Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:28, контрольная работа
Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого «чистого искусства». Он утверждал, что красота – единственная цель художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. Он обогатил русскую лирику новыми ритмами, интонациями, расширил возможности поэтического изображения действительности. Поэт большой эмоциональной силы, Фет особенно мастерски передавал нюансы чувств, смутные, беглые или едва зарождающиеся настроения. «Уменье уловить неуловимое» - так характеризовала критика эту черту его дарования.
Введение
3
1. А.А. Фет и особенности его поэзии
5
2. Тема природы в творчестве поэта
7
2.1. Изображение пейзажа в творчестве А.А. Фета
8
Заключение
18
Список литературы
Что, как мир, бесконечна любовь...
(«Весенние мысли»)
Одновременно весенние стихотворения Фета – это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, могучим силам природы:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
(«Я пришел к тебе с приветом»)
Чувства героя здесь целиком соответствуют тайным движениям природы, которая как будто отражается в его душе. Герой «весенней полон жаждой», душа его открыта навстречу счастью. Весенняя природа у Фета девственно невинна, несмотря на особую чувственную атмосферу, царящую в ней:
…Так дева в первый раз вздыхает -
О чем - не ясно ей самой, -
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
(«Первый ландыш»)
Весна у поэта – это невеста-царица, сошедшая на землю и ожидающая своего жениха. «Очарованная сном», «нема и холодна», она еще спит в своем ледяном гробе, но Он призван пробудить ее из «стужи мертвых грез».
Если весенняя природа ассоциируется у поэта с утренним пробуждением, то зимняя - с безмолвием лунной ночи. В лирике Фета мы часто встречаем зимний ночной пейзаж:
Ночь светла, мороз сияет,
Выходи - снежок хрустит;
Пристяжная озябает
И на месте не стоит…
(«Ночь светла»)
Если весенние картины природы у поэта радостны, наполнены светом, теплом, жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает мотив смерти: печальная береза одета в «траурный» наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа. Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы:
…Селенье спит под снежной пеленой,
Тропинки нет по всей степи раздольной.
Да, так и есть: над дальнею горой
Узнал я церковь с ветхой колокольней.
Как мерзлый путник в снеговой пыли,
Она торчит в безоблачной дали.
Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
Все понял я: земля давно остыла
И вымерла…
(«Никогда»)
Многие зимние пейзажи Фета своей простотой и реалистичностью очень напоминают пушкинские пейзажи. Как и Пушкин, он умел находить прелесть и изящество в скромной русской природе:
Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
Под пологом снегов как смерть однообразной…
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом.
(«Я русский, я люблю молчанье дали мразной»)
По-видимому, в работе над стихами о природе автор должен обладать незаурядным вкусом. Потому что в ином случае он тут же рискует впасть в подражание народной поэзии, которая изобилует такими вариантами.
Лето в произведениях Фета – это прекрасное время года, с его жгучими солнечными лучами, с теплым дождем, который ждет многострадальная земля-матушка
Ни тучки нет на небосклоне,
Но крик петуший - бури весть,
И в дальнем колокольном звоне
Как будто слезы неба есть.
(«Дождливое лето»)
Как здесь свежо под липою густою –
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.
(«Как здесь свежо под липою густою»)
Приятно видеть и предаваться мечтам, наблюдая, как «…волнистые проходят облака». А вот еще картина летней природы:
Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин
Смотрю на лес покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
(«Заря прощается с землею...»)
По-моему очень сильно надо любить окружающий мир, чтобы так наглядно это написать словами. Лето… Душистый прозрачный воздух, пение птиц и, конечно же, сенокос.
Уже подрезан, каждый ряд
Цветов лежит пахучей цепью.
Какая тень и аромат
Плывут над меркнущею степью!
(«Ты видишь, за спиной косцов...»)
Очень часто у Фета повторяется тема летней ночи:
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
(«Летний вечер тих и ясен…»)
Я жду… Соловьиное эхо
Несется с блестящей реки
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки
(«Я жду… Соловьиное эхо…»)
Великий поэт-пейзажист А.Фет не обделил своим вниманием конечно и осень. И опять он использует переход вчера – сегодня, сравнение, что было и что стало. Уходят яркие краски лета, пышная зелень, птицы готовятся к отлету в теплые края, унылые поля, но и осень прекрасна по-своему. Начинается размеренная подготовка природы к отдыху, и не заметить этого нельзя:
Еще вчера на солнце млея,
Последний лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея
Лежала бархатным ковром…
… Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо - все одето
Каким-то тусклым серебром…
(«Еще вчера, на солнце млея»)
Другие краски перед глазами, но и они милы сердцу поэта, хотя, возможно, и навевают грустные мысли, тоску о чем-то ушедшем.
Опять осенний блеск денницы
Дрожит обманчивым огнем,
И уговор заводят птицы
Умчаться стаей за теплом.
И болью сладостно-суровой
Так радо сердце вновь заныть;
И в ночь краснеет лист кленовый,
Что, жизнь любя, не в силах жить.
(«Опять осенний блеск денницы»)
Картины природы, нарисованные им в стихах, играют всеми цветами радуги, а сами стихи звучат как музыка. Леса у Фета «благоуханны», тропинки «желты». Растения поэт наделяет «царственной мудростью», луговая трава в его стихах «осыпана жемчугом», а не росой. Ночь «сладострастна», и еще:
На природе с каждой каплей
Зеленеет вся одежда,
В небе радуга сияет,
Для души горит надежда.
(«В небесах летают тучи»)
Прав С. Я. Маршак в своем восхищении свежестью и непосредственностью восприятия природы Фетом. «Его стихи вошли в русскую природу, стали ее неотъемлемой частью, чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки, проникновенными пейзажами».
Маршак точно заметил и еще одну особенность поэзии Фета «Природа у него - точно в первый день творения кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ... Если назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер декоративный».
Внешний мир в лирике Фета изображается в том виде, какой ему придало настроение поэта. При всей конкретности описания деталей природа все равно как бы растворяется у Фета в его лирическом чувстве.
Особенно часто встречается у Фета ночной пейзаж, ибо именно ночью, когда успокаивается дневная суета, легче всего слиться в одно целое с природным миром, наслаждаясь его нерушимой, всеобъемлющей красотой. В ночи у Фета нет проблесков хаоса, которые пугали и завораживали Тютчева: напротив, в мире царит величественная гармония, скрытая днем. На первое место в образном ряду выходят не тьма и ветер, а луна и звезды. Месяц уносит за собой в голубую даль душу поэта, а звезды оказываются его немыми, таинственными собеседниками. Поэт читает по ним «огненную книгу» вечности («Среди звезд»), ощущает их взгляд, и даже слышит, как они поют:
Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь, -
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.
Я думал… не помню, что думал;
Я слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды люблю я с тех пор…
(«Я долго стоял неподвижно»)
Под взглядом Фета природа словно оживает, олицетворяется, движется человеческими чувствами и эмоциями. Еще в поэзии Тютчева мы могли встретить подобную образность: у него тень щурится, лазурь смеется, свод небесный вяло глядит. Но Фет идет в «очеловечивании» природы гораздо дальше: в его стихах «цветы глядят с тоской влюбленной», роза «странно улыбнулась», «травы в рыдании», ива «дружна с мучительными снами», звезды молятся, «и грезит пруд, и дремлет тополь сонный».
«Фет очень дорожит мигом. Уже давно его назвали поэтом мгновенья. «…Он уловляет только один момент чувства или страсти, он весь в настоящем… Каждая песня Фета относится к одной точке бытия…» – отмечал Николай Страхов. Сам Фет писал:
…Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орел,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.
(«Как беден наш язык…»)
Вот это закрепление «вдруг» важно для поэта, ценящего и выражающего полноту органичного бытия, непроизвольных его состояний. Фет – поэт состояний сосредоточенных, концентрированных.
Такой метод требовал необычайно обостренного вглядывания в действительность, тончайшей, дотошнейшей верности натуре, когда напряжены все чувства: глаз, ухо, осязание. Природа у Фета поражает нас правдой жизни» – так охарактеризовал пейзажную лирику Фета Н.Н. Страхов. И далее: «Фетовская поэзия состояний сиюмитных, мгновенных, непроизвольных жила за счет непосредственных картин бытия, реальных, окружающих. Именно поэтому он поэт очень русский, очень органично вобравший и выразивший русскую природу» .
Заключение
Большинство произведений Афанасия Афанасьевича Фета посвящено описанию природы. «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию…», – говорил поэт. Природа становится у Фета средством выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости: «любо мне», «рад я». Эту любовь вызывает не экзотическая природа, а обычная, тихая: «зари осенней след», «густая крапива шумит под окном».
Ни у кого из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, состояний природы, как у Фета. Острота восприятия природы складывается в лирике Фета в богатстве эпитетов, метафор, передающих ароматы, звуки, цвета: «зеленая ива повисла шатром», «весны душистой нега», «ароматные цветы» и т.д.
По мнению Фета, поэзии близки такие состояния души, которые далеки от рассудочной деятельности: «грезы», «сны», «бред неясный», «мечты», «фантазии» и т.д.
Фета называют певцом красоты. Он любил и умел ценить музыку, природу, красивых людей.
Салтыков-Щедрин писал: «Стихи Фета дышат самой искренней свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия». Профессор Московского университета, давний поклонник Фета, Петр Кудрявцев, замечал: «Мне кажется, что миллионы людей благодарны Афанасию Фету за то, что он обнажил перед нами красоту мира, красоту жизни и любви».
По моему мнению, Фета можно назвать певцом русской природы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом о картинах природы. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза
Список литературы.
1. Фет А.А. Стихотворения, поэмы. Современники о Фете / А.А.Фет. - М.,1988.
2. Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. - Изд. 2-е. - Л., 1990.- 138 с.
3. Гаспаров М.Л. Фет безглагольный // М.Л. Гаспаров Избранные статьи. - М., 1995.
4. История русской литературы XIX в.: Библиографический указатель. - М., 2004.
5. Лебедев Е.Н. А.А. Фет: поэт и мыслитель. - М.: Просвещение, 1999.
6. Лотман Л. М. А. А. Фет // История русской литературы. В 4-х томах. - Том 3. - Л.: Наука, 1980.
7. Сухих И. Миф Фета: Мгновение и вечность / И. Сухих // Звезда, 1995. - №11.
8. Сухова Н.П. Лирика Афанасия Фета: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: Изд-во МГУ, 2000.
9. Эйхенбаум Б.М. Фет // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. – Л., 1969.
2