Тургенев Иван Сергеевич (1818 - 1883)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:46, биография

Описание работы

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818 - 1883), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 21.07 Кб (Скачать файл)

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818 - 1883), русский писатель, член-корреспондент  Петербургской АН (1860). В цикле  рассказов «Записки охотника» (1847-52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических  романах «Рудин» (1856), «Дворянское  гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы  и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние  воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских  женщин. В романах «Дым» (1867) и  «Новь» (1877) изобразил жизнь русских  за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и  мировой литератур.

 

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич [28 октября (9 ноября) 1818, Орел - 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в  Санкт-Петербурге], русский писатель.

 

По отцу Тургенев принадлежал  к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские  годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и  ненавидеть крепостное право. В 1827 семья  переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах  и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное  отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту  пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая  любовь» (1860).

 

В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом  духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А. С. Пушкиным), а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения  «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в  основном не сохранившихся, и драматическая  поэма «Стено»).

 

В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить  образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного  на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого пребывания в  России в январе 1840 отправляется в  Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь  в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман  с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи  со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит  Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на службу в  Министерство внутренних дел.

 

В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным его сына), сближение с его окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым) изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной  поэме («Помещик», «Андрей», обе 1845) и  прозе, близкой принципам «натуральной школы» и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).

 

1 ноября 1843 Тургенев знакомится  с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом  определит внешнее течение его  жизни. В мае 1845 Тургенев выходит  в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской  революции 1848): опекает больного  Белинского во время его путешествия;  тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с  Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе,  Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести  «Петушков» (1848), «Дневник лишнего  человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется»,  «Провинциалка» (обе 1851), психологическую  драму «Месяц в деревне» (1855).

 

Главное дело этого периода  «Записки охотника», цикл лирических очерков  и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847; подзаголовок «Из записок охотника» был  придуман И. И. Панаевым для публикации в разделе «Смесь» журнала  «Современник»); отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее  добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874). Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые  выделенных из прежде не замечаемой или  идеализируемой народной массы, свидетельствовало  о бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой природной  гармонии (детализированная конкретика разнородных пейзажей), враждебной человеку, но неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной  словесности, «Записки охотника» стали  смысловым фундаментом всего  дальнейшего творчества Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего человека» (проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского  уезда»), и к осмыслению таинственного («Бежин луг»), и к проблеме конфликта  художника с душащей его обыденностью («Певцы»).

 

В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен  на съезжую (там был написан рассказ  «Муму»). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над  неоконченным романом, повестью «Два приятеля», знакомство с А. А. Фетом, активная переписка  с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.

 

До июля 1856 Тургенев живет  в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда редакция «Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и  А. Н. Островским; Тургенев принимает  участие в издании «Стихотворений»  Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием. Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к краткому, но едва не закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей  О. А. Тургеневой. Публикуются повести  «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка», «Фауст» (обе 1856).

 

«Рудиным» (1856) открывается  серия тургеневских романов, компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно  фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом  неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок «лишний  человек» Рудин; напрасно грезящий о  счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на счастье  для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859; события  происходят в обстановке близящейся «великой реформы»); «железный» болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником  героини (то есть России), но «чужой»  и обреченный смерти («Накануне», 1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический бунт («Отцы  и дети», 1862; пореформенная Россия не освобождается от вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а захваченные  страстью или идеей погибнут); зажатые  меж «реакционной» и «революционной»  пошлостью персонажи «Дыма» (1867); революционер-народник Нежданов, еще  более «новый» человек, но по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877); все они, вкупе  с второстепенными персонажами (при  индивидуальном несходстве, различии нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени  близости к автору), состоят в  тесном родстве, совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических  типов героического энтузиаста, Дон  Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср. программную статью «Гамлет  и Дон Кихот», 1860).

 

Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный  водоворот двусмысленных отношений  с Виардо и воспитывавшейся в  Париже дочерью. После трудной парижской  зимы 1856-57 (завершена мрачноватая  «Поездка в Полесье») он отправляется в Англию, затем в Германию, где  пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных  повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном ключе (статья Н. Г. Чернышевского  «Русский человек на rendez-vous», 1858), а  осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет  члениться на «европейский, зимний»  и «российский, летний» сезоны.

 

После «Накануне» и посвященной  роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником» (в частности, с  Н. А. Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с  «молодым поколением» усугубился романом  «Отцы и дети» (памфлетная статья М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени» в «Современнике», 1862; так называемым «расколом в нигилистах» во многом мотивирована позитивная оценка романа в статье Д. И. Писарева «Базаров», 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести «Призраки» (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и «Фаусте» мистические мотивы; эта линия получит развитие в «Собаке» (1865), «Истории лейтенанта Ергунова» (1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (оба 1877), «Песни торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883). Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе «Довольно!» (1865), воспринятом современниками как свидетельство (искреннее или кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного кризиса Тургенева (ср. пародию Ф. М. Достоевского в романе «Бесы», 1871).

 

В 1863 происходит новое сближение  Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в  Париже. Тургенев близко сходится с  Г. Флобером и через него с Э. и  Ж. Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника между русской и западными  литературами. Растет его общеевропейская  слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает  материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину  в Москве. В 1879-81 старый писатель переживает бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной, окрасившее его последние приезды  на родину.

 

Наряду с рассказами о  прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и Бабурин», 1874) и упомянутыми  выше «таинственными» повестями  в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные  и житейские воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все  основные темы его творчества, а  подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем  полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в  Петербурге вылились в массовую манифестацию.


Информация о работе Тургенев Иван Сергеевич (1818 - 1883)