Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 06:53, доклад
Есипов Савва (первая половина XVI I в.) — дьяк тобольского архие
рейского дома, автор Есиповской летописи. Происхождение и даты жизни
неизвестны. Должность дьяка тобольского архиерейского дома занимал
при архиепископах Макарии (1625—1635 гг.; возможно, именно с ним Е.
и приехал в Сибирь), Нектарии (1636—1640 гг.), Герасиме (1641 —
1650 гг.). В известных нам документах упоминается впервые в 1635 г.,
когда после смерти Макария получает 200 рублей «для его архиепископля
помину и на всякие расходы» и участвует в составлении описи имуще
ства тобольского Софийского дома (Ромодановска я Е. К. Русская
литература., с. 52) ; последнее упоминание относится к 1643 г., когда
по поручению Герасима Е. привозит в Москву документы о восстании
служилых в Нарыме. Наиболее
Есипов Савва (первая половина XVI I в.) — дьяк тобольского архие
рейского дома, автор Есиповской летописи. Происхождение и даты жизни
неизвестны. Должность дьяка тобольского архиерейского дома занимал
при архиепископах Макарии (1625—1635 гг.; возможно, именно с ним Е.
и приехал в Сибирь), Нектарии (1636—1640 гг.), Герасиме (1641 —
1650 гг.). В известных нам документах упоминается впервые в 1635 г.,
когда после смерти Макария получает 200 рублей «для его архиепископля
помину и на всякие расходы» и участвует в составлении описи имуще
ства тобольского Софийского дома (Ромодановска я Е. К. Русская
литература., с. 52) ; последнее упоминание относится к 1643 г., когда
по поручению Герасима Е. привозит в Москву документы о восстании
служилых в Нарыме. Наиболее
близок Е. к Нектарию, который писал в 1638 г., что среди бывших до
него служащих Софийского дома только «старый дьяк Савва Есипов» не
«умышляет» на нового владыку; видимо, поэтому Нектарий оставляет Е.
на старой должности, отрешив от нее привезенного им из Москвы дьяка
Семена Хломова (Ромодановска я Е. К. Русская литература.,
с. 52,34) . Литературная деятельность Е. тесно связана с предпринятой Некта
рием пропагандой христианской идеологии. В Тобольске им создана Еси-
повская летопись (1636 г.), подписанная его именем, а также, возможно,
ранняя редакция Сказания о' явлении Абалацкой иконы Богородицы
(1641 г.). М. Н. Сперанский предположительно атрибутировал Е. Повесть
о городах Таре и Тюмени (между 1636 и 1642 гг.), но эта гипотеза тре
бует дополнительных доказательств (см.: Сперански й М. Н. Повесть
о городах Таре и Тюмени. — В кн.: Труды Комиссии по древнерусской
литературе. Л., 1932, т. I, с. 24—25). Для всех этих произведений харак
терны идеологическая и стилистическая близость, философия провиден
циализма, стремление «просветить» читателя основами христианского
учения и прославить становление христианства на Сибирской земле,
а также общность источников.
Есиповская летопись («О Сибири и сибирском взятии», «О Сибирстей
стране, како изволением божиим взята бысть от русскаго полка, собран-
наго и водимаго атаманом Ермаком Тимофеевым и своею храброю пре
доброю дружиною и со единомысленною», «О Сибирстей стране и о взя
тии Сибири», «Списание о Сибирский земле», «Описание о Сибирской
земле», «Описание известительное о Сибирской стране, как изволением
божиим взято бысть православными христианы у бесерменских царей»,
«Сказание о Сибирской стране», «Сказание о взятии царства Сибирского
от донского атамана Ермака с товарищи в 7088 году, о присылке на
воеводство князя Семена Волконского и о поставлении града Тобольска»)
повествует об истории присоединения Сибири к России. Основная (автор
ская) редакция ее отличается стройностью и четкостью концепции, по
которой Ермак с его отрядом рисуется как «меч обоюдоострый», как
орудие бога в борьбе с неверными. После обширного вступления, где
говорится о династической истории сибирских князей и о причинах
божьего гнева на Сибирь (главными являются «гордость» Кучума и его
«неверие»), Е. начинает свой рассказ о появлении казаков в сибирских
пределах, на реке Тавде. Ни о происхождении отряда, ни о причинах его
появления, как вообще о предыстории похода, Е. не упоминает, так как
изображение реальной земной жизни Ермака и его сподвижников может разрушить создаваемый образ божественного избранника. Описание са
мого похода у Е. вполне реально: в хронологическом порядке следуют
события сибирской истории — битвы, победы и поражения, взятие кре
постей и построение острожков, завершающиеся известием о гибели Ку-
чума; это — естественная развязка сюжета, построенного на широко из
вестном мотиве о божественном наказании гордого царя. Оканчивается
летопись сообщением об основании тобольской епархии и о приезде
в Сибирь первого архиепископа Киприана. Все построение летописи сви
детельствует, что она создается Е. прежде всего как политическая
история Сибирской страны и стоит в ряду официальных мероприятий
русского правительства, проводимых в 30-х гг. XVII в. в связи с осозна
нием значения Сибири.
Непосредственными источниками Есиповской летописи, как указал
сам автор, послужили Синодик ермаковым казакам и Написание казаков
о походе Ермака Тимофеевича, составленное участниками похода. Слова
Е. о том, что он распространил какой-то предшествующий текст, вызвали
ряд гипотез о существовании более ранней краткой летописи, послужив
шей основой для творчества Е. (Бахрушин С. В. Очерки..., с. 31
(изложение концепции А. М. Ставрович); Дергачева-Скоп Е. И.
Из истории литературы..., с. 123—132). Высказывалось мнение, что та
ким летописным источником Е. была летопись Строгановская (см.: Сер
гее в В. И. У истоков сибирского летописания. — ВИ, 1970, № 12, с. 48—51). Вопрос о взаимоотношениях Есиповской и Строгановской летописей
вызвал длительную полемику от времен Карамзина до наших дней (см.
обзор точек зрения: Андреев А. И. Очерки по источниковедению Си
бири. 2-е изд. М.; Л., 1960, вып. 1 (XVII в.), с. 195—226), но наиболее
справедливым представляется мнение С. В. Бахрушина о том, что их авторы
независимо друг от друга использовали «один и тот же первоисточник,
то „Написание", которое принесли казаки преосв. Киприану» (Бахру
шин С. В. Очерки..., с. 30). Свои литературные источники и образцы Е.
выбирает из традиционной исторической и агиографической литературы
(Казанская история, Сказание о Мамаевом побоище и т. п.). Широко
используется Библия; на основе цитат из Русского хронографа компили
руются красочные описания битв и риторические тексты, содержащие
общую оценку событий (см.: Ромодановская Е. К. Русская литера
тура., с. 115-116, 120-124). Есиповская летопись имела широкое распространение (в настоящее время известно 29 списков), прежде всего в Сибири, где вызвала к жизни целую группу родственных памятников. Среди них Румянцевская летопись
представляет сокращенный текст летописи Е., Забелинская редакция — ее
беллетристическую обработку; Абрамовский летописец продолжает не
сколько переработанный текст основной редакции за счет включения
позднейших сведений. По такому же типу на основе труда Е. во второй
половине XVII в. создается Сибирский летописный свод (см.: Дворец-
кая Н. А. Сибирское летописание второй половины XVII века: (Сибир
ский летописный свод). Автореф. канд. дис. Л., 1980), составитель кото
рого вставил в текст Е. найденные им рассказы о разбойничестве Ермака на Волге, противоречащие главной авторской идее, и дополнил его офи
циальными сведениями о дальнейшей истории Сибири. Таким образом,
летопись, созданная в церковных кругах, стала важнейшей частью свет
ского (городового и воеводского) летописания; она же послужила глав
ным источником для позднейших летописей С. У. Ремезова и И. Л. Че
репанова. В несколько переработанном виде Есиповская летопись попала
в хронографы (ГБЛ, собр. Румянцева, № 457; ГИМ, собр. Вострякова,
№ 899), общерусские летописные своды, Окладную книгу Сибири 1696—
1697 гг. (Ромодановская Е. К. О летописной части Окладной книги
Сибири 1696—1697 гг.— В кн.: Рукописная традиция XVI—XIX вв. на
востоке России. Новосибирск, 1983).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Куйбышевский филиал
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный педагогический университет»
Доклад
Тема:
«Творчество Саввы Есипова»
Выполнила: Смык Вера
г. Куйбышев, 2011