У. Эко «Имя розы». Классические приемы постмодернизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 07:04, реферат

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать отражение основных принципов постмодернистской эстетики в романе "Имя розы".

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….………3.
Часть I. Краткое введение в постмодернизм…………………………………………………………………….…..4.
Часть II. Обращение к жанрам массовой литературы…………………...…….…....5.
1. Развлекательная форма произведения: смех над истиной………………….……5.
2. Игра с читателем и его ожиданиями………………………………………….…...6.
3. Иронический дискурс………………………………………………………...…….7.
4. Интертекстуальность……………………………………………………………….8.
5. Мир как текст……………………………………………………………………….9.
6. Многоуровневая организация повествования…………………………………….9.
7. Концепция смерти автора………………………………… ……………………..10.
Заключение……………………………………………………………………………12.
Список источников и литературы…………………………………….……………..13.

Файлы: 1 файл

экзамен1.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

ФГБОУ ВПО  Бурятский Государственный университет

Кафедра: «Английская  филология»

 

Реферат

По дисциплине «история зарубежной литературы»

У. Эко «Имя розы». Классические приемы постмодернизма

 

 

 

Выполнила: студентка гр. 02113 ________Аюшеева С.А.

Проверила: к.п.м. доцент

_________Коренева М.Р.

 

Улан Удэ

2012

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….………3.

Часть I. Краткое введение в постмодернизм…………………………………………………………………….…..4.

Часть II. Обращение к жанрам массовой литературы…………………...…….…....5.

1. Развлекательная форма произведения: смех над истиной………………….……5.

2. Игра с читателем и его ожиданиями………………………………………….…...6.

3. Иронический дискурс………………………………………………………...…….7.

4. Интертекстуальность……………………………………………………………….8.

5. Мир как текст……………………………………………………………………….9.

6. Многоуровневая организация повествования…………………………………….9.

7. Концепция смерти автора…………………………………  ……………………..10.

Заключение……………………………………………………………………………12.

Список источников и  литературы…………………………………….……………..13.

 

Введение

Актуальность. В настоящее время произведение У. Эко «Имя Розы» не в достаточной степени рассмотрено различными критиками и литературоведами как одно из примеров постмодернизма в литературе. В данной же работе подробно выявляются элементы постмодернистского течения и проводится их детальный разбор.

Постмодернизм одно из самых интересных и сложных  явлений XX- столетия. Признанный мэтр постмодернизма известный итальянский учёный и  писатель Эко утверждает: «постмодернизм – не фиксированное хронологически явление, а некое духовное состояние…». Причины появления его объясняется тем, что время возникновения глобальной культуры, в постмодернизм вливаются «все культуры прошлого и различные культуры настоящего. Это процесс единства, в многообразии порождающий новую мультикультурную ментальность и этику.

В данной работе я хочу рассмотреть основные элементы постмодернистского течения на примере творчества У. Эко, являющегося одним из признанных писателей во всем мире, чьи книги становятся бестселлерами и в то же время - объектами пристального внимания и изучения литературоведов всего мира. Наибольшую известность принёс ему принес роман "Имя розы", который в 80-ые годы ХХ века стал популярен не только на родине автора, но и по всему миру. Чуть позже Эко издал и "Заметки на полях "Имени розы", где рассказал об истории и процессе создания романа и прокомментировал свое произведение, в частности с точки зрения постмодернизма.

Цель данной работы - проанализировать отражение  основных принципов постмодернистской эстетики в романе "Имя розы".

Методы исследования: для написания данного реферата использовался аналитический метод  исследования и анализ.

Практическая значимость данной работы заключается в ее дальнейшем использовании как научного материала на семинарских занятиях в высших учебных заведениях, также на различных научно-практических конференциях, олимпиадах и других конкурсах.

Структура реферата. Реферат  состоит из введения, 2 частей, заключения и списка литературы. 
Часть I. Краткая характеристика постмодернизма

Термин "постмодернизм" часто употребляется для характеристики литературы конца XX в. В переводе с  немецкого слово "постмодернизм" означает "то, что следует после  модернизма". Термин "постмодернизм" указывает как на противопоставление модерну, так и на его преемственность, таким образом, уже в самом понятии постмодернизм отразилась двойственность породившего его времени. Неоднозначны, а зачастую и прямо противоположны и оценки постмодернизма его исследователями и критиками. Основные принципы постмодернизма были сформулированы в 60-70-е годы ХХ века теоретиками искусства, философами-структуралистами (Р. Барт, Дж. Барт, И. Хассан). Отличительные признаки постмодернизма указал в своё время американский литературовед И. Хассан. Он насчитал тридцать один признак в ряду "модернизм - постмодернизм", наиболее характерными из которых являются: "форма (единая, закрытая), цель - игра ,… синтез - антитеза, соединение - разъединенность,… жанр/границы - текст/интертекст,… метафора - метонимия,…метафизика - ирония". Многие литературоведы видят в постмодернистском мироощущении приметы кризиса, пессимизма, спада; "мир постмодернистского искусства - мир "симуляторов", ложных видимостей, мир означающих, освободившихся референтов". Другие исследователи утверждают продуктивность постмодернистского сознания, так как оно даёт преимущество широкому спектру равноправных решений, поискам вариантов. Словом, мнения об этом явлении часто противоположны, однако основные особенности модернизма все исследователи определяют приблизительно одинаково.

Лучшие произведения постмодернизма представляют собой  синтез, как писал Р. Барт: "…Идеальный роман постмодернизма должен каким-то образом оказаться между столкновением  реализма с ирреализмом, формализма с "содержательностью", чистого искусства с ангажированным, против элитарной - с массовой". К таким произведениям относится и роман "Имя розы"..[1:65].

 

Часть II. Практическая

1. Развлекательная форма произведения: смех над истиной.

У. Эко в "Заметках на полях "Имени розы" разъясняет основные понятия постмодернизма, его исторические и эстетические истоки. Автор замечает, что он видит средневековье "в глубине любого предмета, даже такого, который вроде не связан со средними веками, а на самом деле связан. Всё связано".[5: 8]

У. Эко прибегает к "развлекательной" форме, по его словам "чтоб читатель развлекался. Как минимум столько же, сколько развлекался я. Это очень важный момент, хотя, на первый взгляд, противоречащий нашим глубокомысленным представлениям о романе. Развлекаться не значит отвлекаться от проблем. … Современный роман попробовал отказаться от сюжетной развлекательности в пользу развлекательности других типов."[5:44]

В литературоведении  общепринято формальное деление  всей художественной литературы на два  типа - элитарную, куда относят признанные произведения классиков, и на массовую, которая создается прежде всего для развлечения читателей, без особых качественных притязаний к произведениям. Традиционно детектив связывается с массовой литературой. Основоположники детектива: Эдгар По и Уилки Коллинз, а наиболее яркое проявление этого жанра - рассказы Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. Причиной широкого распространения детектива в ХХ веке Г. Руднев называет "наличие в нем главного героя - сыщика-детектива (как правило, частного), который раскрывает преступление. Главное содержание детектива составляет, таким образом, поиск истины. А именно понятие истины претерпело в начале ХХ века ряд изменений."

Наиболее очевидный  сюжетный план в романе "Имя розы" - детективный. Вильгельм Баскервильский и его летописец Адсон уже своими именами вызывают ассоциации с героями Конан Дойля. Это впечатление поддерживается описанием внешности и характера Вильгельма. Такова же роль упоминаний о наркотических средствах, которые употребляет Вильгельм для поддержания интеллектуальной активности. Как и у его английского двойника, периоды безразличия и прострации в его умственной деятельности перемежаются с периодами возбуждения, связанного с жеванием таинственных трав. Присутствуют и прочие атрибуты детектива: спутник-летописец, замкнутое пространство, "сыщик-конкурент", а главным виновником оказывается человек, присутствовавший в романе почти с самого начала. Все это ориентирует читателя на "детективное" восприятие романа.

Композиционно роман  также выстроен по канонам "классического" детектива: прибытие "следователя", совмещенное с демонстрацией его способностей, разговоры со свидетелями, новые преступления, а в итоге -- разоблачение преступников, достижение истины. Но "истина" в романе отличается от детективной - это не просто имя убийцы и раскрытие его мотивов, это некое знание и духовный опыт, это "истина об истине": "Должно быть, обязанность всякого, кто любит людей, - учить смеяться над истиной, учить смеяться саму истину, так как единственная твердая истина - что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине".

"Не случайно книга  начинается как детектив и  разыгрывает наивного читателя  до конца, так что наивный  читатель может и вообще не  заметить, что перед ним такой  детектив, в котором мало что  выясняется, а следователь терпит поражение", - говорит Эко в "Заметках..."[5: 12]. Этот авторский прием отсылает к следующему принципу эстетики постмодернизма: игра с читателем и его ожиданиями.

2. Игра с читателем и его ожиданиями

С самого начала романа автор вступает в игру с читателем и текстом. У. Эко пишет об игре автора с читателем, которая отгораживает пишущего от читающего. Она "состояла в том, чтобы как можно чаще высвечивать фигуру Адсона в старости, давать ему комментировать то, что он видит и слышит в качестве молодого Адсона… . Фигура Адсона важна и потому, что он, выступая в качестве участника и фиксатора событий, не всегда понимает и не поймёт в старости того, о чём пишет. "Моя цель была, - замечает автор, - дать понять всё через слова того, кто не понимает ничего".

Автор "обманывает" читателя, настроенного началом романа на детективный лад. Надежды, которые  возлагают на Вильгельма настоятель монастыря и читатели, не сбываются; он всегда приходит слишком поздно. Его глубокомысленные умозаключения не предотвращают последующих преступлений, составляющих детективный слой сюжета романа, а таинственная рукопись, поискам которой он отдал столько усилий, энергии и ума, погибает в самый последний момент.

По словам Ю. Лотмана: "В конце концов вся "детективная" линия этого странного детектива оказывается совершенно заслоненной другими сюжетами. Интерес читателя переключается на иные события, и он начинает сознавать, что его попросту одурачили, что, вызвав в его памяти тени героя "Баскервильской собаки" и его верного спутника-летописца, автор предложил нам принять участие в одной игре, а сам играет в совершенно другую."[4:76]

3. Иронический дискурс

Все теоретики постмодернизма указывают, что пародия в нем  приобретает иное обличие и функцию по сравнению с традиционной литературой. Если классическое литературное произведение ясно дает понять, где автор говорит серьезно, а где - иронизирует, то в постмодернизме эта граница размыта, и читатель, как правило, остается в недоумении - где пародия, а где искренний, подлинный текст.

У. Эко уделяет особое внимание иронии, которую называет метаязыковой игрой. В этой игре может  участвовать читатель, воспринимая  её совершенно серьёзно, даже иногда не понимая её: "В этом, - замечает У. Эко, - отличительное свойство (но и коварство) иронического творчества". Насколько служит смех независимости человека от веры, сомнению и поиску истины и размышляет

У. Эко, показывая противостояние Вильгельма и Хорхе. Во главе "День второй. Час первый" Вильгельм и Адсон встречаются с Хорхе и дискутируют о позволительности смеха. Хорхе отрицает смех, ибо он сеет сомнение, которое может привести к утверждению: "Бога нет!" Вильгельм же обращается к Библии: "Господу желательно, чтобы мы упражняли наши рассудки на тех неясностях, относительно коих Священное Писание даёт нам свободу размышлений… ради избавления от абсурдных предпосылок - смех может составить собой самое удачное средство». Вывод автора состоит в следующем: "существуют навязчивые идеи; у них нет владельца; книги говорят между собой и настоящее судебное расследование должно показать, что виновные - мы".

4. Интертекстуальность

В литературе постмодернизма писатель цитирует или обращается к  уже известным сюжетам, образам, приёмам, но теперь с тем, чтобы пародировать или переоценивать их. По мнению Р. Барта, интертекстуальность не может быть сведена к проблеме источников и влияний; она представляет собой общее поле анонимных формул, происхождение которых редко можно обнаружить, бессознательных или автоматических цитаций, даваемых без кавычек".

Иными словами, автору только кажется, что творит он сам, на самом  же деле это сама культура творит посредством  него, используя как свое орудие. Интертекст, по словам Эко, присутствует в любом тексте, его эхо будет услышано в процессе работы над произведением, так как "материал проявит свои природные свойства, но одновременно напомнит и о сформировавшей его культуре". В самом названии уже скрыто множество цитат и аллюзий; "роза как символическая фигура до того насыщена смыслами, что смысла у нее почти нет.[2:18]

5. Мир как текст

Теория постмодернизма была создана на основе концепции  современного философа Жака Деррида. Согласно Деррида, "мир - это текст", "текст - единственно возможная модель реальности".

По убеждению теоретиков постмодернизма, язык, вне зависимости от сферы своего применения, функционирует по своим законам, то есть мир постигается человеком лишь в виде той или иной истории, рассказа о нем. Или, иными словам, в виде "литературного" дискурса.

Роман, утверждает Эко, - это мир, сотворённый автором и эта космологическая структура живёт по определенным законам и требует от автора их соблюдения: "Персонажи должны подчинятся законам мира, в котором они живут. То есть писатель - пленник собственных предпосылок". И: "В прозе ограничения диктуются сотворенным нами миром. Это никакого отношения не имеет к реализму (хотя объясняет, в числе прочего, и реализм). Пусть мы имеем дело с миром совершенно ирреальным, но при всей произвольности и неправдоподобию этого мира должны соблюдаться законы, установленные в самом его начале. Ю. Лотман пишет: "Роман Умберто Эко начинается цитатой из Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово" - и кончается латинской цитатой, меланхолически сообщающей, что роза увяла, а слово "роза", имя "роза" пребыло. Подлинным героем романа является Слово. По-разному ему служат Вильгельм и Хорхе. Люди создают слова, но слова управляют людьми. И наука, которая изучает место слова в культуре, отношение слова и человека, называется семиотика. "Имя розы" - роман о слове и человеке - это семиотический роман"[4:26].

Информация о работе У. Эко «Имя розы». Классические приемы постмодернизма