонии, попытка объединить "две бездны" (небо и землю, дух и плоть, временное и вечное) в одно единое целое.

 

Ключевые слова: З.Н. Гиппиус; Любовь; Стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

摘    要

吉皮乌斯是一位著名的作家,但至今为止在很大程度上她仍然是一个谜。她作为一个象征主义者开始自己的创作道路。吉皮乌斯的抒情作品在20世纪象征艺术中是一种复杂的现象。爱情主题在她的创作中占据中心地位。因此,研究吉皮乌斯关于爱情的作品对于参透她的艺术世界具有非常重要的作用。

为完成本次论文,我研究了当代文学家以及文学史家的一系列科研成果。当然,还研究了吉皮乌斯的一系列诗歌。

本次研究的目的是透析吉皮乌斯作品中的爱情主题。

此篇论文主要分为三部分,第一部分的题目为《吉皮乌斯的生活道路和创作生涯》,与之相适应,研究的是吉皮乌斯的人生历程、不同时期的创作以及其创作风格。第二部分的题目为《吉皮乌斯创作中的爱情主题》,研究的是在作品中体现出来的作者对爱的理解以及作者内心深处的双重性别取向等复杂问题,第三部分的题目为《吉皮乌斯几首爱情主题的诗歌》,重点分析了吉皮乌斯的几首关于爱情的诗歌。最后,我们得出结论:在吉皮乌斯看来,爱情与上帝、自由、死亡紧密相连。吉皮乌斯的爱情理想是在“两种极端”中寻找和谐,渴望天空和大地,精神与肉体,暂时与永恒能够统一。

 

关键词:吉皮乌斯;爱情;诗歌

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Атмосфера и культура Серебряного века немыслимы без  Зинаиды Николаевны Гиппиус, в конце ХIХ – начале ХХ века ставшей законодательницей вкусов эпохи декаданса, модернизма и рождающегося символизма. Под псевдонимом Антон Крайний она публиковала статьи и рецензии, которые определяли репутацию поэтов. Гиппиус стала одним из авторитетных идеологов старшего символизма и проявила себя как поэт, писатель, драматург и мемуарист. А. Пайман считает, что Зинаида Николаевна в русской литературе "первой нашла "невыразимое слово", способное передать новые чувства и проникнуть в уставшие сердца".1

В последнее десятилетие ХХ века в России началось интенсивное изучение творчества Зинаиды Гиппиус. До этого ее рассматривали только как воинствующую антикоммунистку, врага советской власти. Даже серьезные исследования, например, работа З.Г. Минц о Блоке и Мережковских, которая ценна широтой охвата проблемы и использованием архивных материалов, была построена как полемика с Мережковским и Гиппиус, акцентировалась отрицательная оценка поэзии этих писателей, разоблачались их ошибки.2

Во вступительных статьях  и комментариях к собранию сочинений Зинаиды Гиппиус, сегодня, как правило, содержатся серьезные наблюдения и выводы о сущности творческого метода и своеобразии дарования писателя, незаслуженно исключенного в течение многих десятилетий из контекста русской культуры.

Творчество Зинаиды  Николаевны представляет собой пример того, как мы не просто перечитываем, а открываем ее художественный мир, так как многие произведения после  ее смерти печатаются впервые.

В русскоязычном литературоведении  изучение творчества Зинаиды Гиппиус только начинает свою историю.

 

 

  

Глава 1 Жизненный и Творческий Путь З.Н. Гиппиус

1.1  Жизненный Путь З.Н. Гиппиус

Гиппиус Зинаида  Николаевна (8.11.1869 – 9.9.1945), псевдоним – Антон Крайний – одна из самых значительных писательниц XX века. Поэтесса, литературный критик, прозаик, публицист, драматург.

В 70 гг. её отец служил товарищем обер-прокурора  сената, но вскоре (после обострения туберкулёза) переехал с семьей в  Нежин, где получил место председателя суда. После его смерти (1881) семья  переселилась в Москву, а затем в Ялту и Тифлис. Женской гимназии в Нежине не было, и основам наук Гиппиус обучали домашние учителя. В 80 гг., живя в Ялте и Тифлисе, Гиппиус увлекается русской классикой, особенно Ф.М. Достоевским. Летом 1889 г. Гиппиус выходит замуж за Д.С. Мережковского, с которым "не разлучаясь ни на один день" прожила 52 года.

Вместе с мужем переехала  в Петербург, где и начинает литературную деятельность в кружке символистов, и вскоре супруги Мережковские заняли очень заметное место в литературном мире. Здесь она знакомится с такими известными писателями, как Я. Полонский, А. Майков, Д. Григорович, А. Плещеев, П. Вейнберг, сближается с молодым поэтом Н. Минским.

В это время у нее совместно  с Мережковским начинают оформляться  идеи свободы, метафизики любви и нерелигиозных воззрений. К началу века духовно-религиозный максимализм Мережковских, осознание своей провиденциальной роли не только в судьбе России, но и в судьбе человечества на началах любви и свободы достигает социального апогея. Гиппиус в статье "Хлеб жизни" (1901) писала: "Пусть же будет у нас чувство обязанности по отношению к плоти, к жизни, и предчувствие свободы – к духу, к религии. Когда жизнь и религия действительно сойдутся, станут как бы одно – наше чувство долга неизбежно коснется и религии, слившись с предчувствием Свободы; ... которую обещал нам Сын Человеческий: "Я пришел сделать вас свободными".

Гиппиус сотрудничает с журналами "Северный вестник", "Мир искусства", является фактически соредактором религиозно-философского издания "Новый путь". В журнале "Мир искусства" Гиппиус публикует свои первые литературно-критические статьи. Свои произведения Гиппиус часто подписывает разными, но непременно мужскими псевдонимами – Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер, В. Витовт.

1.2  Творческий  Путь З.Н. Гиппиус

Свой путь писателя Гиппиус начала как поэт. Два ее первых, еще подражательных, "полудетских" стихотворения были напечатаны в "Северном вестнике" (1888), вокруг которого группировались петербургские символисты "старшего" поколения. Основные мотивы ранней поэзии Гиппиус – проклятия скучной реальности и прославление мира фантазии, искание новой нездешней красоты (“мне нужно то, чего нет на свете…”), тоскливое ощущение разобщенности с людьми и в то же время – жажда одиночества. В этих стихах отразились основные мотивы ранней символической поэзии, ее этический и эстетический максимализм. Подлинная поэзия, считала Гиппиус, сводится лишь к “тройной бездонности мира”, трем темам – “о человеке, любви и смерти”. Поэтесса мечтала о примирении любви и вечности, но единственный путь к этому видела в смерти, которая только и может спасти любовь от всего преходящего. Эти размышления определили на “вечные темы” определили тональность многих стихов Гиппиус.

Первый романтическо-подражательный этап творчества Гиппиус 1889-1892 гг. совпал со временем становления раннего  русского символизма и стал для Гиппиус  периодом поисков собственного литературного  лица. В журналах "Северный вестник", "Вестник Европы", "Русская мысль" и других она печатает рассказы, романы ("Без талисмана", "Победители", "Мелкие волны") и реже – стихи.

Первой заметной публикацией в  прозе стал ее небольшой рассказ "Простая жизнь", появившийся  в "Вестнике Европы" в 1890 г. с небольшими купюрами и под измененным редактором названием "Злосчастная". Если стихи Гиппиус писала как бы интимно и "для себя" и творила их, по ее словам, словно молитву, то в прозе она сознательно ориентировалась на общий эстетический вкус. В этом проявилась характерная для Гиппиус яркая двойственность ее личности.

Первые сборники рассказов Гиппиус "Новые люди" (1896; 1907) и "Зеркала" (1898) показывали людей символистского типа. Основная мысль их – утверждение истинности лишь интуитивного начала жизни, красоты “во всех ее проявлениях” и противоречиях и лжи во имя некоей высокой истины. В рассказах этих книг – явное влияние идей Достоевского, воспринятых в духе декадентского миропонимания.

В идейно-творческом развитии Гиппиус большую роль сыграла  первая русская революция, которая обратила ее к вопросам общественности. Они начинают теперь занимать большое место в ее стихах, рассказах, романах. После революции выходят сборники рассказов “Черное по белому” (1908), “Лунные муравьи” (1912), романы “Чертова кукла” (1911), “Роман-царевич” (1913). Но говоря о революции, создавая образы революционеров, Гиппиус утверждает, что истинная революция в России возможна лишь в связи с революцией религиозной (точнее – в результате ее). Вне “революции в духе”, убеждала Гиппиус, изображая в “Чертовой кукле” русскую послереволюционную действительность, социальное преображение – миф, вымысел, игра воображения, в которую могут играть лишь неврастеники-индивидуалисты.

Октябрьскую революцию  Гиппиус встретила враждебно. Вместе с Мережковским в 1920 г. эмигрировала. Эмигрантское творчество Гиппиус состоит из стихов, воспоминаний, публицистки. Она выступала с резкими нападками на Советскую Россию, пророчествовала ее скорое падение. Из Эмигрантских изданий наибольший интерес представляет книга стихов “Сияние” (Париж, 1939), два тома воспоминаний “Живые лица” (Прага, 1925), очень субъективных и очень личных, отразивших ее тогдашние общественные и политические взгляды, и незаконченная книга воспоминаний и Мережковском (Гиппиус – Мережковская З. Дмитрий Мережковский – Париж, 1951), о которой даже критик эмигрант Г. Струве сказал, что она требует больших поправок “на пристрастность и даже озлобленность мемуариста” (Струве Гиппиус. Русская литература в изгнании. – Нью-Йорк, 1956 – с. 139)

1.3  Особенности Творчества З.Н. Гиппиус

Говоря об особенностях творчества З.Н. Гиппиус, следует отметить ее интеллектуальное начало и выбор средств поэтического самовыражения: строгий и одновременно свободный, легкий стих, ясную четко обозначенную образную фактуру, безукоризненную форму, лаконизм высказывания, пренебрежение внешними эффектами. Достоинства поэтического языка писательницы – исключительная сжатость и певучесть, виртуозная способность создавать сложные звуковые узоры, изысканность рифмовки, сдержанная простота. Еще ее современники отметили смелую реформацию в раннем творчестве: она неустанно экспериментирует, варьирует стихотворные размеры, использует прием «перебоя ритма», виртуозно пользуется аллитерацией и т.д. Часто она строит свои стихи как монологи – молитвы, обращение к Богу. Отличительной чертой ее творчества является афористичность мыслей. Но политические стихи З. Н. Гиппиус начисто лишены этих всех поэтических атрибутов. В них нет и следа символизма, эстетства, молитвенности. Это – страстные порывы, кипящие чувства, яростное политическое обличение и одновременно пророчество, апокалипсическое ощущение гибели. Автор никогда прежде не достигал столь предельных состояний боли, такой силы слова, «гнева звенящих строк».

Гиппиус постоянно колебалась между  землею и небом, жизнью и богом. Если в середине 90-х годов «мудрый Соблазнитель» казался ей «непонятным Учителем Великой Красоты», то в начале нового столетия Божья, правда и «Божий обман», несмотря на свое полюсное положение, драматически сблизились в ее лирике.

Небо – вверху; небо – внизу,

Звезды – вверху; звезды – внизу,

Все, что вверху, то и внизу,

Если поймешь, благо тебе.

Стих З. Гиппиус, стремившейся к звучной точности, обрел здесь предельнолапидарное выражение.

В сравнительно небольшом по объему поэтическом наследии З. Гиппиус политическая лирика занимает особое место, отражая еще одну грань таланта художника, ее патриотизм и гражданскую позицию, ответственность за судьбу русской культуры. Все это позволяет без предубеждения взглянуть на своеобразную личность З.Н. Гиппиус, на уникальность ее творческого дара, позволяющего по праву занять достойное место в ряду выдающихся писателей Серебряного века.

 

 

Глава 2 Тема Любви в Творчестве З.Н. Гиппиус

В одном из стихотворений, не вошедших в прижизненные книги стихотворений, Гиппиус дала свою формулу видения мира:

Тройною бездонностью мир  богат,

Тройная бездонность  дана поэтам.

И разве поэты не говорят

Только об этом?

Только об этом?

Тройная правда и тройной  порог.

Поэты, этому верному, верьте.

Только об этом думает Бог:

О Человеке.

Любви.

И Смерти.

Человек, Любовь, Смерть, Бог – вот главные темы, вокруг которых неизменно концентрируется творчество Гиппиус, и эта концентрация является отражением идейных исканий, заполняющих все существо поэта.

В философской системе  Гиппиус любовь занимает центральное место.

2.1  Понимание Любви З.Н. Гиппиус

Любовь для большинства женщин – тема первая, главная, всегда занимающая их ум и сердце. Зинаида Гиппиус  в этом смысле не является исключением. Женская природа по своей сути эмоциональна, экспрессивна… Это штамп, применимый к характеристике женщины вообще. Но речь идет о Зинаиде Николаевне, которая кроме всего прочего была еще (а, может быть, прежде всего) философом. Для философа характерен взгляд со стороны: не только любить, но и размышлять над тем, что есть любовь. Тему любви у Зинаиды Гиппиус, на мой взгляд, можно рассматривать в контексте следующей схемы:

 

Любовь настоящая, (а для З. Гиппиус  разделение на настоящую и ненастоящую любовь вполне оправдано), появляется в слиянии свободы и Бога. Это может произойти в одном человеке – полюбившем, а может и в двух – влюбленных. Все равно любовь пребывает как путь к Богу, как возможность Его почувствовать или с ним слиться. У Зинаиды Гиппиус присутствует даже мысль о том, что мы, влюбляясь, любим на самом деле не конкретного человека, а Бога в нем, Бога через него. О «любви через» у З.Н. Гиппиус найти можно многое. Человек любящий становится медиатором: через него (через его любовь) можно любить себя, через него тебя может любить другой человек. Но неизменно сквозь любящего должен «просвечивать» Бог. На этой мысли Зинаида Гиппиус спотыкается: а вдруг не Бог, а Дьявол учит нас любви? Ведь и Смерть одна, как и Любовь.

Информация о работе Тема Любви в Творчестве З.Н. Гиппиус