Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 19:24, реферат
Драма «Гроза», написанная в 1859 г. на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую картину жизни провинциального приволжского города, мещанско-купеческой среды. Главная героиня, Катерина, — жена купца Тихона Кабанова. Она представляет собой незаурядную личность — искреннюю, не умеющую лицемерить, свободолюбивую и естественную. Но Катерина также и глубоко религиозна. Уже в этом заключается противоречие между свободолюбивой, открытой натуры героини и проповедью христианского смирения и терпения. С этим же связан и мотив грозы, беспричинного страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смерти, а того, что умрет без покаяния, не успев как должно исполнить все необходимые религиозные обряды.
• Вступление
• Смысл религии и религиозности
• Грех и наказание за него
• Осознание греха Катериной
• Принятие любви, как страшный грех
• Гроза –символ Божьей кары.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж».
Реферат
На тему: Тема суда в пьесе Островского «Гроза».
Выполнила
студентка ПНК-1 группы
Трубицина Марина
Проверила: Газалова О.В
Содержание
Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно — это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века. Эту же тему развивает в своей социально-психологической драме «Гроза» и А.Н. Островский, один из выдающихся мастеров русской драматургии.1
Драма «Гроза», написанная в 1859 г. на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую картину жизни провинциального приволжского города, мещанско-купеческой среды. Главная героиня, Катерина, — жена купца Тихона Кабанова. Она представляет собой незаурядную личность — искреннюю, не умеющую лицемерить, свободолюбивую и естественную. Такой героине трудно ужиться в семье, где все подчиняются властной, деспотичной матери, где безвольный и бесхарактерный муж не может ей служить опорой и защитой. Но Катерина также и глубоко религиозна. Уже в этом заключается противоречие между свободолюбивой, открытой натуры героини и проповедью христианского смирения и терпения. С этим же связан и мотив грозы, беспричинного страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смерти, а того, что умрет без покаяния, не успев как должно исполнить все необходимые религиозные обряды.
Религия и религиозность.
Что мы вкладываем в эти понятия? По каким
критериям мы оцениваем степень религиозности
человека? Какие важные составляющие включают
в себя два эти понятия? На эти и другие
вопросы следует опираться при рассмотрении
одной из основных идей пьесы А. Н. Островского
"Гроза".
Мы привыкли связывать
понятия греха, возмездия и покаяния с
понятием "религия". Причем "грех",
"возмездие", "покаяние" - это
своего рода религиозные каноны, опровергать
или подвергать сомнению которые, просто
не возможно в сознании "истинно верующего"
человека.
С позиции нравственности
и морали принято полагать, что любая религия
несет в себе законы истины и справедливости,
добра и прощения. Безусловно, это так.
Но это справедливо при идеальном рассмотрении
религии. Но если подойти к этому вопросу
со стороны человеческого фактора, то
многие основополагающие религиозные
законы вступят в противоречие с личной
свободой человека. К примеру, основные
заповеди христианской религии в большинстве
своем основаны на запрете, определенном
табу. Преступить запрет - значит совершить
грех, стать на путь греховной жизни. "Всякий,
делающий грех, делает беззаконие; и грех
есть беззаконие. Из этого всего следует,
что ставший на путь порока нарушает Закон
Божий, следовательно, он виновен, и должен
бояться наказания.
"Всякий должен бояться. Не то страшно, что
убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг
застанет, как ты есть, со всеми твоими
грехами, со всеми помыслами лукавыми.
Мне умирать не страшно, а как я подумаю,
что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая,
какая я здесь с тобой. После этого разговору-то, 2- вот что страшно. Что
у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно
вымолвить!"- запуганная своей же собственной
религиозностью, так говорит Катерина
Варваре в конце первого действия пьесы.
Она ясно понимает, что «загубила» свою
душу, и для нее это самая страшная трагедия.
В этом Катерина противопоставляется
всем остальным персонажам — Варваре,
Кудряшу, самому Борису,
для которых главное
— тайна, чтоб все было «шито да крыто»,
чтоб «никто и не узнал» об этой любви. Островский проявляет
себя тонким психологом: он связывает
душевное состояние героини с мотивом
грозы, и мы видим, как каждая, казалось
бы, мелочь влияет на дальнейший исход
событий. Случайные реплики прохожих,
угрозы сумасшедшей барыни, фреска на
стене часовни — все это по капле переполняет
чашу терпения героини, и она падает на
колени, признаваясь в совершенном грехе.
Катерину не интересует мнение окружающих,
общественная репутация — все это мелко
и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души.
По сути своей, религиозность
Катерины сходна с религиозностью Кабанихи:
они обе не помнят о милосердии и прощении,
и делают из Бога страшного судью, воля
которого - запрещать и карать. Утверждение
"Бог есть любовь" теряет смысл в
мире запрета. Идиллическая гармония семейной
жизни замкнута на формальности. По религиозным
соображениям человек, попавший в узы
брака, не имеет права их разорвать. Назад
дороги нет, шаг в сторону- прелюбодеяние,
а значит грех. А если в союзе двух, людей
нет любви, есть либо привычка, либо принуждение?
Вся оставшаяся жизнь человека превращается
в ад.3 Немудрено, что Катерина
так обесценила свою жизнь. "... Что-то
со мной недоброе делается, чудо какое-то!"
Это смутное чувство, которое Катерина,
конечно, не может объяснить - просыпающееся
чувство личности. В душе героини оно,
естественно, в соответствии со всем жизненным
опытом купеческой жены, приобретает форму
индивидуальной, личной любви. Свою любовь
Катерина воспринимает как страшный, несмываемый
грех, потому что любовь к чужому человеку
для нее, замужней женщины, есть нарушение
нравственного долга, а религиозные заповеди
для Катерины полны первозданного смысла.
Катерина - личность
и фанатик одновременно. Уже осознав свою
любовь к Борису, она изо всех сил стремится
ей противостоять, но не находит в этой
борьбе опоры: вокруг нее уже все рушится,
и все, на что она пытается опереться, оказывается
пустой оболочкой, лишенной подлинного
нравственного содержания. "Гроза",
таким образом, не "трагедия любви",
а, скорее, "трагедия совести". Сознание
греха не оставляет Катерину и в минуту
счастья, и с огромной силой овладевает
ею, когда счастье кончилось. Катерина
кается всенародно без надежды на прощение
- вот он, мотив покаяния. Гибель Катерины
поэтому предрешена и неотвратима, как
бы не повели себя люди, от которых зависит
ее жизнь. Она кается сама себе. Сама себе
признается в своей любви, на которую у
нее не хватает воли.
"Разве я хочу смерти
беззаконника?" - говорит Господь Бог.
Не того ли, чтоб он обратился от путей
своих и был жив? "Ибо Я не хочу смерти
умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь
- и живите!" Получается, что Катерина
должна признать преступлением свою любовь
и покаяться в ней, а затем вернуться обратно,
в тот ад, из которого она должна была выйти
по велению любви.
Катерина - жертва не
кого-либо из окружающи, а хода жизни.
В мире фанатизма. Из
Бога сделали карателя. Его бесценный
дар - жизнь - воспринимается как обязанность.
Красота и любовь принимают уродливые
формы. "Красота! А ты молись Богу, чтоб
отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель
наша!" - даже разум не служит истинной
воле человека. А разразившаяся природная
гроза пугает всех (кроме Кулигина) страхом
возмездия за грехи.
Гроза - символ Божьего
гнева и Божьей кары (такая символика есть
и в Библии, и в святоотеческой традиции).4 Именно под впечатлением
грозы (а сочетании с изображением "геенны"
на фресках "сводчатой галереи" и
с пророчествами "полусумасшедшей барыни")
Катерина признается Тихону в совершенной
измене.
Вспомним, что в споре
Дикого и Кулигина по поводу установления
громоотвода Кулигин называет грозу "электричеством",
то есть сводит это понятие к простому
явлению природы, снимает с нее символический
покров. С другой стороны, тот же Кулигин
истолковывает грозу в глубокой религиозно-философской
перспективе: "Гроза убьет! Не гроза
это, а благодать! Да, благодать! У вас все
гроза!... Изо всего-то вы себе пугал наделали".
Этих "пугал" действительно
понаделали сами люди, мирно прикрыв их
якобы религиозной моралью.
Но религия религии
рознь. Вопрос об истинной и ложной религиозности
очень сложен, и до сих пор еще не решен.
И в наши дни многие религии, все еще продолжают
запрещать то, что запретить невозможно.
Все это позволяет
истолковать пьесу "Гроза" как религиозно-философскую
притчу. Если "гроза" - суд Божий, то
для фарисея или воинствующего язычника
Бог будет грозой, а для верящих в любовь
- это "не гроза".
Список литературы
Религия и религиозность. Что
мы вкладываем в эти понятия? По каким
критериям мы оцениваем степень религиозности
человека? Какие важные составляющие включают
в себя два эти понятия? На эти и другие
вопросы следует опираться при рассмотрении
одной из основных идей пьесы А. Н. Островского
"Гроза". Суд и греховность Мы привыкли связывать понятия
греха, возмездия и покаяния с понятием
"религия". Причем "грех", "возмездие",
"покаяние" - это своего рода религиозные
каноны, опровергать или подвергать
сомнению которые, просто не возможно
в сознании "истинно верующего" человека. Катерина - личность и фанатик
одновременно. Уже осознав свою любовь
к Борису, она изо всех сил стремится ей
противостоять, но не находит в этой борьбе
опоры: вокруг нее уже все рушится, и все,
на что она пытается опереться, оказывается
пустой оболочкой, лишенной подлинного
нравственного содержания. "Гроза",
таким образом, не "трагедия любви",
а, скорее, "трагедия совести". Сознание
греха не оставляет Катерину и в минуту
счастья, и с огромной силой овладевает
ею, когда счастье кончилось. Катерина
кается всенародно без надежды на прощение
- вот он, мотив покаяния. Гибель Катерины
поэтому предрешена и неотвратима, как
бы не повели себя люди, от которых зависит
ее жизнь. Она кается сама себе. Сама себе
признается в своей любви, на которую у
нее не хватает воли. Гроза - символ Божьего гнева
и Божьей кары (такая символика есть и
в Библии, и в святоотеческой традиции).5 Именно под впечатлением грозы
(а сочетании с изображением "геенны"
на фресках "сводчатой галереи" и
с пророчествами "полусумасшедшей барыни")
Катерина признается Тихону в совершенной
измене. Вспомним, что в споре Дикого
и Кулигина по поводу установления громоотвода
Кулигин называет грозу "электричеством",
то есть сводит это понятие к простому
явлению природы, снимает с нее символический
покров. С другой стороны, тот же Кулигин
истолковывает грозу в глубокой религиозно-философской
перспективе: "Гроза убьет! Не гроза
это, а благодать! Да, благодать! У вас все
гроза!... Изо всего-то вы себе пугал наделали".
Этих "пугал" действительно
понаделали сами люди, мирно прикрыв их
якобы религиозной моралью.
Но религия религии рознь. Вопрос
об истинной и ложной религиозности очень
сложен, и до сих пор еще не решен. И в наши
дни многие религии, все еще продолжают
запрещать то, что запретить невозможно.
Все это позволяет истолковать
пьесу "Гроза" как религиозно-философскую
притчу. Если "гроза" - суд Божий, то
для фарисея или воинствующего язычника
Бог будет грозой, а для верящих в любовь
- это "не гроза".
.
1 Н.А Добролюбов: «О классиках соременной литературы».Издательство: «Детская литература»1986г.
2 Пьеса А.Н Островского: «Гроза».Издательство «Эксмо» 2013г.
3 Справочные материалы: «Литература XIX века».Издательство «Феникс»2005г.
4 Справочные материалы: « Литература XIX века».Издательство «Феникс» 2005г.
5 Справочные материалы: « Литература XIX века».Издательство «Феникс» 2005г.