Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:28, биография
Распутин 1970-х гг. изображает современную действительность сквозь призму природно-космического порядка бытия. Складывается особая распутинская мифопоэтика, подвигающая исследователей его творчества сравнивать его с У. Фолкнером и Г. Гарсиа Маркесом. Художественное пространство прозы этого периода Распутина организовано по вертикальной оси "земля" - "небо" - как система восходящих окружностей: от "житейской круговерти" до "вечного круговорота жизни" и круговращения небесных светил. В своем творчестве Распутин исходит из представления о норме жизни, заключающейся во взаимной согласованности противоположных начал бытия. Залогом такого целостного гармонического восприятия мира является жизнь и труд человека на земле в согласии со своей совестью, с самим собой и жизнью природы.
Распутин 1970-х гг. изображает
современную действительность сквозь
призму природно-космического порядка
бытия. Складывается особая распутинская
мифопоэтика, подвигающая исследователей
его творчества сравнивать его с У. Фолкнером
и Г. Гарсиа Маркесом. Художественное пространство
прозы этого периода Распутина организовано
по вертикальной оси "земля" - "небо"
- как система восходящих окружностей:
от "житейской круговерти" до "вечного
круговорота жизни" и круговращения
небесных светил. В своем творчестве Распутин
исходит из представления о норме жизни,
заключающейся во взаимной согласованности
противоположных начал бытия. Залогом
такого целостного гармонического восприятия
мира является жизнь и труд человека на
земле в согласии со своей совестью, с
самим собой и жизнью природы.
Главная героиня повести "Последний
срок" - умирающая старуха Анна, воскрешая
в памяти прожитую жизнь, ощущает свою
причастность вечному круговороту природного
бытия, переживает таинственность смерти
как главного события в жизни человека.
Ей противопоставлены четверо ее детей,
приехавших проводить мать в последний
час и вынужденных находиться рядом с
ней три дня, на которые Бог отсрочил ее
уход. Их поглощенность повседневными
заботами, их суетливость и суетность
резко контрастируют с духовной работой,
происходящей в угасающем сознании старой
крестьянки (авторское повествование
включает в себя обширные пласты не собственно
прямой речи, представляющей мысли и переживания
героев повести, прежде всего, самой Анны).
Звучащие уже в "Последнем сроке"
темы расставания с поколениями людей,
живших и трудившихся на земле, прощания
с матерью-прародительницей, с миром праведников
трансформируются в сюжете повести "Прощание
с Матерой" (1976) в миф о гибели всего
крестьянского мира. На "поверхности"
сюжета повести - история затопления расположенного
на острове сибирского села Матеры волнами
"рукотворного моря". В противоположность
острову из "Живи и помни", остров
Матера (материк, твердь, суша), постепенно
уходящий на глазах читателей повести
под воду, - символ земли обетованной, последнее
пристанище тех, кто живет по совести,
в согласии с Богом и с природой. Доживающие
свои последние дни старухи во главе с
праведницей Дарьей отказываются переселяться
в новый поселок (новый мир) и остаются
до смертного часа охранять свои святыни
- крестьянское кладбище с крестами и царственный
листвень, языческое Древо жизни. Лишь
один из переселенцев - Павел - навещает
Дарью в смутной надежде прикоснуться
к истинному смыслу бытия. В противоположность
Настене он плывет из мира "мертвых"
(механической цивилизации) в мир живых,
но это - погибающий мир. В финале повести
на острове остается только мифический
Хозяин Острова, отчаянный крик которого,
звучащий в мертвой пустоте, завершает
повествование.
С началом «перестройки» Распутин
включился в широкую
Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР Валентин Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР. Впоследствии Распутин утверждал, что в нём «имеющий уши услышал не призыв к России хлопнуть союзной дверью, а предостережение не делать с одури или сослепу, что одно и то же, из русского народа козла отпущения».В 1990—1991 — член Президентского совета СССР при М. С. Горбачеве[4]. Комментируя в позднейшей беседе с В. Бондаренко этот эпизод его жизни, В. Распутин заметил[источник не указан 368 дней]:
«Моё хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным. […] Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди ещё годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали».]
В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входит в совет литературного журнала «Сибирь».