Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 22:02, курсовая работа
Обозначения запахов в романе Павича объединяются, как и предполагалось, в несколько групп, что говорит о разнообразии запахов в романе. Получилось, что в романе Павича преобладают два самых активных запаха.
1) Запахи по характеру их источников. Павич для того, чтобы активизировать восприятие читателя, даёт указания на источник запаха, например: «Если поднять крышку, предназначенную для письма, под ней обнаружится пространство, слабо пахнущее корицей».
2) Парфюмерные запахи в романе. Для прозы Милорда
Павича характерны не только применение
принципов постмодернизма и магического реализма, но и новые приемы
изображения реалий и явлений. У Павича
мир запахов уравнен в правах с персонажами,
на него так же направлен свет авторского
внимания.
Воспоминание представляет собой некий комплекс физических ощущений. Окружающий мир воспринимается всеми органами человеческих чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом. Одним из главных образов-лейтмотивов, вероятно, является в произведении образ запаха, сопровождающий всё повествование от начала и до конца. Помимо главного лейтмотива, пронизывающего всё произведение, – запаха по характеру источника и «социальной» парфюмерии – здесь присутствуют и другие запахи: «После этого мы проследовали в роскошный меховой салон, скрывавшийся в зелени авеню Montaigne. Едва мы вошли, нас окутал аромат искусственных фиалок, распространявшийся из подключенных к сети пульверизаторов»; «Через центр зала тек демонстрационный подиум, навстречу нам шел молодой человек с волосами, стянутыми в хвостик на затылке. Я, как и обычно, подбрасывала рукой лимон, время от времени нюхая его. С паузами в такт тем мгновениям, когда лимон находился в воздухе, я прошептала сестре:
– Этот наяву
здоров, а во сне болен. Словно услышав,
он пробормотал под нос: – Болезнь всегда старше здоровья!».
Меняются запахи – меняется сама жизнь, её основы, происходит смена личных ощущений героя, смена мировосприятия. Стихию жизни, её многообразие, движение передают в произведении запахи. Как видно, одной из главных особенностей поэтики Павича является способ восприятия действительности как непрерывного течения, выраженного на уровне ароматов. Мир запахов Павича удивляет своей бесчисленностью и уникальностью. Абсолютно любой предмет имеет свой запах: приятный или не очень. Даже эмоции Лили имеют свои запахи: «…И тут Тимофей Медош предстал передо мной таким, будто я увидела его впервые в жизни. Его взгляд зарос лишайником, бурьяном и плесенью. Казалось, ему больно смотреть. Я обнюхала его. От него совершенно ничем не пахло. Ни лицо, ни волосы, ни рубашка – ничто не имело запаха. Не пахло ни потом, ни мужчиной, ни женщиной…». У Тимофея Медоша действительно не было своего собственного запаха, из-за чего он растворялся в окружающем его мире и от этого очень страдал. Быть может, это явилось причиной их расставания с Лили. Запахи играют важнейшую роль в нашей жизни, хотя порой мы не обращаем внимание на то, чем дышим. А чаще всего наше настроение зависит от окружающих нас предметов и их запахов. Таким образом, запахом у Павича наделяются не только предметы, лица, то есть конкретные понятия, но и абстрактные наименования: запах счастья и души (– Все мы больше печемся о желудке, чем о душе. Поэтому каждый вечер нужно встать возле открытого окна, чтобы изгонять из себя дьявола. По десять раз. Это нетрудно, просто надо уметь. Носом вдохните столько, сколько сможете, – на каждую Божью заповедь по одному вдоху, а потом выдохните ртом весь воздух из всего тела, до самого желудка. Когда у вас изо рта выйдет какой-то незнакомый, тяжелый запах, дело сделано. Это запах дьявола. Значит, он выходит. Его изгнали прекрасные запахи Божьих заповедей. Вот так выдыхайте каждый вечер десять раз, пока не появится запах дьявола, и получите жизни на десять лет больше…»);
запах прошлого («…текут огромные массы времени, похожие на подземные реки, хотя, проснувшись, я вовсе не становлюсь старее, чем я есть, чем была раньше. В моей жизни как будто существуют два времени. В одном времени не стареешь, но вместо тела тратится что-то другое. Карма? Может быть, наше тело и наша душа – это горючее? Горючее для чего? Может быть, Время – это сила, которая движет телом, а Вечность – это горючее души?»). В круг одоративных (то есть, то, что связано с запахом и его восприятием) образов включается и запах счастья, и запах души, и запах прошлого. Такое обилие запахов Павича говорит только об одном: «запах в романе не устойчив, а летуч», он обладает особенностью преобразовывать пространство во время, воскрешать воспоминания, возбуждать сильную эмоциональную реакцию; запах связывает реальность и мир представлений персонажа. Характеристики запахов подчеркивают их изменчивость. Предметный мир и природа запаха у Павича даны в постоянно новых состояниях. Таким образом, для роман Павича характерен прием варьирования повторяющихся обозначений запаха. Если зрение напрямую связано с сознанием, то обоняние с подсознанием, с ночной, потаенной стороной души. В романе Милорда Павича «Ящик для письменных принадлежностей» восприятия всегда опирается не только на непосредственные обонятельные ощущения, но и на воспоминания или эмоции, с ним связанные. Обозначение запаха в результате может служить сигналом неявной информации, содержащейся в тексте, ключом к подтексту произведения. Исходя из проведённого исследования, мы пришли к следующим выводам: 1) окружающий мир воспринимается героиней путём её отличительного обоняния; 2) запахи Павича более разнообразны, чем запахи Зюскинда; 3) запахи Павича наполнены философским смыслом; 4) ароматическая одарённость Лили никому из героев не причиняет вреда.
1 Павич Милорд. Автобиографические записки// Материал с сайта: http://www.khazars.com/ru/.
1Топоров В. Милорд Павич. //Петербургский книжный вестник.2007. №9. С. 63
2 Биография //Материал с сайта: http://www.khazars.com/ru/.
1Павич Милорд. Автобиографические записки// Материал с сайта: http://www.khazars.com/ru/.
2Визель Михаэль. Ящик для письменных принадлежностей - уникальный роман М. Павича// «Иностранная литература». 1999. №1. С.73
3Зорин Иван. Павич. «Новый мир». №6. С.12
4 Павич Милорд. Стеклянная улитка. М., 2001. С. 5
1 Хазарский словарь. 1996. СПб., 1990. С.8
2 Милорд Павич. Автобиографические записки// Материал с сайта: http://www.khazars.com/ru/.
3 Прошина Е.Е. Последний из хазар//Общественные науки и современность. – 2004, №3. С.162
1 Рамадански Драгинья. Гомологон человеческой души //Павич М. Ящик для письменных принадлежностей. Спб.: 2001. – С.208
2 Павич Милорд. Автобиографические записки//Материал с сайта: http://www.khazars.com/ru/.
3 Адамович М. Внутренняя сторона ветра//Вопросы литературы. – 2003, №6 – С.3
1 Клавель Андре. Вечность и ещё один день//Times. 2011. №8. С. 9
1 Павич Милорд. Ящик для письменных принадлежностей. 1999. С. 122
2 Хализев Е. В. Теория литературы. 2001. С. 187
3 Павич Милорд. Пейзаж, нарисованный чаем. Спб., 1996. С. 3
1 История всемирной литературы: В 9 т. М., 1989. С. 288
2 Андреев А. Г., Карельский А. В., Павлова Н. С.. Зарубежная литература 20 века. М.: Высшая школа, 2004. С. 387
3 Павич Милорд. Ящик для письменных принадлежностей. М., 1999. С. 76
4Божич Светислав. Русско-сербские музыкальные традиции//Сборник научных трудов Санкт-Петербургского университета. 1996. С. 96
1 Генис А. 2001: сюрпризы глобализации//Иностранная литература. 2002. № 1. С. 35
2 Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука, 1977. С. 155