Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 08:16, доклад
Творчество Солженицына в последнее время заняло подобающее ему место в истории отечественной литературы 20 века. Современные последователи творчества Солженицына больше внимания уделяют, на мой взгляд, политическим, философским, историческим аспектам. Лишь касаясь
художественных особенностей произведений, очень многое остается за пределами внимания критики.
А ведь книги А. И. Солженицына – это история возникновения, разрастания и существования Архипелага ГУЛАГ, ставшего олицетворением трагедии России 20 века. От изображения трагедии страны и народа неотделима тема страдания человека, проходящая через все произведения. Особенность книги Солженицына в том, что автор показывает «противостояние человека силе зла…»
Творчество Солженицына в последнее время заняло подобающее ему место в истории отечественной литературы 20 века. Современные последователи творчества Солженицына больше внимания уделяют, на мой взгляд, политическим, философским, историческим аспектам. Лишь касаясь
художественных особенностей произведений, очень многое остается за пределами внимания критики.
А ведь книги А. И.
Каждое слово и точно, и верно. Герои произведений настолько мудры.
Солженицын вернул в литературу героя, в котором соединились терпение, разумность, расчетливая сноровистость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не потеряв лица, мудрое понимание и правых, и виноватых, привычка напряженно думать «о времени и о себе».
С 1914 года начинается для «всей
земли нашей» «страшный выбор».
«… И одна революция. И другая
революция. И весь свет
Цель моей дипломной работы – выявить особенности художественного исследования жизни писателя, диапазон идейно – художественных исканий Солженицына. Это наиболее трудный и важный вопрос для понимания задач, которые автор поставил перед собой.
Большой писатель – всегда фигура неоднозначная. Вот и в творчестве Солженицына трудно понять и осознать, принять все безоговорочно, разом.
Солженицын. Человек, прошедший по фронтам Великой Отечественной и арестованный в конце ее как изменник Родины. Тюрьмы, лагеря, ссылка и первая реабилитация в 1957 году. Смертельная болезнь – рак – и чудесное исцеление. Широкая известность в годы «оттепели» и замалчивание в пору застоя. Нобелевская премия по литературе и исключение из союза писателей, мировая слава и изгнание из СССР… Что значит Солженицын для литературы нашей, для общества? Задаю себе этот вопрос и задумываюсь над ответом… я считаю, что в мире сейчас писатель номер один – Солженицын, а вершиной
русской новеллистики является, на мой взгляд, «Матренин двор». Хотя вхождение в литературу обычно связывают с «Одним днем Ивана Денисовича».
Эту повесть выдвигали на Ленинскую премию. «Иван Денисович» стал для всех откровением. Это было открытием лагерной темы.
«Матренин двор» стал откровением
для меня. Нет, до этого
работали Овечкин, Абрамов,
И на каком художественном уровне! А язык?! Солженицын – явление русской литературы, художник мирового масштаба.
Оставаясь в любви к своей
Родине, земле, людям, Солженицын
в то же время поднимается
до трагических, страшных
Весь творческий процесс
Всегда немножко впереди, выше. И всегда должен иметь возможность оглянуться назад, осмыслить время.
Как сложно настоящему художнику творить. Надо иметь огромное мужество, благородство и культуру – внутреннюю культуру, – чтобы подняться над своими обидами.
Присутствие в мире Александра Исаевича, его работа, его честь – путеводная звезда. Чтобы мы не совсем уж в темном углу – то тыкались, на бревна не натыкались – освещает он нам путь.
Аскетизм, высочайшее самоотречение, когда человек так поглощен своим творческим трудом, что все земное отпадает.
Совестливый художник, просто хороший писатель Солженицын написал просто русского человека с достоинством. Можно его на колени поставить, но унизить трудно. А унижая простой народ, любая система унижает прежде всего себя.
Матрена, Иван Денисович и
И герою, и повествователю (здесь очевидное основание их единства,
выраженного в речевой стихии произведения) доступен то специфически русскийвзгляд на действительность, который принято называть народным. Именно опыт чисто «мужицкого» восприятия лагеря как одной из сторон русской жизни 20 века и проложил путь повести к читателю всей страны.. Солженицына интересовал сам народный характер и его существование «в самой нутряной России – если такая где – то была, жила, в той самой России, которую ищет повествователь в рассказе «Матренин двор». Но он находит не нетронутый смутой 20 века островок естественной русской жизни, а народный характер, сумевший в этой смуте себя сохранить. «Есть такие прирождения ангела, 0 писал в статье «Раскаяние и самоограничение» писатель, как бы характеризуя и Матрену, - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это – праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, -- и тут же «погружались опять на нашу обреченную глубину» (Публицистика, т. 1, с. 61). Так в чем суть праведность Матрены? В жизни не по лжи, скажу теперь словами самого Солженицына, произнесенными значительно позже. Она вне сферы героического или исключительного, реализует себя в самой что ни на есть обыденной, бытовой ситуации, испытывает на себе все «прелести» советской сельской жизни 50 – х годов: проработав всю жизнь, она вынуждена хлопотать пенсию не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны, отмеривая пешком километры и кланяясь конторским столам. Не имея возможности купить торф, который добивается везде вокруг, но не продается колхозникам, она, как и все ее подруги, вынуждена брать его тайком. Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства сельской колхозной жизни 50 – х годов с ее бесправием и надменным пренебрежением обычным, несановным человеком.
Праведность Матрены, на мой взгляд, состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях.
Но кому противостоит Матрена, иными словами, в столкновении с какими силами проявляется ее сущность?
В столкновении с Фадеем, черним
стариком, представшим перед
«Стал на пороге», -- рассказывает Матрена. – Я как закричу. В колена б ему бросилась!.. Нельзя… Ну, говорит, если б то не брат мой родной – я бы вас порубал обоих!» Многие последователи полагают, что рассказ «Матренин двор» скрыто мистичен.
Уже в самом конце рассказа,
после смерти Матрены,
«Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.
Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.» как бы тяжела и неотвратима ни была судьба, она только ярче проявляет мир человеческого в каждом из людей. Содержание рассказа убеждает, что идейно – художественные искания Солженицына находятся в сфере христианско – православного мировоззрения. Разные стороны жизни русской деревни 50 – х годов отражены им в рассказе, но нравственно – духовное содержание является в нем доминирующим. Героиня Солженицына неистово набожна, хотя рассказчик подмечает, что никогда даже не видел, чтобы она молилась. Матрена как бы освящена особой святостью, не всегда понятой окружающим. А какого отношение к героине самого автора? Дело в том, что в рассказе, кроме образа автора, писатель создает и образ рассказчика, который дает ярко выраженную оценку происходящему. Например, оказавшись в поисках жилья в доме Матрены, он вдруг понял, что уже никуда отсюда не уйдет. И я понимаю, что «пришелец» внутренне, интуитивно уже расположен к Матрене. И далее он оценивает хозяйку дома прямо, не скрывая своего отношения к ней в подтексте, как это чаще всего бывает в художественном произведении. Рассказчик подмечает деликатность Матрены: она рано утром готовит завтрак и почти бесшумно двигается, чтобы не потревожить своего постояльца. Убедительно звучат его слова о безгрешности героини. Матрена интересна постояльцу, и он отмечает в ней каждую симпатичную ему черточку натуры, например, особенность отвечать на любое доброе слово светлой улыбкой, быстро забывать в работе все свои несчастья.
Образ рассказчика тесно связан с образом автора, родственен ему. Особенность «Матренина двора», на мой взгляд, состоит в том, что главная героиня раскрывается не только через восприятие постояльца и не только через его личные отношения с ней. Я узнаю Матрену и через ее участие в происходящих событиях, в описании которых слышался голос автора, но еще явственнее он звучит в обрисовке того, что происходит на глазах рассказчика. И здесь оба они становятся почти не различимыми. Именно автор позволяет увидеть чернь в экстремальных условиях, когда активно действующим лицом становится и сам рассказчик.
Невозможно не заметить, с какой
самоотверженностью Матрена
«Не похожая на других», «
Билет №14 Вопрос №2.
«Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» даёт яркое представление о выдающемся художественном таланте писателя, его верности правде в литературе. Написанный на подлинной жизненной основе, он рисует очень яркий и психологически достоверный образ деревенской женщины, Матрёны Васильевны.
Своё повествование о главной героине автор начинает с описания дома, хозяйства и быта, затем плавно переходит её к образу. Дом Матрёны большой, но обветшалый и неухоженный, был построен «давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти». Лучшую приоконную часть избы занимали табуретки и лавки, заставленные «горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». В избе, кроме Матрёны Васильевны, обитали кошка да мыши и тараканы, спасавшиеся от неё за обоями, наклеенными в несколько слоёв. «Кошка была немолода, а главное - колченога. Она из жалости была Матрёной подобрана и прижилась». Это характеризует главную героиню как человека чуткого к чужому горю, старающегося всегда помочь. Удивительно то, что ни мыши, ни тараканы ничуть не притесняли хозяйку дома, казалось, они давно стали неотъемлемой частью её жизни. В их шорохе «не было ничего злого, в нём не было лжи. Шуршанье их - была их жизнь». Матрёна не желала ни в коем случае травить этих обитателей, так как всей душой переживала за, то, что может погибнуть её любимица - кошка, частенько питавшаяся ими. Хозяйство героини так же представляла кормилица - грязно-белая коза. Матрёна вставала в четыре часа утра, доила козу и варила картошку в трёх чугунках: себе, козе и постояльцу Игнатичу, повествователю рассказа. «Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе - мелкую, а мне - с куриное яйцо». Таким образом, главная героиня предстаёт перед читателями гостеприимной и добродушной хозяйкой.