Трудная правда о войне (В. Быков «Знак беды»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 18:49, доклад

Описание работы

Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем лите­ратуры XX века. Причин тому много. Это и непреходящее осознание тех ничем невосполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации, и то, что из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности — тема войны оста­валась порой единственным островком под­линности в потоке надуманной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указа­ниям «свыше», должны были отражать борь­бу хорошего с лучшим. Но и правда о войне пробивалась нелегко, что-то мешало ска­зать ее до конца.

Файлы: 1 файл

Трудная правда о войне.docx

— 15.63 Кб (Скачать файл)

Трудная правда о войне (В. Быков «Знак беды»)

 

 

 

Тема Великой Отечественной  войны стала на долгие годы одной  из главных тем лите­ратуры XX века. Причин тому много. Это и непреходящее осознание тех ничем невосполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации, и то, что из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности — тема войны оста­валась порой единственным островком под­линности в потоке надуманной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указа­ниям «свыше», должны были отражать борь­бу хорошего с лучшим. Но и правда о войне пробивалась нелегко, что-то мешало ска­зать ее до конца.

Сегодня ясно, что невозможно понять со­бытия тех лет, человеческие характеры, если не учитывать, что 1941 году предшествовали страшный 1929 год «великого перелома», когда за ликвидацией «кулачества как клас­са» не заметили, как ликвидировано было все лучшее в крестьянстве, и 1937 год.

Одной из первых попыток сказать  правду о войне стала повесть  В. Быкова «Знак бе­ды». Книга стала этапной в творчестве бело­русского писателя. Ей предшествовали его произведения о войне, ставшие уже класси­кой литературы XX века: «Обелиск», «Сотни­ков», «Дожить до рассвета» и другие. После «Знака беды» творчество писателя обретает новое дыхание, становится более историч­ным прежде всего в таких произведениях, как «В тумане», «Облава».

В центре повести «Знак беды» — также человек на войне. Но не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петраком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован. В хате появляются полицаи, а за ними немцы. Они не показаны В. Быковым как намеренно зверствующие, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, — не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома воспринимать как рабочую скотину. И поэтому так неожиданно для них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекословно. Не позволить себя уни­жать — вот в чем сила сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуации. Степанида — сильный характер. Человеческое достоинство — вот главное, что движет ее поступками. «За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по кро­хам обрела свое человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя чело­веком, никогда уже не станет скотом» — так пишет В. Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот характер, — он размышляет о его истоках.

Необходимо задуматься о  смысле названия повести — «Знак  беды». Это из стихотворения

A.                   Твардовского, написанного в 1945 году: «Перед войной, как будто в  знак беды...» То, что творилось  еще до войны в деревне, стало  тем «знаком беды», о котором пишет В. Быков. Степанида Богатько, которая «шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрач­ках», поверила в новую жизнь, одной из пер­вых записалась в колхоз — недаром называ­ют ее сельской активисткой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, которую она ис­кала и ждала, в этой новой жизни. Когда тре­буют новых раскулачиваний, опасаясь по­дозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные

слова незнакомому мужчине в черной кожанке: «А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делается?» Не раз еще


Информация о работе Трудная правда о войне (В. Быков «Знак беды»)