Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 01:59, реферат
Николай Николаевич Носов родился в поселке Ирпень – недалеко от Киева, в семье актера. До революции учился в гимназии. В 1923 году, окончив школу-семилетку, Н.Носов пришел чернорабочим на кирпичный завод. В 19 лет он поступил в Киевский художественный институт, а затем перевелся в Государственный институт кинематографии в Москву. С этих пор творческая биография Николая Носова почти 20 лет была связана с кино. Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.
Биография_____________________________________________2
Творчество Н. Носова___________________________________ 3
Анализ произведения Н. Носова «Незнайка» ________________6
Юмористические рассказы. Анализ _______________________9
Заключение____________________________________________12
Список используемой
литературы____________________________________________13
Содержание
Николай Николаевич Носов
(23 ноября 1908 в Киеве – 27 июля 1976 в Москве)
Николай Николаевич Носов родился в поселке Ирпень – недалеко от Киева, в семье актера. До революции учился в гимназии. В 1923 году, окончив школу-семилетку, Н.Носов пришел чернорабочим на кирпичный завод. В 19 лет он поступил в Киевский художественный институт, а затем перевелся в Государственный институт кинематографии в Москву. С этих пор творческая биография Николая Носова почти 20 лет была связана с кино. Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.
С детства Носов увлекался
всевозможной техникой, мечтал даже стать
химиком. След этих увлечений в его
рассказах и сказках – их герои
все время что-то изобретают, переделывают,
совершенствуют. Мало кто знает, что
именно благодаря своей технической
одаренности Носов был
Начало его писательской биографии было необычным: подрастал сын, и Носов сочинял для него и его товарищей небольшие забавные рассказы. В 1938 году в журнале «Мурзилка» был опубликован его первый рассказ – «Затейники». В 1945 году вышел уже сборник рассказов под названием «Тук – тук- тук», а в 1947 году появился сборник «Ступеньки». Отдельные рассказы и дальше один за другим публиковались в журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейник», в газете «Пионерская правда».
Истории Николая Носова завоевали огромную популярность среди читателей.
Герои рассказов писателя обязательно заняты каким-нибудь интересным делом: строят инкубатор, разводят пчел, работают на огороде, ездят в лес за елкой или варят кашу. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.
Лучшая повесть Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома» была опубликована в 1951 году в журнале «Новый мир». Рассказывая о том, как два четвероклассника из отстающих учеников стали отличниками, писатель и не думает давать рецептов хорошей учебы. Его главный герой – симпатичный, живой мальчишка, свысока поглядывающий на свою сестренку-третьеклассницу, время от времени решающий «начать жизнь сначала», воспитывающий «железную волю». Его друг Костя Шишкин - добрый, мягкий, даже по-своему рассудительный, но у него свои понятия о жизни. Взял он у Вити тетрадь списать упражнение по русскому. «Что же это такое,- говорю я,- брал тетрадь без кляксы, а отдаешь с кляксой.
- Я ведь не нарочно посадил кляксу.
- Какое мне дело нарочно или не нарочно.
- Зачем мне клякса?
- Как же я отдам тебе тетрадь без кляксы, когда уже есть клякса. Другой раз будет без кляксы».
Главный редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский, опубликовав его повесть, ввел Николая Носова во «взрослый» литературный мир. С этого момента к детскому писателю пришла настоящая известность. В 1952 году коллектив «Нового мира» выдвинул повесть на соискание Государственной премии СССР. После вручения премии Носов оставил кино и занялся литературой как профессионал.
В 1954 году вышла повесть «Приключения Незнайки и его друзей».
Герои ее – забавные сказочные человечки, «коротышки», ростом с небольшой огурец, но в общем очень напоминающие обыкновенных мальчишек и девчонок. При чтении сказки Носова остается впечатление великолепной, яркой, полной выдумки игры, в которую вместе с детьми играет умный наставник.
За трилогию о Незнайке в 1969 году писатель еще раз был удостоен престижной Госпремии.
В последние годы жизни Н.Носов создал книгу раздумий о том, как растет человек – «Повесть о моем друге Игоре». Уже по названию видно, как уважительно относится писатель к детству, каким вдумчивым педагогом был по отношению к своему собственному внуку.
Игорь Петрович Носов – внук писателя Н.Н.Носова, фотокорреспондент в ИТАР-ТАСС, жил с дедом до семи лет, рассказывает:
«- От деда у меня два главных впечатления. 1) Всегда был занят. 2) Всегда со мной играл. Или писал, или играл. Обожал сына, моего отца, обожал меня. Не знаю, кого больше. Практически не пил. Курить бросил лет в сорок. Привлекал женщин: коммуникабельный, видный. Забивал гвозди, сверлил дырки. Рисовал, лепил. Сделал что-то вроде кондиционера: в металлической коробке лампа; лампа нагревает воздух; воздух по трубе поступает от балконной двери... и т.д. Тоже игра. Очень обязательный, жесткий. Жесткость не в том, что подавлял, а в том, что не терпел необязательности других. Очень умный. Волевой. Хитрый. Осторожный. На политические темы не говорил. Собирал материалы, готовясь написать о Ленине-ребенке. Но не написал. Коммунистом не был. Алексин жаловался, что Носов не ходит на собрания писательского кооператива. Дачу снимал в Вострякове, в Голицыне. Связан ли его юмор с характером окружавших в детстве украинцев? Трудно сказать. Любил Гоголя. Не терпел Достоевского, тот угнетал его своей мрачностью. О его родителях от него ничего не слыхал. Ни о жизни до революции, ни после. Это относилось к тому, о чем дед помалкивал. Почему, неясно. Любил покупать мне игрушки. Помню, как мы ездили в «Лейпциг», еще старый, на Ленинском. Он купил немецкие машинки. Сам любил с ними играть.
Последние два года дед не выходил из дома, не гулял. Лечили желудок, а болело сердце. Я поехал на рыбалку с дядьями, наловили карасей, сделали уху. Привезли ему. Мы вместе ели. Он ел с аппетитом. Казалось, что выздоровел. А через два дня на дачу приехала сестра его жены Тамара. Сказала: умер дедушка. Ночью. Во сне. Я это услышал, было хорошее утро, так не вязалось. Мне было четырнадцать лет. Его архив хранится у отца, у меня. Неопубликованного мало. Книги выходят. Он продолжает нас подкармливать. Мы не жадничаем, не рвемся получать от издателей большие гонорары».
А автобиографическая повесть о собственном детстве Н.Носова «Тайна на дне колодца», которую интересно читать и детям, и взрослым, вышла в свет, к сожалению, уже после смерти писателя.
Анализ произведения Н. Носова «Незнайка»
В эпоху холодной войны
Николай Носов написал
Мне кажется, что на эту книгу надо обратить
особое внимание. Трудно назвать какое-нибудь
детское литературное произведение, где
так рельефно было бы показано непримиримое
идеологическое противоборство капитализма
и социализма (бесспорно, оценка Носовым
этого противостояния однозначна - иного
и не могло быть в советской литературе
того периода). Любимый всеми детьми герой
Незнайка попадает на Луну - мир товарно-денежных
отношений, общества, где святыми являются
институты частной собственности и свободы
предпринимательства, где мерилом достоинств
и качеств человека является его капитал.
Здесь действуют иные законы, совсем не
похожие на порядки незнайкиной страны
идеального коммунизма.
Книга чрезвычайно идеологизирована.
Писатель яркими красками расцвечивает
ужасы буржуазного мира: нищету, безработицу,
безнравственность. Социалистический
реализм, приверженцем которого был и
Носов, проводил обработку сознания человека
с раннего детства, внедряя в мировоззрение
читателя понятие о "плохих" капиталистах,
с которыми нужно беспощадно бороться,
создавая "образ врага". Необходимо
было дать подрастающему поколению коммунистическую
идеологию, подчеркнуть все преимущества
социалистической системы над "загнивающим
капитализмом".
Это Носову удалось просто блестяще. В
его книге доводятся до гротеска все недостатки
институтов системы бизнеса. Так, фондовая
биржа предстает перед читателем как Давилонская
баржа, монополистические объединения
- в виде больших бредламов. Карикатурно
изображается полиция, которая, по Носову,
совершенно не следит за соблюдением юридических
норм в правовом государстве. Сатирически
показана деятельность субъектов гражданского
общества. На фоне всего этого резким контрастом
выступает общественное устройство земных
коротышек, напоминающее порядки в "Городе
Солнца" Кампанеллы или на острове Утопия
из книги Томаса Мора. Юный читатель не
может устоять перед силой носовских аргументов.
Он твердо становится на сторону земных
коротышек - предвестников коммунизма
"светлого будущего".
В то же время, несмотря на всю идеологизированность
произведения, нельзя назвать писателя
необъективным. Коротышки в социалистическом
мире Цветочного и Солнечного городов
лишены важнейших стимулов к труду, предпринимательству,
активной производственной деятельности.
Из-за этого процветают тунеядцы: Пончик,
Незнайка, Гунька. В капиталистическом
мире Луны эти стимулы активно работают,
поскольку в действие вступают механизмы
товарно-денежных отношений, свободы предпринимательства
и частной собственности. Носов рассказывает
о системе маркетинга, созданной лунными
коротышками для удовлетворения своих
нужд и потребностей. Он говорит о возможности
акционерных обществ аккумулировать средства
населения для проведения научно-технических
исследований, ведущих к прогрессу.
Объективность автора проявляется и в
характеристике персонажей. Можно обратить
внимание и на жесткую, подчас авторитарную,
власть Знайки - лидера системы социализма
земных коротышек. Чего, например, стоят
его слова: "Прекратить сейчас же всяческие
разговоры! Дисциплина прежде всего. Попрошу
всех построиться в одну шеренгу. Ну-ка,
быстренько! Быстренько! И ты, Пилюлькин,
становись тоже... Так! Все на месте? А теперь
шагом марш в ракету для принятия пищи!"
Отлет на Луну Незнайки и Пончика можно
рассматривать как бунт двух неординарных
личностей, не вписывающихся в установленные
рамки, против социалистических отношений
и системы управления ими, сковывающих
инициативу и предприимчивость, ограничивающих
рамки свободы.
Даже окончательная победа социализма
над капитализмом осуществляется не в
результате борьбы народа с его поработителями-капиталистами
и "вселунной" революции (что соответствовало
бы догмам учебников марксизма-ленинизма),
а совершенно фантастическим образом.
Коротышкам удается разрешить проблему
редкости экономических благ (по крайней
мере, бесконечно раздвинуть границы области
производственных возможностей) за счет
резкого увеличения КПД всех отраслей
промышленности в результате использования
невесомости и внедрения в агротехнику
гигантских земных растений. Решение неразрешимой,
с точки зрения современной экономической
теории, проблемы редкости автоматически
приводит к смене формаций. Носов понимает,
что система капиталистических отношений
далеко не изжила себя и обладает возможностями
воспроизводства и самосовершенствования.
Огромным достоинством книги является
ее информативность. Автор знакомит юного
читателя с основными этапами развития
рыночного хозяйства: промышленным переворотом,
разорившем мелких производителей (вроде
солеразработчика Пончика), государственно-
Необходимо обратить внимание и на еще
один аспект. Те пороки капиталистической
системы, о которых аллегорически рассказывал
Николай Носов в своем произведении, бурно
расцвели в современном российском обществе.Агрессивные
рекламные кампании, проводимые нечистоплотными
бизнесменами, заведомая дезинформация
потребителей, грабежи и убийства, фатальная
неспособность государства решить проблему
преступности - разве не встретили мы все
это в России после вступления ее на путь
реформ? Разве паника на Давилонской барже
не напоминает "черный вторник" на
ММВБ, а крах Акционерного общества гигантских
растений - рухнувшую пирамиду АО "МММ"?
Носов как бы предупреждает об опасностях,
подстерегающих нас на каждом шагу в далеко
не однозначной системе рынка.
Я не могу назвать роман Носова детской
сказкой. Мне кажется, что его книга - "сказка"
для взрослых, раскрывающая перед читателем
весь спектр проблем, стоявших и стоящих
перед современным обществом.
Юмористические рассказы («Фантазеры», «Огурцы», «Мишкина каша», «Живая шляпа» и др.). Своеобразие психологических характеристик героев, юмор
Рассказ «Живая
шляпа» останется актуальным
всегда. Этот веселый рассказ
был любимым у многих в
Такие или другие, подобные «ужасы» частенько посещают маленьких детей. А рассказ Носова «Живая шляпа» является как бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют «придуманные» страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.
Сила жизнеутверждения является общей чертой детской литературы. Оптимистично само жизнеутверждение детства. Маленький ребенок уверен, что мир, в который он пришел, создан для счастья, что это правильный и прочный мир. Такое чувство - основа нравственного здоровья малыша и будущей способности к творческому труду.
Рассказ о честности – «Огурцы» Н. Носова. Сколько переживаний досталось Котьке за колхозные огурцы! Не понимая того, что сделал плохо, он радуется, неся огурцы с колхозного поля домой маме, никак не ожидая ее сердитой реакции: «Сейчас же неси их обратно!». И сторожа он боится - только успели убежать и порадоваться, что он не догнал - а тут надо идти и добровольно «сдаваться». Да и поздно уже - на дворе темно, страшно. Но зато, когда Котька вернул огурцы сторожу, на его душе и радостно было, да и дорога домой теперь была для него приятной, не страшной. Или он стал смелее, увереннее в себе?
В рассказах Носова нет «плохих». Он строит так свои произведения, что дети не замечают, что их учат вежливому, уважительному отношению ко взрослым, учат жить в согласии и мире.
На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий ко всему происходящему героя - мальчишки, по-своему, нередко отношение очень непосредственно освещающего те или иные художественно достоверные события. Это проникновение в психологию героя, оценивающего всё со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла.
Если вспомнить героев рассказа «Мишкина каша», «- Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрешь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!». Просто диву даешься их самостоятельности и умелости! Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:
- Сыпь побольше. Есть очень хочется!
Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.
- Не много ли воды? - спрашиваю. - Размазня получится.
- Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.
Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.
Ну, не смогли они кашу сварить, но ведь плиту растопили, дрова подкладывают. Воду из колодца достают - утопили ведро, правда, но кружкой, кастрюлей все-таки достали. «- Чепуха! Сейчас принесу. Он взял спички, привязал к ведру веревку и пошел к колодцу. Через минуту возвращается.
- А вода где? - спрашиваю.
- Вода... там, в колодце.
- Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?
- И ведро, - говорит, - в колодце.
- Как - в колодце?
- Так, в колодце.
- Упустил?
- Упустил.»
Пескарей почистили и, глядишь, поджарили бы, если б масло не сгорело. «- Чудаки мы! - говорит Мишка. - У нас же пескари есть!
Я говорю:
- Некогда теперь уже с пескарями возиться! Скоро светать начнет.
- Так мы их варить не будем, а зажарим. Это ведь быстро - раз, и готово.
- Ну давай, - говорю, - если быстро. А если будет, как каша, то лучше ненадо.
- В один момент, вот увидишь».
А главное, нашли верное решение - кашу сварить попросили соседку, а сами за это ей огород пропололи. «Мишка говорил:
- Сорняки - это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!». Так и бурная энергия и фантазия в сочетании с переоценкой своих возможностей и отсутствием жизненного опыта часто ставят малышей в смешное положение, которое еще больше обостряется от того, что неудача не обескураживает их, а, напротив, является обычно источником новых фантазий и неожиданных действий.
Николай Николаевич так умело прятался за маленьких героев, что казалось, будто они сами, безо всякого участия автора рассказывают о своей жизни, о горестях, радостях, проблемах и мечтах. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.
Рассказы Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде, и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса»), и о дурной привычки учить уроки, включив радио («Федина задача»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понять взаимоотношения между людьми.
Герои произведения Носова активно стремятся к познанию окружающего: то они обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки («Шурик у дедушки»), то целый день трудились – «строили снежную горку» («На горке»).