Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 14:04, доклад
Уильям Катберт Фолкнер родился в Нью-Олбани (штат Миссисипи) в 1897 году. Он был старшим из четырех сыновей управляющего делами университета Марри Чарлза Фолкнера и Мод (Батлер) Фолкнер. Его прадед, Уильям Кларк Фолкнер, во время войны Севера и Юга служил в армии южан и был автором известного в то время романа «Белая роза Мемфиса». Когда Фолкнер был еще ребенком, семья переехала в город Оксфорд, на север штата, где писатель прожил всю жизнь.
Биография Уильяма Фолкнера. Творческий путь и особенности повествования.
Уильям Катберт Фолкнер родился в Нью-Олбани (штат Миссисипи) в 1897 году. Он был старшим из четырех сыновей управляющего делами университета Марри Чарлза Фолкнера и Мод (Батлер) Фолкнер. Его прадед, Уильям Кларк Фолкнер, во время войны Севера и Юга служил в армии южан и был автором известного в то время романа «Белая роза Мемфиса». Когда Фолкнер был еще ребенком, семья переехала в город Оксфорд, на север штата, где писатель прожил всю жизнь. До школы Уильяма, застенчивого, замкнутого мальчика, учила читать мать, а в 13 лет он уже писал стихи, посвященные Эстелл Олдхэм, девочке, в которую был влюблен. Школу Фолкнер не закончил и некоторое время работал в банке у своего деда.
Фолкнер не смог жениться на Эстелл из-за туманных финансовых перспектив, и, когда девушка в апреле 1918 г. вышла замуж за другого, «жизнь для него, – как выразился его брат Джон, – кончилась». Но все же после ее развода в 1927 г. они поженились. У них было две дочери: Алабама, которая умерла в 1931 г., и Джилл. Фолкнер хотел вступить добровольцем в армию, но ему отказали по причине малого роста. Приехав к своему другу в Йельский университет, Фолкнер решает записаться в Канадские военно-воздушные силы и в июле поступает в военную школу в Торонто. Когда же спустя несколько месяцев Первая мировая война закончилась, он вернулся в Оксфорд и стал посещать занятия в университете Миссисипи. Его литературный дебют состоялся в 1919 г. – стихотворение «Дневной сон фавна» было опубликовано в журнале «Нью рипаблик» в 1919 г.
В 1920 г. Фолкнер бросил университет, так и не получив диплома, и по приглашению романиста и театрального критика Старка Янга переехал в Нью-Йорк, где работал продавцом в книжном магазине Элизабет Пролл. Через некоторое время будущий писатель вновь возвращается в Оксфорд и устраивается почтмейстером при университете, пока его не увольняют за чтение на рабочем месте. Приехав в 1925 г. в Новый Орлеан, Фолкнер знакомится с писателем Шервудом Андерсоном, который, заинтересовавшись творчеством Фолкнера, посоветовал ему уделять больше внимания прозе, чем поэзии. Провал поэтического сборника Фолкнера «Мраморный фавн» подтвердил правоту Андерсона, и Фолкнер пишет роман «Солдатская награда».
Следом были такие романы, как "Москиты" (1927), "Сарторис" (1929), "Шум и ярость" (1929) и др. Роман "Шум и ярость" был особо отмечен критиками и читателями. Впоследствии У. Фолкнер был удостоен Нобелевской премии в области литературы в 1949 г. «за его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа», которую он получил во время спада его творческой карьеры.
Вокруг Фолкнера и его
места в американской и мировой
литературе ведется не мало споров.
Фолкнера причисляют к модернистскому
направлению в литературе. Прежде
всего, за усложненность и изощренность
его стиля. Но если у большинства
модернистов усложненность
Есть ещё одна сторона
творчества Фолкнера, которая в известной
степени сближает его с модернизмом.
Это изображение самых
Кроме того, Фолкнера так же причисляют к писателям-реалистам. Наивысшим достижением Фолкнера – реалиста в изображении типичного «героя» современного американского общества стал Флем Сноупс.
Большую эмоциональную и смысловую нагрузку несет у Фолкнера рассказчик. Рассказчик смеётся, уточняет, иронизирует, удивляется, он не во всем узнанный, и рассказ его лишь частично правдив, потому что временами он рассказывает с чьих-то слов. Рассказчик то недалёкий простолюдин, то слишком словоохотливый и всегда его высказывания примитивны и построены на тавтологиях. Образ рассказчика внес в произведения Фолкнера многоголосие. Иногда та же самая ситуация передаётся несколькими рассказчиками, и в событиях открываются новые, вчера не ведомые грани. Таким образом Фолкнер хочет пробиться сквозь путаницу впечатлений и мыслей к многогранной сложности жизни. Он и не собирается разрушать доверие к объективной истине, пересказывая расхождение фактов, впечатлений и случайностей. Против такой манеры повествования выросли необоснованные обвинения писателя в том, что он принципиальный релятивист и признаёт только относительную и субъективную истину.
Излюбленным приёмом Фолкнера является также рассказ от третьего лица. Иногда он использует даже не одного, а множество рассказчиков. Мнимая самоустраненность автора от повествования создаёт определенный психологический эффект для читателя. Вместо авторского рассказа с ясными авторскими оценками происходящих событий и людей, читатель сталкивается с преломлением событий и людей в сознании определённого персонажа. В результате мы узнаём не только и не сколько о событии, сколько о том, как оно зафиксировалось у того или иного героя. Это даёт возможность писателю глубже раскрыть внутренний мир различных своих персонажей. Более того, поскольку читатель не получает готовых авторских суждений, он волей-неволей включается в поиск истины, не только в смысле отгадывания тайн сюжета, которыми Фолкнер щедро насыщает свои романы, но и в плане отгадывания тайн человеческой души. Иными словами, Фолкнер включает читателя в процесс философских раздумий, заставляет его не просто воспринимать преподносимый ему сюжет, а активно мыслить самому над проблемами, поднимаемыми писателем.
Повествовательную манеру Фолкнера помогает понять концепция времени, воплощенная в его прозе. Время у Фолкнера субъективно. «Время, - писал он, - это текучее сознание, не существующее иначе, как воплощаясь в отдельных людей. Нет никакого «было», только «есть». Если бы существовало «было», мы не ведали бы горестей и печали». Это отразилось и в языке, использовании глаголов настоящего времени, в стилевой индивидуальности прозы Фолкнера.
Для стиля Фолкнера характерен еще один приём. Как правило, в его романах нет единого, постепенно развивающегося сюжета. Вокруг центрального сюжета обычно сосуществует еще множество побочных сюжетов, вставных новелл, анекдотов, которые, казалось бы, только косвенно связаны с непосредственным действием.
Анализируя современное ему американское общество, Фолкнер видит, как это общество дегуманизирует человека, как оно вытравливает в человеке не простые и в то же время бесконечно ценные человеческие качества – доброту, храбрость, честность, стойкость. Торгашеский дух, господствующий в Америке ХХ века, подменяет все эти подлинные духовные ценности одной-единственной ценностью – деньгами. Человек с его неповторимой в каждом случае индивидуальностью превращается в бездуховное существо. Этот человек утратил свое естественное, чувственное отношение к жизни он оказывается неспособным любить, страдать.
Йокнопатофа.
Действие почти всех фолкнеровских романов и рассказов разворачивается на строго ограниченном пространстве - штат Миссисипи, округ Йокнопатофа. Есть подробная карта этого вымышленного географического района. Кроме того, Фолкнер дал описание данному округу: «Йокнапатофа. Площадь около 2400 кв. миль. Население — 15611 человек (белых — 6298, негров — 9813). Единственный хозяин и повелитель — Уильям Фолкнер». Фолкнер сам ее и составил, а потом она была отпечатана на обложке одного из его романов- "Авессалом, Авессалом!". На севере округ ограничен рекой Таллахачи (название - реальное, речка протекает через Оксфорд), на юге -- рекой Йокнопатофа, на западе -- холмами, густо поросшими сосной, и на востоке - местечком под названием Французова Балка. За пределы этих краев герои почти не выходят, когда-то здесь поселились их предки, и с тех пор они тут рождаются, женятся, умирают -- в собственной постели или насильственной смертью, - разводят хлопок, охотятся, строят железные дороги, работают на лесопильнях и строгальных фабриках, торгуют швейными машинами и т. д. Здесь живут такие персонажи, как Сноупсы, Рэтлиф, Гэвин Стивенс и другие герои его произведений. Все события, точнее, их география, скрупулезнейшим образом зафиксирована все на той же карте Йокнопатофского округа - таким простым способом достигается дополнительный эффект пластической наглядности происходящего.
Трилогия Уильяма Фолкнера. Роман "Особняк".
Трилогия Фолкнера посвящена социальному возвышению семейства Сноупсов, американцев-южан, историю которых писатель начинает с 90-х годов прошлого столетия (а если считать эпизодические экскурсы в прошлое, то даже с конца гражданской войны Севера и Юга) и доводит до второй половины 1940-х годов. Первая часть трилогии под названием "Деревушка" вышла в 1940 году. За ней следует "Город" (1957) и завершается романом "Особняк" (1959).
Итак, Сноупсы. Они появляются в конце 1890-х годов во Французовой Балке, крохотной деревушке, неподалеку от Джефферсона, и быстро переходят в наступление. Главным героем является Флем Сноупс. Он постепенно продвигается вверх по лестнице. Он начинает заниматься серьезными финансовыми операциями и постепенно вводит в деревню "хищное племя Сноупсов", вытесняя доселе главенствующую империю Билла Уорнера. Стоит отметить, что с самого начала возвышения Флема им заинтересовывается В. К. Рэтлиф, житель Джефферсона и постоянный гость Французовой Балки, разъездной торговец, агент по продаже швейных машин, которому в трилогии Фолкнера отведено важное место не только как участнику событий, но и как одному из авторитетнейших их комментаторов, во многом близкому к точке зрения самого автора.
Флем завладевает домом уехавшего Спейна и поселяется там, демонстрируя своё могущество и власть. Дочь погибшей Юлы Линда, откупившись от Фема деньгами, завещанными ей матерью, уезжает в Нью-Йорк и выходит там замуж за скульптора – коммуниста, вступает в партию сама и вместе с мужем участвует в антифашисткой войне в Испании. Коул, муж Линды, гибнет в боях с фашистами, и она возвращается в Джефферсон, контуженная, оглохшая, но не сломленная. Линда продолжает дело мужа и пытается вести коммунистическую пропаганду в Джефферсоне, её угрожают куклуксклановцы. Лида полностью не воспринимает мораль и практику Флема – так называемого «отца».
В годы Второй мировой войны Линда нанимается клепальщицей на военную верфь, чтобы «строить транспорты для России». В изображении Фолкнера именно Линда Коул становится подлинным идейным противником буржуазного аморализма. Автор симпатизирует своей героине. Она для него – воплощение духовной красоты. Линда привлекательна не только внутренне, но и внешне.
И все-таки автор «Особняка» говорит о коммунистах как о мечтателях, оторванных от действительности. Не случайна и такая деталь: Линда возвращается из Испании глухой – его героиня не может до конца осознать реалии окружающей жизни. Иллюзорность деятельности коммунистов подчеркнута Фолкнером и такими сценами, как беседа Линды с двумя финнами – коммунистами. Не зная языков друг друга они беседуют «о надежде, о светлом будущем, о мечте: навеки освободить человека от трагедии его, навсегда избавить от болезней, от голода и несправедливостей…»
Но не Линде и её друзьям было дано расправится с Флемом. Его убивает дальний родственник Минк – так входит в трилогию тема кровавой мести. Минк и Флем стоят на разных полюсах, принадлежат к разным слоям общества. Отъездом Линды из Джефферсона и смертью Флема заканчивается последний роман трилогии.
"Эта книга – заключительная
глава, итог работы, задуманной
и начатой в 1925 году. Так как
автору хочется верить и
Приёмы «животного эпоса» часто встречаются на страницах романа. Минк похож то на ядовитую змею, то на источающую яд осу. Этим приёмом Фолкнер подчеркивает отсутствие или исчезновение у Сноупсов человеческого начала.
События жизни нескольких поколений Сноупсов даны в трилогии на фоне общей картины завоевания земель выходцами из Англии, Шотландии, Ирландии, затем их освоения пришельцами, усиления власти банков монополий, разорения более слабых, не умевших руководствоваться в своих действиях соображениями выгоды. В этом и кроется одна из причин ненависти Минка, «ненастоящего Сноупса», к его богатому сородичу.
Приёмами «животного эпоса» Фолкнер пользуется и тогда, когда говорит о «сноупсизме», явлении, характерном для Америки, основанном на «моральных принципах гиены». Такова его оценка американского капитализма. Вся трагедия в том, замечает писатель, что деятельность Сноупса и ему подобных протекает в рамках буржуазной законности. Противники Флема Сноупса - Рэтлиф и Стивенс, тоже богатые люди, их капиталы, несомненно, проистекают из тех же источников, что и деньги Сноупса. Однако есть нечто, их различающее. Это элементарная человеческая порядочность, которой лишен Флем. Так, Стивенс отказывается давать показания агенту ФБР, приехавшему в Джефферсон, чтобы собрать сведения о «подрывной деятельности Линды». Стивенс и Рэтлиф – подлинные друзья Линды, и это естественное и прекрасное проявление человеческой натуры, в отличие от «сноупсизма», бездушного в своей основе, привнесенного в жизнь в погоне за деньгами, положением в обществе, властью.
Информация о работе Уильям Фолкнер. Американское общество в романе "Особняк"