Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 18:55, реферат
Данная работа представляет собой научное исследование по заявленной теме. Актуальность выбранной темы очевидна, так как этот жанр остается очень популярным среди читателей самых разных возрастов. В разных странах и на разных этапах развития эстетическая природа басни не оставалась неизменной, но уже на ранних стадиях жанрового самоопределения была признана важность ее как действенной формы социальной критики.
В своих произведениях автор
использует вольный стих, что
было свойственно всем
И в последней части своей исследовательской работы я обобщила все свои выводы и могу сказать, почему же Ж. Лафонтен навсегда останется в истории мировой литературы. В этом главе я пытаюсь проанализировать басни Лафонтена в переводе С. Круковской и вот что у меня получилось.
Под видом зверино царства Лафонтен рисует человеческое. В басне «Лев, который собрался на войну», животные готовятся к походу:
Все, кто как умел, пришли участвовать
Слон обещал, что на спине будет носить поклажу
И биться, как бьются слоны,
Медведь готов был к приступам,
Лиса изобретала военные хитрости
А обезьяна отвлекала неприятеля
Звери решают, что остальной «мелкоте» на войне делать нечего. Однако царь Лев постановил по-другому:
Ничуть, и они мне с руки:
Наше войск без них не будет полным,
Сел пойдет в трубачи, чтобы пугать врага,
А заяц будет хорош на посылках»
Казалось бы, мораль и так прозрачна - хорошо, когда на троне сидит мудрый правитель. Это истина на все времена. Но Лафонтен поступает как герой его же басни «Ворон и лисица», льстивый царедворец. Вот финал его басни:
Разумный и мудрый монарх
В самых малых подданных распознает дарование
И поставит их себе служить:
Для тонко ума ничто не бесполезно
Это совершено недвумысленный поклон в сторону Людовика ХIV, «короля-солнца». Людовик был незаурядным человеком, но никто из его современников не упускал возможности польстить ему. Таковы были правила, и Лафонтен их придерживается. То же и в басне «Волк и Лис»,где Лис надевает волчью шкуру по совету Волка, чтобы быть храбрее на охоте:
А зачем он менял личину,
Тщетно мечтая переродиться,
При первом случае
Ты собьешься на прежний след
То есть. Даже, если ты надел чужую одежду, ты не стал другим. Этот мудрый сюжет в изящном обрамлении имеет громоздкое обрамление.
В начале баси автор утверждает, что соавтор басни восьмилетний принц:
Не диво ли? Восьмилетний принц
Сумел вложить серьезность в басню
Меж тем как я, уже седой,
Сочиняю на склоне лет
Стих легковесней его прозы.
В баснях у принца есть черты,
Которых нет в строках поэта,
А, если и есть, то слабей.
Он больше нас достоин похвалы
Лафонтен льстит инфанту, но не грубо. Видна его лукавая насмешка и над собой, и над обычаями двора. Он лукавит, однако подчиняется традиции и Уже после морали он заканчивает басню прямым обращением:
Мой принц, ваш несравненный ум
Внушил моей музе замысел этой басни
От вас и ее предмет,
И речи ее и поучения
Рама оказалась больше картины. Сама басня – короткая, яркая, изящная. Обрамление гораздо больше по объему, витиевато, риторично. Автор упоминает в нем Ахилла, Патрокла, осаду Трои, как того требуют правила классицизма.
Басни «Две козы», «Обезьяна
и кот», «Мор зверей» можно
отнести к философским, где автор
размышляет о свойствах
Не таковы ли и князья,
Падкие до подобной роли –
Обжигаться в дальних уделах
Для выгод своих королей?
В «Двух козах» Лафонтен высмеивает аристократическую спесь. Две козы, встретившись на узкой тропинке не захотели уступать дорогу друг другу. Вед одна из них была из рода той козы, которая вскормила Зевса, а другая из рода той козы, которая была подарена Галатее.
В результате обе козы упали в ущелье.
Мораль этой басни коротка: « На дороге к счастью такое случается не впервые». Это скорее наблюдение, также как в басне «Мор зверей», где финал выглядит так:
Кто слаб или силен –
Тот и по суду выйдет один черным, другой белым.
Нравоучение Лафонтена смешивается с передачей личного чувства и вместо явного скучного назидания передает какое-то свое настроение, грустное или ироничное. Он никак не моралист, мораль его не возвышена, а похожа на житейский совет, она учит трезвому взгляду на жизнь, умению использовать обстоятельства и людей к свой выгоде. Его герои те, кто умеет устраивать свою судьбу. Свое мнение он ясно излагает в басне «Пастух и лев»:
Басни не так просты как кажутся:
В них учиться можно даже у животного.
Голая мораль наводит тоску,
А мораль поможет и урок принять.
Наша уловка - поучить, услаждая,
А рассказать просто так не стоит труда
В дальнейшем по пути Лафонтена пошло много крупных баснописцев. С особенным успехом реалистические возможности басенного искусства, выявленное Лафонтеном, были использованы русскими баснописцами 18-19 века во главе с И.А. Крыловым.
О нем и о Лафонтене Пушкин писал: « Они навсегда останутся любимцами своих иноземцев» Время подтверждает пушкинскую правоту.
Информация о работе Традиции и новаторство в баснях Лафонтена