Тема пацифизма в произведениях Э.М. Ремарка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:02, реферат

Описание работы

Современную политическую обстановку сложно назвать стабильной.
Вновь начался передел сфер влияния. Этнические конфликты, международный терроризм, мировой финансово-экономический кризис также не способствуют стабилизации и разрядке политической обстановки.

Содержание работы

I. Введение 3
II. Главная часть
Глава 1. Жизнь и творчество Э.М.Ремарка 5
Глава 2. Проблема пацифизма в романе Э.М.Ремарка
«На западном фронте без перемен» 10
Глава 3 Оценка романа в критической литературе 14
III Заключение 16
Библиография 18

Файлы: 1 файл

тема пацифизма1.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

      Роман рассказывает о жизни одного из подразделений немецких войск в ходе Первой мировой войны. Четверо друзей пришли в армию прямо со школьной скамьи. Это Боймер, Кропп, Мюллер и Леер; четверо других, старших по возрасту, - выходцы из крестьянской среды: Тьяден, Вестхус, Детеринг и Катчинский. Повествование в романе (как почти всегда у Ремарка) ведётся от лица главного героя, Пауля Боймера, это и своего рода дневник, и хроника военных событий, увиденных глазами их участника. Сюжет книги включает в себя серию эпизодов, повествующих о солдатской жизни. Событий происходит немного, но и они повторяются с ужасающим однообразием – об этом можно догадаться уже по заглавию книги.

      С началом войны патриотически-настроенный учитель Боймера убеждает “железную молодёжь” записаться добровольцами в армию. Их пребывание в учебном центре отравляет капрал Химмельштос, бывший почтальон.(КАК? Зачем этот факт?) В армии они учатся не только военному делу, но и тому, как красть еду, ругать войну, глумиться над новичками и «подцеплять» девчонок. «Ведь всё, что мы умеем, - это играть в карты, сквернословить и воевать», – говорит главный герой романа.

       Отдельные эпизоды выделяются в ряду прочих. Вот друзья радуются, украв и тайком зажарив двух гусей. А вот Боймер в отпуске, и в городском кафе стратеги угощают его выпивкой и делятся своими мыслями о том, как можно выиграть войну. Вот гнетущая сцена схватки Пауля с французским солдатом в воронке фугаса, в результате которой Пауль должен провести два дня со смертельно раненным им французом, пока тот не умрёт. Всё пережитое ими на войне психологически изолирует этих солдат от внешнего мира: «С тех пор, как мы здесь, наша прежняя жизнь прервалась, хотя мы со своей стороны ничего для этого не предпринимаем». Они ещё совсем мальчишки и только-только начинают жить, а их юность уже ушла в прошлое. Они ещё не вполне возмужали, чтобы обзаводиться жёнами, детьми и работой. «Нас же война подхватила и понесла, и мы не знаем, чем всё это кончится», – с горечью говорит нам Пауль. К людям гражданским они испытывают только обиду, чувствуя, что их предали, - ведь это взрослые затеяли войну, в которой мальчики вынуждены принять участие. Идеалы, на которых воспитывались ребята, оказались, как говорит Пауль, «неясными». От мира, от культуры ничего не осталось – они разлетелись в пух и прах. Старое мировоззрение «рушилось под артиллерийским огнём». Лишь вечные ценности – любовь, дружба, товарищество («Товарищество – единственное хорошее, что породила война», - замечает как-то Пауль) помогают герою, несмотря ни на что, остаться человеком.

      Пауль – один из немногих молодых парней, так же, как и он, «вырванных из почвы», вынужденных убивать себе подобных, чтобы выжить. Не случайно герой вместо местоимения «я» обычно употребляет «мы», даже в конце романа, когда остаётся совсем один. Именно это «мы» позволило сотням тысяч читателей, брошенных своими правительствами на жертвенный алтарь бога войны, увидеть в герое романа самих себя.

Солдат Пауль Боймер погибает тихим октябрьским днём 1918 года, за несколько дней до перемирия, когда военные сводки сообщали: «На Западном фронте без перемен», умирает с таким выражением лица, «будто он почти был доволен, что это так произошло».

      Поколение молодых, в семнадцать – девятнадцать лет ушедших на фронт и возвратившихся на руины, где не осталось прежних идеалов, расшатаны моральные понятия, разрушена промышленность, после войны оказалось ненужным политикам своих стран.

    Война – такая, какой её изобразил Эрих Мария Ремарк, - бессмысленна и бесцельна. Это жестокое и бесчеловечное физическое и духовное уничтожение: даже если человек не погибает на войне, он всё равно теряет самого себя. «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов», – так автор начинает свой самый известный роман.

     Ремарк показал войну в её повседневности, превращающей людей в «людей-зверей», в бесчувственных мертвецов, которые ещё могут бегать и убивать. С пацифистских позиций осуждает писатель Первую мировую, явившую высшую меру презрения к человеческой жизни, нанёсшую неизмеримый урон человечности, приучившую человека быть равнодушным ко всему, привыкнуть к тому, к чему человек не должен привыкать, — к противоестественной смерти в расцвете сил. «Глухие  хлопки  химических  снарядов  смешиваются с грохотом  разрывов. Между разрывами  слышно гудение  набатного колокола; гонги  и  металлические трещотки возвещают далеко вокруг: "Газ, газ, газ!" За моей спиной что-то шлепается о дно воронки. Раз-другой. Я протираю запотевшие от дыхания очки противогаза. Это Кат, Кропп и еще кто-то. Мы лежим  вчетвером в  тягостном, напряженном ожидании и стараемся дышать как можно реже. В эти  первые  минуты  решается вопрос  жизни  и  смерти: герметична ли маска?  Я  помню страшные картины в лазарете: отравленные газом, которые еще несколько  долгих  дней умирают от удушья и  рвоты,  по  кусочкам отхаркивая перегоревшие легкие. Я  дышу  осторожно,  прижав   губы  к   клапану.  Сейчас   облако  газа расползается  по  земле,  проникая во все углубления.  Как  огромная  мягкая медуза,  заползает  оно в нашу воронку, лениво заполняя ее своим студенистым телом. Я  толкаю Ката: нам лучше  выбраться  наверх, чем  лежать здесь,  где больше всего скапливается газ. Но мы не  успеваем сделать это:  на нас снова обрушивается огненный шквал. На этот раз грохочут, кажется, уже не  снаряды,- это бушует сама земля. 

На нас с треском  летит что-то черное и падает совсем рядом с  нами, это подброшенный взрывом гроб», - это одно из описаний войны в произведении, вызывающее у нас ужас  и отвращение к войне, как к противоестественному явлению, и сострадание к солдатам, оказавшимся в этом аду.

     Язык книги прост, даже скуп, но немногословные описания людей, деталей и картин природы запоминаются, благодаря точности, яркости красок и шокирующей натуралистичности, которая кажется порой даже излишней: «Я вижу, как один из них падает в рогатку, высоко подняв лицо. Туловище оседает вниз, руки принимают такое положение, будто он собирается молиться. Потом туловище отваливается совсем, и только руки остаются висеть на проволоке». Здесь вполне можно усмотреть влияние экспрессионизма — ведущего течения в немецком искусстве и литературе накануне Первой мировой войны.

   

 

 

 

 

 

 

Глава 3

Оценка романа в критической литературе

  После выхода романа в свет Ремарк стал объектом ненависти фашистов. Утверждалось, что он как личность не существует. Его называли “не-немцем”, “отравителем духа немецкого народа”, “инструментом красного Интернационала”. Фашисты во главе с Геббельсом добились запрещения демонстрации американского фильма, снятого по роману Ремарка. А его книги жгли на главной площади города, где он родился.

     Но были люди, которые восхищались автором. Например, Б.Франк увидел “счастье, целительный дар” в том, что писатель имел мужество свидетельствовать о “растоптанных и отравленных”. В.Келлерман сравнил роман с “отшлифованным зеркалом, которое ничего не утаивает”. На защиту Ремарка от левой критики встал К.Тухольский. Сербский писатель Иво Андрич говорил: “… роман не теряет силы обвинения, оттого что он не барбюсовский, и не утрачивает характера личной исповеди, оттого что одновременно является личной исповедью необозримых масс”.

    Пролетарско-революционные писатели И. Р. Бехер, Э. Вайнерт и Э. Э. Ким дали отрицательную оценку книге, подвергая резкой критике пацифизм писателя, незнание им причин возникновения войны, установку автора на успех у читателей. Однако популярность романа выявила для них очевидные просчёты в разработке темы мировой войны.

     В газетах в период войны появлялись различные статьи на эту тему. Одну из них под названием “Страдания бельгийцев” я хочу процитировать:

“Мы, бельгийские солдаты, перестали быть людьми, мы сошли  с ума ото всех этих страданий, через которые нам пришлось пройти. Мы страстно желаем только одного: сражаться до тех пор, пока мы сами не падём мёртвыми. Мы проклинаем раны, обрекающие нас на бездействие. Во время этого вынужденного бездействия являются мысли, встают кровавые картины, вспоминаются жестокости, которые совершали другие или которые приходилось совершать нам самим. Нет, для нас только одно спасение – смерть, ибо жизнь превратилась для нас в ад…. О, я расскажу вам, как убили их [родственников друга] немцы и как они убили многих других женщин… как они убили мою невесту. Немцы погнали женщин на фронт. Перед ними выстроили солдат со штыками, направленными на них; другой ряд солдат выстроился позади них, и затем раздалась команда, и они пали мёртвыми.

Так всё произошло…. Когда я узнал об этом, то я бросился на землю и пролежал, словно мёртвый, двадцать четыре часа. Когда я встал, то был уже другим, я превратился в сумасшедшего, в зверя, у которого только одно желание — драться до последнего издыхания…. Да, война превратила нас в зверей, в дьяволов и неимоверных безумцев”.

    Такая неприкрытая  правда показана и на страницах  романа Ремарка. Всё произведение  пронизано мыслью о мерзости и жестокости любой войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Читая учебник истории, мы можем увидеть следующее: «В общей сложности Первая мировая война продолжалась 1568 дней. В ней участвовало 38 государств, в которых проживало 70% населения земного шара. Вооружённая борьба велась на фронтах общим протяжением 2500- 4000 км. Общие потери всех воевавших стран составили порядка 9,5 млн. человек убитыми и 20 млн. человек ранеными…».

      Цифры и даты. Именно к цифрам и датам так часто сводится Первая мировая война, именно цифрами и датами оседает она в сознании людей.

«Человечество никогда ещё не было в таком положении. Не достигнув значительно более высокого уровня добродетели и не пользуясь значительно более мудрым руководством, люди впервые получили в руки такие орудия, при помощи которых они без промаха могут уничтожить все человечество. Таково достижение всей их славной истории, всех славных трудов предшествовавших поколений. И люди хорошо сделают, если остановятся и задумаются над этой своей новой ответственностью. Смерть стоит начеку, послушная, выжидающая, готовая служить, готовая смести все народы «en masse», готовая, если это потребуется, обратить в порошок, без всякой надежды на возрождение, все, что осталось от цивилизации. Она ждет только слова команды. Она ждёт этого слова от хрупкого перепуганного существа, которое уже давно служит ей жертвой и которое теперь один единственный раз стало её повелителем», - сказал Черчилль.

     Именно о такой войне повествует Ремарк в своем произведении. Рассказывая о ней, автор осуждает войну. Социально-критические достоинства его лучших книг, гуманность и нравственное обаяние их героев служат основой успеха Ремарка у литературных  критиков.

Споры о Ремарке не утихали долго, а, утихнув, они то и дело вспыхивали снова и снова вплоть до наших дней.

Сорок лет назад, когда  проржавевший "железный занавес" неуверенно, с остановками, но все-таки пополз вверх, Ремарк оказался едва ли не первым современным художником, чьи произведения дали нам почувствовать, что каждый  проживает свою жизнь по-своему и все нравственные проблемы должен решать «в одиночку», постоянно сознавая собственную трагическую зависимость от немилосердной истории, которой можно противопоставить лишь твердую приверженность простейшим, но самым важным заветам гуманности и добра. Он писал о людях, прошедших через испытания и катастрофы, сломившие очень многих, но не его героев: они не поддаются ни массовым психозам, ни чувству обреченности, а значит, безответственности. И даже в ситуациях, когда весь мир словно обезумел, следуют правилу, установленному раз и навсегда: "Тот, кто остается верен себе, не ошибается".

      Вот  почему и сегодня роман «На  западном фронте без перемен»  Э.Ремарка остаётся самым актуальным  романом, в котором проблема  пацифизма решается наиболее  остро и глубоко. Он заставляет  всех людей задуматься о своей  судьбе, о судьбе планеты и призывает к борьбе за Мир во всём Мире!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1.Бобенко В. «Ремарк становится Ремарком»// bibliokn.ru

2.Борисенко А. Ностальгическое прошлое. «Почему Ремарк так любим в

России?» М. // Иностранная  литература.

3 Мартон Р. «Э.М.Ремарк: “береги себя, мой ангел”», Liberia.ru

4.Свердлов.М «Потерянное  поколение «На западном фронте  без перемен» Э.М.Ремарка»//Первое сентября

5. Ремарк Э.М  «На западном фронте без перемен», «Уральский рабочий», 1990

6.Тимофеева П. «Э.М.Ремарк- совесть своего времени»// bibliokn.ru

 

.

 

 

 


Информация о работе Тема пацифизма в произведениях Э.М. Ремарка