Творчество У. Теккерея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 19:08, реферат

Описание работы

Уильям Мейкпис Теккерей был современником чартистского движения и европейских революций 1848 года. Его творчество отразило настроения народных масс, и хотя сам писатель не был сторонником идеи социальной революции, его сатирический смех заключал в себе большую разрушительную силу, был направлен против господствующих классов. Сатирические обобщения Теккерея имеют вполне определённый социальный смысл, они антибуржуазны по своему характеру. Творчество Теккерея народно в своей основе.
Теккерей — писатель-сатирик.

Файлы: 1 файл

У. Теккерей. Реферат.docx

— 44.98 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем она пытается отбить, у Эмилии мужа, легкомысленного Джорджа. Опять просчет: не Бекки, а смерть на поле боя лишает Эмилию любимого человека.

Бекки обманывает своего мужа, преданного ей Родона, совершенно равнодушна к маленькому сыну. От ребенка требуется одно: не мешать ей развлекаться по вечерам и спать до полудня днём. Сын помещён где-то в мезонине, и, когда по вечерам сверху доносится его плач, не Бекки, а отец спешит к ребенку. Позднее подросший мальчуган с восторгом любуется своей матерью в из изумительных туалетах: она представляется ему недоступным, ослепительным божеством. «Детям свойственно обожать мать, но этот малыш боготворил камень», - говорит писатель.

Бекки хорошо чувствует себя в атмосфере обмана. Они с мужем обманывают всех - кредиторов, лавочников, прислугу. Но Бекки просчитывается многократно именно потому, что она не верит в искренние чувства и добрые побуждения других людей. Так, она глубоко ошиблась в своем муже. Родон Кроули, когда она вышла за него, был авантюристом вроде самой Бекки, но только гораздо глупее ее. Таким он и остался в ее глазах. Безграничное доверие к ней, восхищение заставляли его слушаться ее. Бекки уверенно вела его от бездны к бездне. Родон содержит семью шулерством и темными махинациями. Но любовь к жене и ребенку становится его святыней. Он нежно привязан к своему мальчику, именно он воспитывает его, И это во многом очищает его душу, способствует его перерождению. Ради того, чтобы быть представленной королю и получать деньги и ценные подарки, Бекки становится любовницей старого, отвратительного вельможи, маркиза Стайна. Она уверена, что муж знает об ее измене и сознательно торгует своей женой. Чтобы на время отделаться от Родона, Бекки через подставных лиц отправляет его в долговую тюрьму, а сама спокойно веселится с маркизом Стайном. Но долги Родона заплачены его родственницей, он внезапно возвращается домой и застает жену с маркизом. До сих пор он не догадывался об измене, верил в любовь жены. Избив всесильного вельможу , он порывает с женой и уезжает в колонии.

Если на примере Родона Теккерей показывает сложность человеческой натуры, то и сама Бекки при всем ее корыстолюбии и эгоизме оказывается способной на добрый порыв. Ей смешно и в какой-то мере грустно наблюдать безрадостную жизнь Эмилии, которая, потеряв любимого мужа на войне, 15 лет хранит ему верность и упорно отказывает любящему её благородному человеку, майору Доббину. Доббин – злейший враг Бекки, он презирает ее и не скрывает своего презрения; но в один прекрасный день Бекки начинает уговаривать подругу стать его женой. Она показывает Эмилии любовную записку, когда-то написанную Джорджем, мужем Эмилии: в этой записке он предлагал Бекки бежать с ним, выражал намерение бросить жену. Кумир сердца Эмилии разбит вдребезги, и она выходит за Доббина. Устроив счастье двух людей, которых она ненавидела, Бекки исчезает. Верный, хотя и неожиданный штрих, внесённый Теккереем в образ Бекки, заставляет читателя задуматься над сложностью жизни, над тем, какие богатые возможности загублены в этой женщине, ничего не видевшей вокруг, кроме зла.

В романе много великолепных сатирических образов, среди которых особенно запоминаются старый скупец баронет Питт Кроули, невежественный и грубый, несколько напоминающий гоголевского Плюшкина; его сыновья и его брат Бьют Кроули; его тетушка, обладательница огромного состояния престарелая мисс Кроули, наследства которой ожидает все громадное семейство. Ради денег каждый из Кроули готов перегрызть горло своему конкуренту. Корыстные интересы и низменные страсти делают близких друзей врагами.

В ряду аристократических снобов находится и маркиз Стайн. Этот умудрённый жизненным опытом престарелый вельможа, циничный и умный, являет собой образец развращённого до мозга костей богача. Это человек с тёмным прошлым и воровскими замашками, но он сумел приобрести себе титул и огромное состояние, женился на знатной аристократке и считается столпом общества. Фигура маркиза Стайна по обилию злодейских черт, действительно, близка народному кукольному театру. Он жесток, развратен, тиранит свою семью, его интриги приносят вред Англии.

Этому миру стяжателей, деспотов, карьеристов противопоставлены три-четыре положительных фигуры: Эмилия Седли, майор Доббин, добрая и отзывчивая леди Джейн Кроули, старая ирландка Пегги О’Дауд.

Эмилия Седли - милое, кроткое существо с необычайно печальной судьбой. Ее отец разорен, и, воспитанная в роскоши, она проводит жизнь на грани нищеты, преданно ухаживая за своими больными старыми родителями. Ее муж убит через несколько месяцев после свадьбы в бою под Ватерлоо. Она обожает сына, родившегося уже после смерти отца, но вынуждена расстаться с ним, отдать его на воспитание деду: у нее нет денег, чтобы дать мальчику образование.

Вопрос о том, можно ли считать Эмилию положительной героиней романа, спорен. Дело в том, что Теккерей не скупится на иронические замечания по адресу Эмилии и этим ставит в тупик читателей. Но, если вдуматься, он передает таким образом мнение света об Эмилии, мнение досужих сплетников и сплетниц. Для них Эмилия - ограниченное, слабое, жалкое существо; Теккерей смотрит на нее иначе.

То, что Эмилия влюбилась в отроческие годы в красавца Джорджа Осборна (к тому же предназначенного ей в женихи) и не замечала некрасивого Доббина, не говорит об ее ограниченности. В дальнейшем она оценила преданность Доббина, привыкла дружески думать о нем, дружба понемногу переросла в любовь. Характерно, что, когда Бекки открыла ей глаза на ее покойного мужа и посоветовала вызвать Доббина письмом, оказалось, что письмо уже отослано: Эмилия уже решилась изменить свою судьбу.

Но Теккерей не создаёт ангелов, которых охотно создавал Диккенс. Он отлично знает, что бесконечно сложен человек. Выясняется, что нежная, кроткая Эмилия не свободна от эгоизма и тщеславия: ей доставляет удовольствие поклонение Доббина и возможность его помучить. Только майор Доббин остается рыцарем без страха и упрека, человеком истинного благородства на протяжении всего романа. Наградив своих добродетельных героев несколько запоздалым счастьем, Теккерей не собирается карать порок в лице Бекки. Он отлично понимает, что Бекки - плоть от плоти буржуазно-аристократического мира - должна найти в нем теплое местечко. Поскитавшись долгое время по притонам и меблированным комнатам всего континента, дойдя до крайней степени нищеты и падения, она под конец жизни становится неофициальной супругой того же толстяка Джоза, а после его смерти богатой женщиной. Она занимается благотворительностью и часто посещает церковь.

Двуплановость композиции «Ярмарки тщеславия» - судьба Эмилии, принадлежащей к буржуазным кругам, и история Ребекки, стремящейся приобщиться к аристократическим сферам, - позволила Теккерею создать широкую панораму английской жизни, показать обусловленность характеров героев их окружением, раскрыть связь частных судеб с жизнью социально-общественной. «На Ярмарке Тщеславия люди, естественно, льнут к богачам», - этим и объясняются отношения героев. Разоряется и оскудевает семья биржевого маклера Седли, процветает коммерсант Осборн. Разорение Седли заставляет его родственника Осборна отвернуться от него. Выброшенной за борт жизни оказывается и лишившаяся состояния несчастная Эмилия; лишь получив наследство, она может вновь обрести место в мире буржуазных снобов.

Вообще понятие «снобизм» имеет для Теккерея вполне определённый смысл: оно включает в себя всё многообразие буржуазных пороков – корыстолюбие, хищничество, тщеславие, лицемерие, ханжество, чванство. Сноб – это «тот, кто подло преклоняется перед подлым явлением», кто смотрит вверх с обожанием и вниз с презрением. Этим словом передаётся характерное для английской буржуазии раболепное преклонение перед аристократией и презрительное отношение ко всем, кто находится на более низкой ступени общественной лестницы.

Теккерей создаёт образы снобов-аристократов, снобов-военных, снобов-клерикалов, снобов из Сити, из литературной среды, он пишет об университетских снобах и о снобах-политиках. Возникает своеобразная пирамида, на вершине которой находятся «державные снобы».

Писатель использовал новаторский приём включения в систему образов романа автора, наблюдающего за происходящим и комментирующего события, суждения действующих лиц. Авторский комментарий, звучащая в нём ирония помогает выявить всё смешное, уродливое, нелепое и жалкое, что происходит на сцене театра марионеток, усиливает сатирическое звучание романа. Авторские отступления, которых так много в романе, служат задаче обличения социальных и нравственных пороков буржуазного общества; во многих из них проявилось присущее Теккерею скептическое умонастроение.

В роман «Ярмарка тщеславия» автором включены и исторические события. Судьбы действующих лиц романа связаны с битвой под Ватерлоо; бытовые сцены чередуются в романе с военными эпизодами; тема войны и тема мира перекрещиваются.

Роман для Теккерея – это история нравов определённой эпохи. Его интересует проблема воздействия исторических событий на социальную, политическую и частную жизнь. Как реалист он использует принцип исторического и социального детерминизма при изображении нравов и характеров. Подлинно историческими Теккерей считал такие произведения, которые соответствуют «духу эпохи», раскрывают её своеобразие, содержат правдивые картины жизни общества, дают верное и яркое представление об обычаях и морали своего времени. В таком плане историческим может быть назван и роман «Ярмарка тщеславия».

Теккерей-романист в своих произведениях создал незабываемые человеческие характеры. Созданные им многочисленные образы пережили свою эпоху, но до сих пор вызывают интерес у современного читателя. Однако настоящее литературное бессмертие Теккерею принёс главный его шедевр - «Ярмарка тщеславия», один из лучших романов классического реализма ХIХ века, не утративший остроты своего звучания и в наши дни. «Романист знает всё», - утверждал Теккерей в «Ярмарке тщеславия». И в самом деле, этот писатель сумел сказать удивительно много не только о своей эпохе, современном ему английском обществе, но и о жизни, нравственной природе человека, о движении времени; социальный обличитель, сатирик и философ слились в нём воедино. В «Ярмарке тщеславия» соединение этих начал проявилось с наибольшей полнотой, силой и органичностью. Известный критик Арнольд Кеттл писал о романе Теккерея: «Широта охвата действительности, яркость изображаемой картины, жизненность образа Бекки, богатство и красочность комических персонажей и ситуаций – все эти достоинства берут начало в проницательности, с которой Теккерей сумел заглянуть в сущность буржуазного мира, и в той честности, с которой он живописал его».

 

 

 

Литература:

 

  1. Богуславский, В., Дмитриев, А., Соловьёва, Н. История зарубежной литературы ХIХ в.: Учебное пособие для фил. спец. вузов / под ред. Н. А. Соловьёвой. – М.: Высшая школа, 1991. – 573-593 с.
  2. Гражданская, З. От Шекспира до Шоу: Английские писатели ХVI – ХХ вв. / З. Гражданская. – М.: Просвещение, 1992. – 123-130 с.
  3. Ивашева, В. Английский реалистический роман ХIХ в. в его современном звучании / В. Ивашева. – М.: 1974. – 194 с.
  4. Судленкова, О., Кортес, Л. Сто писателей Великобритании / О. Судленкова. – М.: Высшая школа, 1997. – 178-181 с.
  5. Теккерей Уильям Мейкпис Всё обо всех. / У. Теккерей. – Т. 7. – М., 1997. – с. 410.
  6. Теккерей, У. Ярмарка тщеславия: Роман без героя / Вступ. статья Н. Михальской / У. Теккерей. – М.: Художественная литература, 1983. – 5-18 с.

 

Тест по реферату

 

Вопрос

Варианты ответов

Правильный ответ

1.

Какой дар Теккерея проявился ещё в школьные годы?

А) Артиста;

Б) Карикатуриста;

В) Поэта.

Б)

2.

В каком рукописном журнале сотрудничал Теккерей в студенческие годы?

А) «Сноб»;

Б) «Глобус»;

В) «Пиквик».

А)

3.

Какое произведение Теккерея является своеобразным прологом к «Ярмарке тщеславия»?

А) «История Пенденниса»;

Б) «Книга снобов»;

В) «Ньюкомы».

Б)

4.

Какие проблемы ставил в своих ранних произведениях и выступлениях Теккерей?

А) Проблемы внутренней и международной политики;

Б) Проблемы добра и зла;

В) Осуждение британского милитаризма;

Г) Борьба парламентских партий тори и вигов;

Д) Проблемы бедствования крестьян, нищеты народа.

А), В), Г)

5.

Что собой символизирует «Ярмарка тщеславия»?

А) Базарную суету и массовые развлечения;

Б) Людскую гордыню;

В) Английское буржуазно-демократическое общество.

В)

6.

Какую роль отвёл себе Теккерей на Ярмарке Тщеславия?

А) Роль шута;

Б) Роль кукловода;

В) Роль придворного советника.

Б)

7.

Почему автор указывает в подзаголовке своего произведения: «Роман без героя»?

А) В романе нет главных героев;

Б) В романе нет характерного героя, наделённого харизмой;

В) Автор не считает героями своих «марионеток».

В)

8.

Где разворачиваются события романа?

А) В Англии;

Б) В Ирландии;

В) В Испании.

А)

9.

Какой новаторский приём использует Теккерей в своём произведении?

А) Вводит в повествование гротеск с целью представления жизненных явлений в невероятной, неестественной форме;

Б) Включает в систему образов романа автора, наблюдающего за происходящим и комментирующего события;

В) Основные главы романа автор ведет от первого лица, т. е. они (главы) представляют собою мемуары.

Б)


 

 

 

 

 

 


Информация о работе Творчество У. Теккерея