Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 15:49, сочинение
Центральной темой литературы X1X века стала тема народа. Для ее рассмотрения и других крупных проблем современности писатель обратился к историческому прошлому, событиям войны 1812 года.
Произведением «Война и мир» Л.Н.Толстой утверждал решающую роль народных масс в истории. Историю творит не человек, возвышающийся над народом, историю творят люди, массы, народ. Писатель создает емкий образ народа – единство духа во множестве разных индивидуальностей. Каждый из них вносит свою лепту в общее святое дело. Не только практическую, участие в борьбе, а нравственную красоту. Тепло души.
Тихон Щербатый и Платон Каратаев в романе
Л.Н.Толстого «Война и мир»
(Сочинение)
Чтоб произведение было хорошо,
надо любить в нем главную, основную мысль.
Так… в «Войне и мире» я любил мысль народную
вследствие войны двенадцатого года.
Л.Н.Толстой
Центральной темой литературы X1X века стала тема народа. Для ее рассмотрения и других крупных проблем современности писатель обратился к историческому прошлому, событиям войны 1812 года.
Произведением «Война и мир» Л.Н.Толстой утверждал решающую роль народных масс в истории. Историю творит не человек, возвышающийся над народом, историю творят люди, массы, народ. Писатель создает емкий образ народа – единство духа во множестве разных индивидуальностей. Каждый из них вносит свою лепту в общее святое дело. Не только практическую, участие в борьбе, а нравственную красоту. Тепло души.
Не было в литературе
произведения, где бы с такой
полнотой раскрывались
В этих героях Л.Н.Толстой показал нам два разных начала в русском характере6 воинствующее и мирное.
Воинствующее начало – это Тихон Щербатый, русский крестьянин. Он мститель. Он шел на врагов не потому, что его кто-то принуждал, а под действием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям.
Тихон Щербатый добровольно вступил в отряд Денисова, проявил «большую охоту и способность к партизанской войне». «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше не побрал и не побил французов». Он был «самым полезным и храбрым человеком» в отряде Денисова; «оружие его составляли мушкетон, пика и топор, которыми он владел, как волк владеет зубами». В отряде Денисова он занимал исключительное место: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь. Ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, - все указывали, посмеиваясь, на Тихона».
Он ненавидит французов настолько сильно, что иногда бывает жестоким. Он всегда занят, всегда в действии. Рассказывая, он «неожиданно и гибко лег на брюхо», «быстро и легко вскочил», «размахнулся руками». Динамична и его речь. «Один возьми и навернись… я его таким манером и сгреб…» неиссякаемое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах отличает Тихона.
Его образ раскрывается и в том, как о нем говорят его товарищи по оружию. В их грубоватых словах чувствуется восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: «Эка шельма», «Ну ловок», «Экая бестия».
Дух непокорности и чувство любви к своей земле, все бунтарское и смелое Л.Н.Толстой собрал воедино и воплотил в образе Тихона, написанного тепло, с добродушно-ласковым чувством.
Совсем другой человек Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка. Этот человек – полная противоположность Тихону Щербатому. Окружающих людей привлекают в Платоне Каратаеве «большие карие нежные глаза» и «приятная улыбка». И внешний облик Каратаева (все у него было «круглое»), и голос его, и манера говорить с «нежно-певучею лаской», и самый характер его речей, полных раздумий о жизни, о людях – все резко отличает его от Щербатого.
В отличие от Тихона, который о боге не вспоминает, надеется только на себя, на свою силу и ловкость, Каратаев все в жизни принимает так, как оно есть, полагая, что все дано от бога. Радость пришла – радуйся, страдание – испытай и страдание, не жалуясь на судьбу. Платон ни о чем не печалится. «Положи, господи, камушком, подними калачиком», - говорит он.
В военный быт Каратаев перенес привычки крестьянина-труженика. Он не знает, что такое праздность. Даже в плену всегда в труде и деятельности для него доступной. Всегда чем-нибудь занят, помогает другим, для него все – люди, всех он в одинаковой степени жалеет. Врагов у него нет, злобы тоже. Трудности его не страшат, и никакой случай не застает врасплох: «Все в руках божьих». В речах его и действиях было что-то успокаивающее, «круглое» и «спорое», в них звучит «ласка и простота»:»А много вы нужды увидели, барин? А?... Э, соколик, не тужи…». Его речь певуча и очень богата народными пословицами и присказками.
Каратаев – это человек, у которого нет противоречий ни с собой, ни с окружающей средой. Он целиком положился на власть бога, судьбы и уверен, что с ним случится только то, чего не избежать.
И в Платоне Каратаеве, и в Тихоне Щербатом накопилась боль за Отчизну: «Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать! Как не скучать на это смотреть!». Живет в нем и вера в гибель нашествия: «Червь капусту гложе, а сам прежде всего пропадае».
Но Платона с его лаской и добротой, распространяющейся равно на всех людей, трудно представить себе сражающимся. Если Тихон Щербатый беспощаден к врагу, то Платон Каратаев любит всех: он любит товарищей, французов, любит Пьера Безухова, любит животных.
Характеры Тихона Щербатого и Платона Каратаева противоположны, но оба они – отражение разных сторон сложного и противоречивого народного характера. Лев Николаевич Толстой в своем романе показывает, как эти два начала дополняют друг друга: «Каждая личность носит в самой себе свои цели. И между тем носит их для того, чтобы служить недоступным целям общим».
Информация о работе Тихон Щербатый и Платон Каратаев в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»