Тематический круг поэзии Ломоносова в лирике 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 19:50, реферат

Описание работы

Героическая тема является одной из основных тем мировой литературы. Эта тема нашла глубокое выражение и совершенную художественную форму в торжественной и философской оде М. В. Ломоносова. Любовь к Родине (зачастую проецирующаяся на монарха), по Ломоносову, является важнейшим назначением поэта, она превосходит чувства к женщине, любые другие чувства. Конечно, за этим образом Родины-матери-императрицы стоит сложная система ценностей, присущая Ломоносову как великому сыну своего века.

Файлы: 1 файл

Поэзия М.В. Ломоносова.docx

— 28.52 Кб (Скачать файл)

Студентки 3 курса филологического факультета

 

Тематический круг поэзии Ломоносова в лирике 19 века.

        Героическая тема является одной из основных тем мировой литературы. Эта тема нашла глубокое выражение и совершенную художественную форму в торжественной и философской оде М. В. Ломоносова.    

Тема  Петра  I в творчестве Ломоносова.

                Любовь к Родине (зачастую проецирующаяся на монарха), по Ломоносову, является важнейшим назначением поэта, она превосходит чувства к женщине, любые другие чувства. Конечно, за этим образом Родины-матери-императрицы стоит сложная система ценностей, присущая Ломоносову как великому сыну своего века. Победы монарха, его благоденствие, заключение союзов и мирных договоров были не только материалом изображения, но и темой философской и художественной рефлексии. Прогресс государства воспринимался при этом как прогресс разума и прогресс просвещения… . Именно этим принципом руководствовался Ломоносов, воспевая монархов и их деяния.

        У Ломоносова тема императора Петра I наполнилась подлинным общественным звучанием и приобрела подлинную художественную выразительность. Ломоносов связал фигуру Петра I с его неустанным трудом, с его гигантской деятельностью, направленной на развитие страны, укреплению которой способствовали его военные победы.  Величие Петра, которое было для Ломоносова символом величия его родины, должно было служить, по мысли поэта, вдохновенным примером и для царствующей императрицы Елизаветы Петровны. В оде 1742 г., написанной по случаю прибытия императрицы Елизаветы в Петербург после торжественной коронации в Москве, Ломоносов «возглашает» и идеализирует Елизавету. Но поэт-гражданин был далек здесь от проявления придворной лести. Прославление императрицы имело своей целью дать четкий наказ, каким должен быть просвещенный монарх. Выдавая желаемое за действительное, поэт говорит о том, что в Елизавете Петровне живет дух ее отца (оды 1746 и 1748 гг.) 

       Тема Петра у Пушкина – “сквозная” тема в российской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию посреди нелюдимых и бесприютных пространств, он ощущает себя стеснённым в том, как ему именовать эту колоссальную личность, бросившую вызов природе, и говорит о 
Петре – «Он» (с большой буквы), как принято было говорить только о богочеловеке. 
        Работая над петровской темой, Пушкин употреблял разные жанры. В 1826 году он пишет о Петре I в «Стансах». Это стихотворение по стилю напоминает оды 18 века, к примеру: «Петра Великого» Ломоносова и «Вельможу» Державина. Идеалом их была просвещённая монархия, а идеальным героем – Пётр I. В «Стансах» проводится параллель между Николаем I и Петром – таковая параллель была лестной хоть для какого российского монарха. Пушкин убеждал Николая: «Во всём будь пращуру подобен».

Пётр I в «Стансах» – просвещённый монарх:

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещение,

        Образ Петра I отразился и в поэме «Полтава». Пётр Великий, неотделимый от собственных дружин, похожий на героев праздничной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Главным средством выразительности является сравнение, оттенённое и как бы комментированное эпитетами.

        Образ Петра в творчестве Пушкина находится в неизменном движении и развитии. В 1833 г. Написана поэма «Медный всадник». 
        В стилистике «Медного Всадника» отчётливо обозначены два разнородных начала: праздничная ода и смиренная элегия. Это разноречие стиля, стилистическое противоречие вполне отвечало свободному и сложному плану Пушкина. Он тяготеет к одической возвышенности там, где звучит тема Петра, и возвращается к элегической задушевности там, где касается темы Евгения. 
         Пушкин указывает не лишь величие Петра, но и его недочеты. В грозных событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в государственных планах и жесток и жалок в отношении к личности.

 

    Анакреонтические стихотворения Ломоносова

        Подлинным мастером Ломоносов предстал и в других - "средних" и "низших" - жанрах. Его перу принадлежат анакреонтические стихотворения, басни. Ломоносову-поэту были доступны формы "легкой" поэзии, ее стиль, пластика и неподдельная искренность чувства. Одним из наиболее известных произведений М.В. Ломоносова в этом жанре является диалогическое произведение “Разговор с Анакреоном”. Программа Ломоносова, изложенная в "Разговоре с Анакреоном", представляет огромный интерес как художественное воплощение конфликта легкой и гражданственной поэзии, наметившегося в русской поэзии уже в годы творческой активности Ломоносова. Именно в этом стихотворении Ломоносов выразил свое представление о задачах поэзии и назначении поэта, которое совпадало с требованиями классицизма. 

        Античный поэт воспевает любовь, вино, веселье, поскольку это соответствует мироощущению, это его жизненная философия и позиция. Ответ Ломоносова на эту оду идентичен по форме, но размышления его приобретают все большую самостоятельность. В этой паре стихотворений обозначается важная тема — тема жизни и смерти. Слово “жизнь”, формы глагола “жить”, равно как слова “смерть”, “кончина”, “рок”, пронизывают текст всего “Разговора с Анакреоном”.

      “Девушка” Анакреона — это его Муза, Муза любви, наслаждения и веселья. 
Ломоносов решает подражать Анакреону, но только в определении предмета изображения. Он тоже хочет создать портрет, но не любимой девушки, а возлюбленной Матери. Далее Ломоносов рисует великолепный по своей силе и мощи аллегорический портрет России, подчеркивая ее зрелость, здоровье, материнскую силу, мудрость, величие и гордость. Изображение абсолютно лишено чувственности, оно торжественно и монументально. Ломоносов насыщает текст славянизмами (“потщись”, “чело”, “глава”, “очи”, “млеко” и др.), усеченными формами (“здравы”, “небесны”, “кудрявы”, “созревша” и др.), использует инверсию (“Огонь вложи в небесны очи / Горящих звезд в средине ночи”).

          Россия — это возлюбленная Мать для Ломоносова, а поэтому он любит ее той глубокой любовью, которая естественна как сама жизнь. Но Россия — это и Богиня. Ей поклоняются, а поэты ее воспевают. Более того, Россия — Муза Ломоносова. Такая позиция и человека, и поэта ставит Ломоносова в один ряд с Анакреоном и Катоном.

 

Анакреонтическая лирика Пушкина

        В лицейских стихах тема любви звучит, “сверкая и журча”, как живительный источник юношеского жизнелюбия. “Одушеви перо мое, любовь!” — писал четырнадцатилетний Пушкин в самой ранней поэме “Монах”. Прославление любви в анакреонтической поэзии так же обязательно, как прославление золотого вина, полного кубка, круговой чаши. Самые почитаемые боги — Эрот и Вакх. Любовь побеждает рассудок и украшает жизнь весельем.  
        Любовные фантазии разгоняют уныние одиноких часов “в мрачной келье”. Мечты о любви могут быть фривольно-нескромными, как стихотворение “К Наталье”, или романтически-возвышенными, как в “Послании к Юдину”.  
        Постигая науку любви, поэт узнает блаженство наслажденья обладания возлюбленной и мучения разлуки, “злых страстей... глас мятежный”, страдания “любви напрасной” 1.    И самое главное, любовь заставляет звучать струны лиры поэта: “И лишь любви ты голос не забыла!” 2 Способность любить — такой же небесный дар, как и способность к творчеству.

Беспредельность Вселенной, величие Космоса.

 

"Утренних размышлениях о Божием величестве" и в "Вечерних размышлениях о Божием величестве при случае великого северного сияния" (1748). Поэт выходит здесь к главным вопросам, которые пытался разрешить всю жизнь. Что представляет собой Вселенная? Познаваема ли она человеческим разумом? Какое место занимает в ней человек?

Хотя в заглавие стихотворения вынесено "Божие величество", на равных с мотивом великого Творца выступает мотив животворящих сил материи, природного естества: Уста премудрых нам гласят:

"Там разных множество  светов,

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков;

Для общей славы божества

Там равна сила естества".3

Финальная строфа "Вечерних размышлений" демонстрирует позицию истинного исследователя-ученого: главное в науке – поставить новый вопрос. А затем уже искать на него ответы и сомневаться. Так сомневается дерзкий мыслитель Ломоносов в безграничном величестве самого небесного Творца, так подталкивает он научную мысль к новому, более современному, пониманию законов мироздания:

 

  КОСМОС В ЛИРИКЕ ТЮТЧЕВА.

Тютчев с его устремленностью в область вечного, религиозного, метафизического, основными мифологемами, ориентирами своего творчества избрал хаос и космос.

 Ф. И. Тютчев ощущал себя частицей  мира, а потому считал все чувства  и настроения человека проявлениями  космического бытия как такового. Целостность жизни, физические явления  воспринимались им как проявление самой природы, космоса, как состояние и действие живой души.

          Космос у Тютчева – олицетворение вселенского покоя, своего рода нирваны. Тютчева, как истинного пантеиста, безудержно влечет к слиянию, растворению вплоть до уничтожения себя в общем мировом космическом движении.

Именно в этом слиянии с космосом Тютчев видит возможность и надежду достигнуть утраченного счастья, самого «я» человека.

Строго говоря, мотив «человек на краю бездны» возникает в русской поэзии задолго до Тютчева (ср., например, «Вечернее размышление о божьем величестве» Ломоносова). Но именно Тютчев выдвинул его в центр художественного мира. «...Мы плывем, пылающею бездной. / Со всех сторон окружены»4, - говорит Тютчев в стихотворении «Как океан объемлет шар земной». Путь жизни есть путь в никуда; небытие - последнее пристанище и человека, и мира природы Сознание Тютчева-лирика катастрофично в том смысле, что основным объектом анализа оказывается мироощущение человека, находящегося на границе жизни и смерти, полноты смысла и бессмыслицы, невежества и все понимания, повседневной реальности и тайны, скрытой в глубине жизни. Бездна, в которую столь пристально и с замиранием сердца вглядывается и вслушивается тютчевский герой, – это таинственная жизнь Вселенной, непостижимость которой завораживает и манит и, одновременно, это бездна, присутствие которой человек ощущает в собственной душе.

1 А.С. Пушкин «Элегия» 1816 г.

2 А.С. Пушкин «Разлука» 1817 г.

3 М.В. Ломоносов «Размышление о божием величестве» 1743 г.

4 Ф.И. Тютчев «Как океан объемлет шар земной» 1830 г.


Информация о работе Тематический круг поэзии Ломоносова в лирике 19 века