Тема запаха в романе Павича Милорда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Обозначения запахов в романе Павича объединяются, как и предполагалось, в несколько групп, что говорит о разнообразии запахов в романе. Получилось, что в романе Павича преобладают два самых активных запаха.
1) Запахи по характеру их источников. Павич для того, чтобы активизировать восприятие читателя, даёт указания на источник запаха, например: «Если поднять крышку, предназначенную для письма, под ней обнаружится пространство, слабо пахнущее корицей».

Файлы: 1 файл

Тема запаха в романе Милорда Павич1.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

 

2) Парфюмерные запахи в романе. Для прозы Милорда Павича характерны не только применение принципов постмодернизма и магического реализма, но и новые приемы изображения реалий и явлений. У Павича мир запахов уравнен в правах с персонажами, на него так же направлен свет авторского внимания.             Обозначение запахов в художественном тексте является средством выражения авторских оценок и оценок персонажа, которые одновременно выявляют особенности  образного видения мира  и ассоциативного мышления. Например, эпизод, когда Лили с Евой отправляются  в меховой салон:     «…тебе не совсем подходит «Armani» After shave. Попробуй что-нибудь более пряное. Может быть, какой-нибудь аромат из престижной коллекции для мужчин «Lancome»».            Здесь мы видим, что основой для такого высокомерного поведения Лили явно служит отсутствие у продавца магазина тех духов, которые, как ей кажется, должен иметь каждый мужчина. Именно по этой причине она оставляет ему весьма хорошую сумму от продажи шубы.         Или вот другой характерный эпизод, когда Лили с Евой отправляются в парфюмерный магазин:            «Мы направились в центр города. В первом же бутике я купила ей «Amarige de Givenchy» в металлическом флаконе, похожем на консервную банку, и одноразовое вечернее платье из золотистой бумаги, сшитое по модели одного из известнейших парфюмеров. Ева была в восторге, а я, понюхав продавщицу, которая упаковывала наши покупки, шепнула сестре:  - У этой третий день!».              После приведённых примеров мы с чувством полной убеждённости можем сказать, что Лили своим блестящим знанием парфюмерии определяет своё отношение к людям, стоит ли ей связываться или нет. Для Лили наличие приятных духов является как бы признаком неординарности человеческой личности. Именно потому что Тимофей Медош пах необычными духами, она решает завести с ним знакомство:             «Эти занятия были хорошо оплачиваемыми безмолвными уроками музыки, во время которых я пришла к выводу, что мой parfum spray «Molineux» кажется ненадежным рядом с неизвестным мне запахом, который он носил теперь. В один из следующих дней я надушилась «La Nuit», Eau de Parfum от Расо Rabanne».               Далее: «Вы преподавательница? – спросил он, пропуская меня в квартиру. От него повеяло каким-то незнакомым мне приятным запахом, напоминавшим шафран, может быть, правда, слишком сладким, густым, как масло. Это не был запах «Azzaro» – Eau de Toilette, которой он пользовался раньше…».     Данное обстоятельство позволяет говорить о «социальной» парфюмерии в романе. То есть если Зюскинд рассказывает о жизни человека, чья «гениальность и феноменальное тщеславие ограничивалось сферой, не оставляющей следов в истории — летучим царством запахов», то Павич использует предназначение запахов в обычных для них свойствах. Для Павича характерен мистицизм, но здесь его героиня как бы остаётся человеком. То есть, способность Лили узнавать духи, а также определять, сколько дней ими пахнет человек является всего лишь продуктом её социального опыта, хотя она иногда и пытается выйти за пределы человеческого разума, говоря о том, что её сны дурно пахнут:  «В последние недели и от моих снов воняет. Они стали густыми, как мамалыга, и черными, как деготь».  Но затем сама Лили, будто подтверждая наши мысли, переводит свои «запахи» в разряд постмодернистской концепции и сравнивает их с обычными духами: «В это утро я снова лгала во сне, а ложь имеет запах. Она пахла capture «Contour de 1'oeil Christian Dior». Этот запах и разбудил меня».         Как видно, парфюмерная группа самая многочисленная в художественном пространстве романа. Главная героиня Лили в каждом своём диалоге обязательно упоминает какой-нибудь вид духов. Для Лили существует только один способ познания мира - запахи («Со всех сторон нас одолевали запахи большого города, и я читала их как буквы»). Пригодность людей, встречающихся на её пути, она определяет по их индивидуальному запаху или парфюмерии  того или  иного человека. При всей симпатии к главной героине мы должны признать, что в романе «Ящик для письменных принадлежностей» подобные запахи Лили – символ её обывательского существования.     Одоративная характеристика персонажа или предмета окончательно становится значимой составной частью художественного мира. Запахи, играют важную роль в идентификации разных реалий, в эмоциональном постижении мира, обозначаются обычно или описательно, или посредством слов, называющих другие ощущения (вкус, осязание), то есть при помощи метафор. В основе наименования и характеристик запахов лежат оценочные реакции говорящего на воспринимаемый обонянием предмет. Поэтому обозначение запахов в художественном тексте – всегда средство выражения авторских оценок или оценок персонажа.                          3. Прочие запахи в романе

Воспоминание представляет собой некий комплекс физических ощущений. Окружающий мир воспринимается всеми органами человеческих чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом.       Одним из главных образов-лейтмотивов, вероятно, является в произведении образ запаха, сопровождающий всё повествование от начала и до конца. Помимо главного лейтмотива, пронизывающего всё произведение, – запаха по характеру источника и «социальной» парфюмерии – здесь присутствуют и другие запахи: «После этого мы проследовали в роскошный меховой салон, скрывавшийся в зелени авеню Montaigne. Едва мы вошли, нас окутал аромат искусственных фиалок, распространявшийся из подключенных к сети пульверизаторов»; «Через центр зала тек демонстрационный подиум, навстречу нам шел молодой человек с волосами, стянутыми в хвостик на затылке. Я, как и обычно, подбрасывала рукой лимон, время от времени нюхая его. С паузами в такт тем мгновениям, когда лимон находился в воздухе, я прошептала сестре:

– Этот наяву здоров, а во сне болен.          Словно услышав, он пробормотал под нос: – Болезнь всегда старше здоровья!».                              Как видно, Павичем воссоздаётся особая красота и неповторимость запахов сложных, того, что называют синтезом, «букетом» ароматов. Особая роль образа запаха в сюжете произведения обусловлена ещё и тем, что с течением времени характер запахов меняется. Если в первых 3 частях романа Лили чувствовала исключительно запахи людей и города, то уже, начиная с 3 главы, она переходит к смысловым запахам, кажущимся каким-то диссонансом в окружающем мире: «А как-то утром подарил мне целую лодку цветов. Их аромат заглушал запах соли и моря. Дни шли за днями, прекрасные и солнечные, мы купались, ели рыбу, зажаренную в раскаленном масле, собирали мидий. Как-то раз Тимофей порезал краем ракушки средний палец на левой руке. Я тут же высосала кровь, и все быстро прошло. Я ела инжир из его руки, и плоды пахли теми же самыми странными духами. Вдохнув их, я как бы начинала слышать, что думает Тимофей. Тут-то меня и осенило: он был занят продажей старого дома. И я сказала себе: «Тебе-то что за дело? Ударь вилкой о ложку и пой! Важен не дом, а Тимофей. Если это вообще он». От этой мысли меня обдало холодом».

Меняются запахи – меняется сама жизнь, её основы, происходит смена  личных ощущений героя, смена мировосприятия. Стихию жизни, её многообразие, движение передают в произведении запахи. Как  видно, одной из  главных особенностей поэтики Павича является способ восприятия действительности как непрерывного течения, выраженного на уровне ароматов.   Мир запахов Павича удивляет своей бесчисленностью и уникальностью. Абсолютно любой предмет имеет свой запах: приятный или не очень. Даже эмоции Лили имеют свои запахи: «…И тут Тимофей Медош предстал передо мной таким, будто я увидела его впервые в жизни. Его взгляд зарос лишайником, бурьяном и плесенью. Казалось, ему больно смотреть. Я обнюхала его. От него совершенно ничем не пахло. Ни лицо, ни волосы, ни рубашка – ничто не имело запаха. Не пахло ни потом, ни мужчиной, ни женщиной…».    У Тимофея Медоша действительно не было своего собственного запаха, из-за чего он растворялся в окружающем его мире и от этого очень страдал. Быть может, это явилось причиной их расставания с Лили.       Запахи играют важнейшую роль в нашей жизни, хотя порой мы не обращаем внимание на то, чем дышим. А чаще всего наше настроение зависит от окружающих нас предметов и их запахов.          Таким образом, запахом у Павича наделяются не только предметы, лица, то есть конкретные понятия, но и абстрактные наименования:      запах счастья и души (– Все мы больше печемся о желудке, чем о душе. Поэтому каждый вечер нужно встать возле открытого окна, чтобы изгонять из себя дьявола. По десять раз. Это нетрудно, просто надо уметь. Носом вдохните столько, сколько сможете, – на каждую Божью заповедь по одному вдоху, а потом выдохните ртом весь воздух из всего тела, до самого желудка. Когда у вас изо рта выйдет какой-то незнакомый, тяжелый запах, дело сделано. Это запах дьявола. Значит, он выходит. Его изгнали прекрасные запахи Божьих заповедей. Вот так выдыхайте каждый вечер десять раз, пока не появится запах дьявола, и получите жизни на десять лет больше…»);

запах прошлого («…текут огромные массы времени, похожие на подземные реки, хотя, проснувшись, я вовсе не становлюсь старее, чем я есть, чем была раньше. В моей жизни как будто существуют два времени. В одном времени не стареешь, но вместо тела тратится что-то другое. Карма? Может быть, наше тело и наша душа – это горючее? Горючее для чего? Может быть, Время – это сила, которая движет телом, а Вечность – это горючее души?»).            В круг одоративных (то есть, то, что связано с запахом и его восприятием) образов включается и запах счастья, и запах души, и запах прошлого. Такое обилие запахов Павича говорит только об одном: «запах в романе не устойчив, а летуч», он обладает особенностью преобразовывать пространство во время, воскрешать воспоминания, возбуждать сильную эмоциональную реакцию; запах связывает реальность и мир представлений персонажа.     Характеристики запахов подчеркивают их изменчивость. Предметный мир и природа запаха у Павича даны в постоянно новых состояниях. Таким образом, для роман Павича характерен прием варьирования повторяющихся обозначений запаха.           Если зрение напрямую связано с сознанием, то обоняние с подсознанием, с ночной,  потаенной стороной души. В романе Милорда Павича «Ящик для письменных принадлежностей» восприятия всегда опирается не только на непосредственные обонятельные ощущения, но и на воспоминания или эмоции, с ним связанные. Обозначение запаха в результате может  служить сигналом неявной информации, содержащейся в тексте, ключом к подтексту произведения.           Исходя из проведённого исследования, мы пришли к следующим выводам: 1) окружающий мир воспринимается героиней путём её отличительного обоняния;             2) запахи Павича более разнообразны, чем запахи Зюскинда;    3) запахи Павича наполнены философским смыслом;     4) ароматическая одарённость Лили никому из героев не причиняет вреда.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Павич Милорд. Автобиографические записки// Материал с сайта: http://www.khazars.com/ru/.

1Топоров В. Милорд Павич. //Петербургский книжный вестник.2007. №9. С. 63  

2 Биография //Материал с сайта: http://www.khazars.com/ru/.

1Павич Милорд. Автобиографические записки// Материал с сайта: http://www.khazars.com/ru/.

2Визель Михаэль. Ящик для письменных принадлежностей - уникальный роман М. Павича// «Иностранная литература». 1999. №1. С.73 

3Зорин Иван. Павич. «Новый мир». №6. С.12

4 Павич Милорд. Стеклянная улитка. М., 2001.  С. 5

1 Хазарский словарь. 1996. СПб., 1990. С.8

2 Милорд Павич. Автобиографические записки// Материал с сайта: http://www.khazars.com/ru/.

3 Прошина Е.Е. Последний из хазар//Общественные науки и современность. – 2004, №3. С.162

1 Рамадански Драгинья. Гомологон человеческой души //Павич М. Ящик для письменных принадлежностей. Спб.: 2001. – С.208

2 Павич Милорд. Автобиографические записки//Материал с сайта: http://www.khazars.com/ru/.

3 Адамович М. Внутренняя сторона ветра//Вопросы литературы. – 2003, №6 – С.3

1 Клавель Андре. Вечность и ещё один день//Times. 2011. №8. С. 9

1 Павич Милорд. Ящик для письменных принадлежностей. 1999. С. 122

2 Хализев Е. В. Теория литературы. 2001. С. 187

3 Павич Милорд. Пейзаж, нарисованный чаем. Спб., 1996. С. 3

1 История всемирной литературы: В 9 т. М., 1989. С. 288

2 Андреев А. Г., Карельский А. В., Павлова Н. С.. Зарубежная литература 20 века. М.: Высшая школа, 2004. С. 387

3 Павич Милорд. Ящик для письменных принадлежностей. М., 1999. С. 76

4Божич Светислав. Русско-сербские музыкальные традиции//Сборник научных трудов Санкт-Петербургского университета. 1996. С. 96

1 Генис А. 2001: сюрпризы глобализации//Иностранная литература. 2002. № 1. С. 35

2 Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука, 1977. С. 155 


Информация о работе Тема запаха в романе Павича Милорда