Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:27, шпаргалка
Как художник, он формировался в конце 80-х – 90-е года в процессе сложных литературных взаимодействий, в «скрещении» разнообразных эстетических ориентиров, главными из которых в то время были Толстой и Чехов. Вопрос о человеке в отношении к природе, вречение писателя к загадкам человеческого существования, к герою перед лицом смерти, интерес к прошлому России и человечества, к древнему востоку и его философии буддизма – эти определяющие черты художественного мира Бунина сближают его с Толстым.
Традиции и новаторство бунинской прозы
1) Как художник, он формировался в конце 80-х – 90-е года в процессе сложных литературных взаимодействий, в «скрещении» разнообразных эстетических ориентиров, главными из которых в то время были Толстой и Чехов. Вопрос о человеке в отношении к природе, вречение писателя к загадкам человеческого существования, к герою перед лицом смерти, интерес к прошлому России и человечества, к древнему востоку и его философии буддизма – эти определяющие черты художественного мира Бунина сближают его с Толстым. С Чеховым же Бунина связывает предельная лаконичность его художественного письма, максимальная смысловая насыщенность образной детали, умение художника уловить драматическую подоплеку бытового, будничного течения жизни.
2) В бунинской прозе важны детали, которые, как правило, всегда вырастают до образов-символов; особое значение имеют образы-детали запахов. Повествование максимально точно и конкретно. Это необходимо писателю для того, чтобы, по словам Льва Толстого, «уловить в человеческой жизни и психике самое важное и основное». Ничто, по мнению писателя, не погибает и не исчезает бесследно; оно лишь меняет свою форму.
3) Проза Бунина основана на синтезе поэзии и прозы. Во всех его рассказах и повестях сильна исповедь, т.е. лирическое начало, благодаря чему сюжет отодвигается на второй план. Он служит лишь отправной точкой для авторских размышлений.
4) Любимый жанр Бунина – рассказ, в котором расширено романическое начало, т.е. в центре внимания не один эпизод из жизни героя, а вся его жизнь и смерть. Мастерство Бунина заключается в том, что события намечаются лишь штрихами, очень емко описаны характеры героев.
5) Проблема личности в творчестве Бунина, как правило, связана с вечными проблемами бытия. Его герои далеки от общественно-идеологических и социально-политических целей. По мнению писателя, человек должен заботиться лишь о том, чтобы быть в гармонии с природой. Необходимое качество личности – умение принять жизнь как драгоценнейший дар, понять и прочувствовать ее неповторимость. Бунин испытывает своих героев в критических его состояниях: под властью любви, природы и памяти.
6) В лирико-философском ключе в творчестве Бунина звучат такие проблемы: о роли времени в человеческой жизни; об отношении личности к смерти; о значении любви, которая всегда трагедийна; о месте природы в системе жизненных и эстетических ценностей и др.
7) Кроме природы, в творчестве Бунина есть и другая важная категория – память. Личность – это носитель прошлого и носитель национального характера.