Торжественная ода в творчестве М.В. Ломоносова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 09:19, контрольная работа

Описание работы

Поэзия М.В. Ломоносова выросла на прочной народной основе. Необыкновенное чувство русского национального языка, во всех его оттенках, позволило Ломоносову расчистить и обновить пути русской поэзии, указать ей верное направление.Ломоносов сумел найти в русском народном языке много точных и метких слов, оказавшихся пригодными для обозначения научных понятий. Ломоносов верно уловил историческую необходимость применения различной поэтической лексики в различных жанрах или родах поэзии. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Содержание работы

Введение 3
Особенности развития жанра оды 5 Торжественная ода в творчестве М.В. Ломоносова 7
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

К.р.№ 1 Ода Ломоносова.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

 

Пройдите землю и пучину,

И степи, и глубокий лес,

И нутр Рифейский, и вершину,

И саму высоту небес.

Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего еще не видел свет;

Трудами веки удивите…

 

Ломоносов уже не мог оставить жанр хвалебной оды неизменным: он включает в ее состав обличительное начало. В этом направлении Ломоносов становится предшественником Державина.

Так, в оде 1762 года, посвященной  Екатерине Второй, Ломоносов гневно осудил антинациональную политику Петра  Третьего, заключившего постыдный для  России мир с прусским королем Фридрихом, сведя к нулю победы русских войск в кровопролитной войне:

Слыхал ли кто из в свет рожденных,

Чтоб торжествующий народ

Предался в руки побежденных?

О стыд, о странный оборот!

 

Высокому, гражданскому содержанию од Ломоносова соответствовала их композиционно-стилевая структура.

И построение оды, и ее торжественно-патетический стиль, включавший гиперболические  описания, комические сравнения, метафоричность языка, риторические фигуры, - все это  усиливало эмоциональное воздействие на читателя.

Ломоносову нередко удавалось  уже вступлением придать оде  тональность, соответствующую ее главной  теме.

Разнообразны средства создания Ломоносовым  торжественного, высокого слога од. К примеру, ода 1747 года.

 Здесь, как и в других  одах,  высокость слога достигается использованием славянизмов: бряцает – ударяет в струны, зиждитель – строитель, основатель, паки – опять, паства – пастбище, ужасный – удивительный и др.

Этому же служат усеченные формы  прилагательных: божественны науки, небесну дщерь; славянские мифологические формы: одежду нежныя весны; особые орфоэпические нормы, подкрепляемые рифмой: благославенны – ободренны; восклицания, риторические вопросы, использование античной мифологии: Минерва, Марс, Нептун, музы.

Художественному воздействию од Ломоносова способствовали также разработанный стих (четырехстопный ямб), стройная десятистишная строфа, яркость живописи.

С упадком классицизма начинается разрушение оды как нормативного жанра. В русской поэзии Державин вводит в оду юмористические мотивы, слова «низкого штиля» (ода «Фелица»). Ода становится мишенью язвительной критики сентименталистов и охотно ими пародируется.

Однако стилевые традиции оды классицизма  еще оказываются плодотворными  в гражданской оде Радищева, Пушкина, в лирике поэтов-декабристов.

Одический цикл Ломоносова представляет их автора неутомимым поборником просвещения  и прогресса, страстным борцом за развитие национального самосознания народа.

Поэтическое наследие Ломоносова достаточно разнообразно в жанровом отношении.

В его творчестве можно найти  произведения всех трех «штилей»:

    • к низкому «штилю» относятся его сатирические и шуточные стихи, а также немногочисленные любовные песни и басни («притчи»);
    • к среднему – «надписи» (преимущественно по поводу различных событий и эпизодов из государственной или придворной жизни), «Письмо о пользе стекла»;
    • к высокому – торжественные («похвальные») оды, прозаические «похвальные» или «благодарственные» речи.

 

Ломоносовская теория «трех штилей»  в своих общих чертах не была его  открытием. Эта теория, складывалась еще в латинской литературе (Цицерон, Гораций, Квинтилиан), была возрождена в эпоху Ренессанса и классицизма.

 Она получила своеобразные  национальные и конкретно-исторические  черты в разных европейских  странах. Ею воспользовались русские писатели 16 – 17 веков, а затем и М.В. Ломоносов, прекрасно знакомый с риторическими стилистическими теориями далекого прошлого и своей эпохи.

В этом смысле Ломоносов был крупнейшим представителем русского классицизма. Он владел искусством всех трех «штилей», но чаще обращался к «высокому», торжественному, поскольку основную свою задачу видел в воспевании великого, героического, достойного подражания.

 

Заключение

 

Оды Ломоносова написаны по строгому плану, как того требовали правила  классицизма. Этому плану подчинены и лирические «беспорядки», т.е. отступления. С поэтикой классицизма связан яркий метафоризм слога Ломоносова, частое использование гипербол, аллегорий, развернутых олицетворений.

Характерной особенностью од Ломоносова можно считать их лирическую приподнятость, нередко переходящую в торжественно-поэтический тон.

Ломоносов канонизировал жанр высокой, «пиндарической» оды – ее язык, стихотворный размер, торжественный  тон.

Все сделанное Ломоносовым по созданию нового литературного языка и  стиля, обогащению поэзии глубоко идейным гражданским содержанием явилось узловым моментом в развитии русской литературы.

М.В. Ломоносов оказал большое влияние  на развитие не только русской словесности, но и культуры в целом. Он навсегда вошел в историю как родоначальник новой литературы, страстный защитник прогресса и гуманизма. 
Список литературы

 

  1. Гуляев Н.А. «Теория литературы», М.: Высшая школа, 1977г., 278с.
  2. Краткая литературная энциклопедия, под ред. Суркова А.А., М.: Советская энциклопедия, 1968г., 976с.
  3. Ломоносов М.В. – Сочинения, М., Л.: Государственное издательство художественной литературы,  1961г.,591с.
  4. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. «Краткий словарь литературоведческих терминов», М.: Просвещение, 1978г., 223с.
  5. Федоров В.И. – История русской литературы 18 века, М.: Просвещение, 1982г., 335с.
  6. Щеблыкин И.П. «История русской литературы», М.: Высшая школа, 1985г., 511с.
  7. Энциклопедический словарь юного литературоведа, Новиков В.И., Шкловский Е.А., - М.: Педагогика – Пресс, 1998г., 424с.

 


Информация о работе Торжественная ода в творчестве М.В. Ломоносова