Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:49, реферат
Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием» занимает важнейшее место. Это связано с тем, что образ матери – центральный в поэме. Он чрезвычайно сложен. В нем сплелись три ипостаси: мать – лирическая героиня (автобиографический образ), мать – обобщающий образ всех матерей и, наконец, мать – Россия.
В «Посвящении» Ахматова сразу вводит обобщающий образ Матери. Происходит это за счет употребления местоимения «мы» и глаголов во множественном числе.
Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»
Тема материнского
страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»
занимает важнейшее место. Это связано
с тем, что образ матери – центральный
в поэме. Он чрезвычайно сложен. В нем сплелись
три ипостаси: мать – лирическая героиня
(автобиографический образ), мать – обобщающий
образ всех матерей и, наконец, мать –
Россия.
В «Посвящении» Ахматова сразу вводит
обобщающий образ Матери. Происходит это
за счет употребления местоимения «мы»
и глаголов во множественном числе. К финалу
стихотворения из толпы матерей, ожидающих
приговора, выделяется образ одной Матери,
которой и суждено стать выразителем материнских
страданий в поэме:
…И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена…
…Но идет…Шатается…Одна…
Во «Вступлении» появляется образ Руси.
Используя прием олицетворения, поэтесса
создает ощущение Руси как живого человека,
женщины, которую в кровь избивают сапогами,
давят шинами «чёрных марусь».
С первой по десятую часть разворачивается
собственно сюжет поэмы. Сначала сына
лирической героини уводят, и начинается
полоса ожиданий и мытарств. Душу матери
одолевают парадоксальные чувства. Примечательна
в этом отношении часть третья:
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…
Ночь…
Ночь – это состояние души матери. Беспамятство
вдруг сменяется тихим плачем, а затем
надрывным причитанием:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой. (V часть)
Легкие летят недели.
Что случилось не пойму,
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят (VI часть).
В седьмой части «Приговор» мать узнает
об участи, уготовленной ее сыну: «И упало
каменное слово // На мою еще живую грудь».
Сумасшествие, надвигающееся на убитую
горем женщину, начинается с просьбы о
смерти прийти («К смерти»). Мать готова
принять смерть в любом виде, только бы
не видеть страданий своего сына. Апогей
безумства наступает в девятой главе:
Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином
И манит в черную долину.
Поразительно, но здесь мы уже не видим
слез и причитаний. Окаменелость и усталость
– вот чувства, охватившие лирическую
героиню в этой части. Она как бы собралась
и сжалась в комок, но в этой собранности
сквозит безумие, отстраненность от мира
и реальности.
Высшей точкой поэмы является десятая
часть «Распятие». Ахматова использует
здесь библейский мотив распятия Христа,
но смотрит на все происходящее глазами
Марии. В этом образе страдающей Марии
сплелись воедино и мать-лирическая героиня,
и все матери жертв террора, и Русь, униженная,
растоптанная, вынужденная в молчании
смотреть на убийство своих сыновей. Мария
становится неприкосновенной и святой
в момент перенесения ею таких же мученических
страданий, какие переносит ее сын на кресте:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
В эпилоге автор опять говорит от лица
лирической героини. Она вспоминает обо
всех матерях, разделивших с нею страшную
участь ожидания под «звездами смерти»:
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Поэт призывает поставить памятник великой
Матери для того, чтобы никогда не забывать
тот ужас и боль, которую пришлось перенести
русским женщинам в страшные годы террора.
Свою поэму Ахматова посвящает всем женщинам
и матерям, которые, страдая, находились
на грани истощения физических и душевных
сил и жили лишь надеждой. Но благодаря
их бесконечной любви и перенесенным мукам
жизнь будет продолжаться.
По словам самого Блока, тема России
— главная в его поэзии. Блок
обратился к этой теме уже в
самом начале своего творческого
пути и остался верен ей до конца
жизни. Стихотворение “Гамаюн, птица вещая” стало
первым произведением юного Блока, посвященным
судьбе России. Уже в нем встает тема исторического
пути родины, ее трагической истории. Птица
Гамаюн
...вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
Стихотворение вместило в себя все то,
что потом станет столь важным для блоковского
понимания России: любви к ней (“Прекрасный
лик горит любовью”), сознание ужаса ее
прошлого и настоящего и стремление видеть
истину, какой бы страшной она ни была:
...Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!
Цикл “На поле Куликовом” целиком посвящен
России. В первом стихотворении этого
цикла встает тема пути, раскрывающаяся
в двух планах: пространственном и временном.
Временной план представляет собой изображение
исторического пути России:
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Именно сочетание временного плана с пространственным
придает стихотворению особый динамизм.
Россия никогда не застынет в мертвенной
неподвижности, ее вечно будут сопровождать
перемены:
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Восприятие родины поэтом всегда было
обостренно-личностным. Он отходит от
традиционного образа России-матери —
в его стихах предстает совершенно неожиданный
образ России-жены, возлюбленной, невесты:
“О, Русь моя! Жена моя!” В стихотворении
“Новая Америка” Россия названа “невестой”,
а в стихотворении “Россия” любовь к
родине сравнивается с любовью к женщине:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!
Россия представлена в стихотворениях
“Сытые” и “Фабрика” — это Россия социальных
контрастов и противоречий, Россия “сытых”
и “нищих”. В “Сытых” — непосредственном
отклике на события русской революции
1905 года — Блок выражает веру в грядущие
перемены:
Теперь им выпал скудный жребий:
Их дом стоит неосвещен,
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамен!
Пусть доживут свой век привычно —
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям — неприлично
Их старой скуке подражать.
В стихах о России явно слышатся традиции
М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и Ф. И.
Тютчева. Очень близка Блоку лермонтовская
“Родина” с ее отрицанием официального
патриотизма и провозглашением любви
к скромной и бедной крестьянской России.
С Некрасовым Блока роднит исторический
оптимизм. Также перекликаются с блоковской
“Россией” некрасовские строки об “убогом
и темном родном уголке” в поэме “Кому
на Руси жить хорошо”. Тютчева принято
считать предтечей символизма. Бесспорно,
на Блока повлияло знаменитое стихотворение
Тютчева о непостижимости, таинственности
России:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить —
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Как и тютчевское четверостишие, хрестоматийной
стала последняя строфа блоковской “России”:
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.
Подобный образ таинственной, непредсказуемой,
но прекрасной России создается Блоком
и в стихотворении “Русь”:
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.
России посвящено главное произведение
Блока — неоконченная поэма “Возмездие”
(1901 — 1921). Перед читателем проходят эпизоды
из российской истории, проходят образы
народовольцев, “огромного, водянистого”
царя (Александра III), “Державного Основателя”
(Петра I). Вся поэма пронизана лейтмотивом
“возмездия” — ритмом мазурки, любимого
танца угнетенной Польши... В строфе о Победоносцеве
поэт называет его злым “колдуном”, “волшебником”,
а Россию сравнивает с очарованной им
спящей красавицей. Здесь возникают параллели
со стихотворением “Русь”. Авторский
замысел раскрывается в предисловии к
публикации третьей главы поэмы. Блок
пишет о своих “революционных предчувствиях”
накануне первой мировой войны.
Ожиданием перемен пронизано и стихотворение
“Рожденные в года глухие...”, посвященные
3. Н. Гиппиус. Блок осознает обреченность
своего поколения, поколения детей “страшных
лет России”, и призывает к обновлению:
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье, —
Те, кто достойней, боже, боже,
Да узрят царствие твое!
Налицо перекличка с лермонтовской “Думой”.
Очевидно, предчувствия Блока сбылись:
пришла Октябрьская революция. Блок был
первым поэтом, написавшим о ней большое
произведение. Поэма “Двенадцать” подчеркнуто
полифонична. В ней звучит, например, голос
“писателя-Ви...”, не принявшего революцию:
— Предатели!
— Погибла Россия!
Звучит и голос красногвардейца. В нем
слышен пафос уничтожения старого мира,
старой России:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую, В избяную, В толстозадую!
Блок понимает, что прежней России больше
нет, видит весь ужас происходящего на
петроградских улицах:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!
Вместе с тем Блок верит в глубокий исторический
смысл происходящих событий и принимает
революцию. Название поэмы символично:
у читателя возникают аллюзии к Новому
Завету: вспоминаются апостолы. В последней
главке эти аллюзии подкрепляются неожиданным
образом: впереди двенадцати красногвардейцев-апостолов
идет Иисус Христос.
Образ России у Блока чрезвычайно многогранен.
Он тесно связан с другими важными мотивами
его поэзии: мотивами любви, пути, возмездия,
революции. Неизменной в творчестве Блока
всегда оставалась вера в Россию. В своей
статье “Интеллигенция и революция”
он писал: “России суждено пережить муки,
унижения, разделения; но она выйдет из
этих унижений новой и — по-новому — великой”.
Эта вера делает поэзию Блока особенно
актуальной сегодня.
«Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» — центральное произведение творчества М.А. Булгакова. Оно обладает интереснейшей художественной структурой: действие романа разворачивается в трех различных планах. Во-первых, это реалистический мир московской жизни тридцатых годов, во-вторых, ершала-имский мир, который переносит читателя в далекие времена и события, описанные в Библии, и, наконец, в-третьих, это фантастический мир Воланда и его свиты. Б.В. Соколов в книге «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (М., 1991) прослеживает связи между персонажами, принадлежащими к разным планам: Пилат — Воланд — Стравинский — финдиректор Варьете Римский; Афраний — Фагот-Коровьев — врач Федор Васильев, помощник Стравинского — администратор Варьете Варенуха; Марк Крысобой — Азазелло — Арчибальд Арчибальдович — директор Варьете Лиходеев; Банга — бегемот — Тузбубен — кот, задержанный неизвестным в Армавире; Низа — Гелла — Наташа — соседка Берлиоза и Лиходеева Аннушка — Чума; Кайфа — Берлиоз — неизвестный в Горгсине, выдающий себя за иностранца, — конферансье Варьете Жорж Бенгальский; Иуда — барон Май-гель — Алоиз Могарыч — Тимофей Квасцов, жилец дома 302-бис; Левий Матвей — Иван Бездомный — Алесандр Рюхин — Никанор Иванович Босой. Характерная особенность развития сюжета в романе — нарушение причинно-следственных связей (внезапность, абсурдность, противоречивость). Показная веселость на деле оборачивается трагедией. Первоначальные названия «Черный маг», «Копыто инженера», «Консультант с копытом» акцентировали внимание на образе Воланда. Цель обращения М.А. Булгакова к образам нечистой силы заключается в том, что этот прием помогает писателю обнажить различные проблемы современного ему общества, а также открыть глаза читателю на двойственность человеческой натуры. Воланд появляется в Москве, чтобы испытать нравственность, людей, убедиться, изменился ли мир за тот многовековой путь, который прошло человечество or Рождества Христова и тех событий, которые описаны в ерша-лаимских главах произведения. Система образов романа подчинена тройственному художественному пространству. Действие романа начинается в Москве, на Патриарших прудах, где встречаются председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций МАССОЛИТ Михаил Александрович Берлиоз и молодой поэт Иван Бездомный. Тонкая булгаковская ирония пронизывает каждую главу романа. Уже в первых его абзацах звучит пародия и на модные в те годы и порой несуразные аббревиатуры, и на подчеркивающие принадлежность к классу обездоленных литературные псевдонимы (Демьян Бедный, Максим Горький). Особенно острым сатирическим моментом в этой сцене является разбор антирелигиозной поэмы Бездомного, основным недостатком которой стало то, что Иисус получился в ней «ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж». М.А. Булгаков мастерски разоблачает здесь низкопробную сущность написанных по заказу произведений, когда автор вынужден был браться за ту или иную тему, плохо владея при этом необходимым материалом, а главное — выполнять навязанную ему задачу. При этом фактически нарушалось самое основное авторское право — право на свободу творчества. В подтверждение абсурдности подобной ситуации Булгаков тут же организует для Берлиоза встречу с неким иностранцем, который вступает с ним в спор о существовании бога. Причем в качестве доказательства своей правоты незнакомец предсказывает смерть председателя МАССОЛИТа. Примечательно, что в ходе разговора неизбежно всплывают жестокие реалии тридцатых годов: Иван Бездомный восклицает, что Канта надо сослать на Соловки. «Иностранец» поражает собеседников и тем, что достает из кармана любимые папиросы Берлиоза, и тем, что на расстоянии слышит разговор между героями. Заостряя внимание читателя на необычных способностях этого персонажа, М.А. Булгаков намекает на связь этого образа с нечистой силой. Весьма необычным представляется портрет этой личности: «Правый глаз черный, левый почему-то зеленый». Так вводится в художественную структуру произведения Воланд один из ключевых героев романа. Вскоре оказывается, что этот герой действует не один. Ему помогают не менее загадочные персонажи: Фагот-Коровьев и кот Бегемот. Потом свита сатаны еще расширяется. В ней оказываются включены Азазелло, Гелла, а также приглашенные на бал многочисленные грешники. Характерной особенностью изображения нечистой силы в романе является способность к перевоплощению. Так, например, никто не может вспомнить, как толком выглядит Воланд, да и сама фамилия никак не припоминается («Вашнер? Вагнер? Вайнер? Вегнер? Винтер?»). М.А. Булгаков широко использует в романе колоритную московскую топонимику. Бронная, Патриаршие пруды, Никитские ворота, Арбат, Александровский сад — все эти памятные названия воссоздают образ исторического центра столицы. Но не в меньшей степени интересует автора жизнь самих москвичей. Наиболее ярким фрагментом романа в этой связи является сцена, в которой обнаруживается и впоследствии разоблачается людская алчность: в театре Варьете Воланд показывает фокусы, в ходе которых зрители радостно соглашаются обменивать старые наряды на новые. При этом они ссорятся, рвутся на сцену за подарками и даже не скрывают своей неутолимой жадности. Под занавес женщины расхватывают туфли без всякой примерки. Во время так называемого «денежного дождя» публика радостно расхватывает падающие в руки червонцы и даже дерется за них. Через некоторое время последовало неотвратимое наказание за жадность: модная одежда исчезает, а деньги превращаются в этикетки от бутылок и резаную бумагу. Обличительный характер носит и сцена ожидания Берлиоза на заседании правления МАССОЛИТа. Ее можно рассматривать как прямую пародию на Союз писателей, а название дачного поселка Перелыгино явно намекает на знаменитый поселок Переделкино. Все разговоры среди писателей сводятся к тому, кто получил или достоин получить дачу. Так, в причудливой смеси реального и фантастического обнаруживается истина: люди за много веков так и не изменились, так и не научились любить ближнего. Наряду с развенчанием ложных ценностей (денег и всяческих материальных благ), М.А. Булгаков утверждает на страницах романа истинные ценности: любовь и творчество. Образы, символизирующие эти два начата, вынесены в название произведения. Фигура Мастера — человека-творца, для которого писательское дело становится самым главным в жизни — близка к образу самого автора. Не менее важна в романе Маргарита — женщина, готовая на любые подвиги и страдания во имя любви. В связи с развитием темы творчества в произведении важное место отводится судьбе романа, написанного Мастером. Создав прекрасное произведение, автор не смог бороться за его дальнейшую судьбу. Он сжег рукопись. Возможно, поэтому в финале герой заслуживает не свет, а покой.
В рассуждениях М.А. Булгакова о добре и зле, о лжи и истине немалую роль играют ершалаимские главы романа. Цен-тральной фигурой в них является образ Христа, который желает добра даже своим мучителям. Однако наряду с душевной мягкотелостью Га-Ноцри демонстрирует и силу характера, и стойкость убеждений. Веря в природную доброту человека, он считает, что каждого ошибающегося и запутавшегося можно наставить на путь истины. Га-Ноцри ведет жизнь бродячего философа. В его уста М.А. Булгаков вкладывает афористичные фразы, свидетельствующие о глубине мудрости и проницательности героя («Правду говорить легко и приятно», «Всякая власть является насилием над людьми и... настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть»). Центральной сюжетной линией романа является линия мастера и Маргариты. Не случайно эти образы подчеркивает само название романа. М.А. Булгаков подчеркивает, что Маргарита была умной и красивой женщиной, не нуждалась в деньгах, но счастливой себя не считала. «Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами?» — пишет автор. И сам же отвечает па этот вопрос: «Очевидно, не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду». Любовную линию в романе подчеркивает мотив сна. Героиня видит неизвестную местность, которую М.А. Булгаков характеризует как адскую: ни дуновения ветерка, ни шевеления облака, ни живой души. Среди этой пустынной местности Маргарита видит мастера. Он оборван, небрит, волосы всклокочены. Автор намеренно подчеркивает материальный достаток, в котором живет женщина: особняк, роскошная квартира, домработница. Однако самым дорогим оказывается для нее фотографическая карточка мастера и испорченная огнем тетрадь. 11олучив от Азазелло волшебный крем и помаду, Маргарита соглашается превратиться в ведьму и, оставив мужу прощальную записку, улетает. Прилетев на щетке в квартиру критика Латунского, пытаясь отомстить за мастера, Маргарита устраивает в ней настоящий погром (выплескивает чернильницу на кровать, наливает воду в ящики письменного стола, разбивает зеркальный шкаф). Булгаков детально описывает полет Маргариты в лунном свете, участие героини в сцене бала у Воланда. В конце романа Мастер и Маргарита соединяются и уходят через каменистый мостик в вечный дом. Важную роль в романе М.А. Булгакова играет пейзаж. В ключевых сценах произведения автор акцентирует внимание читателя на появлении луны или солнца. Эти светила подчеркивают вечный, вневременный характер происходящего, придают особую значимость данным главам произведения. Противоестественный характер осуждения Га-Ноцри Пилатом подчеркивает художественная деталь: при мысли о том, что пришло бессмертие, прокуратор холодеет на солнцепеке. Весь ужас происходящих событий передается через пейзаж: «Пропал отягощенный розами куст, пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу, и гранатовое дерево, и белая статуя в зелени, да и сама зелень. Поплыла вместо этого всего какая-то багровая гуща, в ней закачались водоросли и двинулись куда-то, а вместе с ними двинулся и сам Пилат». Во время казни Иешуа на город надвигается сильнейшая гроза которая заканчивается небывалым ливнем. Она словно символизирует вселенский потоп — гнев самих небес. Московские проделки Воланда неизменно сопровождает лунный свет. Не случайно Берлиоз в последнее мгновение жизни видит разваливающуюся на куски луну. Особое место в романе занимает городской пейзаж. Под пером М.А. Булгакова одинаково реалистично и поэтично выглядит каждый уголок старой Москвы: и Александровский сад, и «ослепительно освещенный» Арбат, и «заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки, где кружками продают керосин и жидкость от паразитов во флаконе».
Информация о работе Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»