Валентин Распутин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:28, биография

Описание работы

Распутин 1970-х гг. изображает современную действительность сквозь призму природно-космического порядка бытия. Складывается особая распутинская мифопоэтика, подвигающая исследователей его творчества сравнивать его с У. Фолкнером и Г. Гарсиа Маркесом. Художественное пространство прозы этого периода Распутина организовано по вертикальной оси "земля" - "небо" - как система восходящих окружностей: от "житейской круговерти" до "вечного круговорота жизни" и круговращения небесных светил. В своем творчестве Распутин исходит из представления о норме жизни, заключающейся во взаимной согласованности противоположных начал бытия. Залогом такого целостного гармонического восприятия мира является жизнь и труд человека на земле в согласии со своей совестью, с самим собой и жизнью природы.

Файлы: 1 файл

Распутин 1970.docx

— 16.15 Кб (Скачать файл)

Распутин 1970-х гг. изображает современную действительность сквозь призму природно-космического порядка  бытия. Складывается особая распутинская мифопоэтика, подвигающая исследователей его творчества сравнивать его с У. Фолкнером и Г. Гарсиа Маркесом. Художественное пространство прозы этого периода Распутина организовано по вертикальной оси "земля" - "небо" - как система восходящих окружностей: от "житейской круговерти" до "вечного круговорота жизни" и круговращения небесных светил. В своем творчестве Распутин исходит из представления о норме жизни, заключающейся во взаимной согласованности противоположных начал бытия. Залогом такого целостного гармонического восприятия мира является жизнь и труд человека на земле в согласии со своей совестью, с самим собой и жизнью природы. 
 
Главная героиня повести "Последний срок" - умирающая старуха Анна, воскрешая в памяти прожитую жизнь, ощущает свою причастность вечному круговороту природного бытия, переживает таинственность смерти как главного события в жизни человека. Ей противопоставлены четверо ее детей, приехавших проводить мать в последний час и вынужденных находиться рядом с ней три дня, на которые Бог отсрочил ее уход. Их поглощенность повседневными заботами, их суетливость и суетность резко контрастируют с духовной работой, происходящей в угасающем сознании старой крестьянки (авторское повествование включает в себя обширные пласты не собственно прямой речи, представляющей мысли и переживания героев повести, прежде всего, самой Анны). 
 
 
Звучащие уже в "Последнем сроке" темы расставания с поколениями людей, живших и трудившихся на земле, прощания с матерью-прародительницей, с миром праведников трансформируются в сюжете повести "Прощание с Матерой" (1976) в миф о гибели всего крестьянского мира. На "поверхности" сюжета повести - история затопления расположенного на острове сибирского села Матеры волнами "рукотворного моря". В противоположность острову из "Живи и помни", остров Матера (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, - символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый поселок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни - крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Лишь один из переселенцев - Павел - навещает Дарью в смутной надежде прикоснуться к истинному смыслу бытия. В противоположность Настене он плывет из мира "мертвых" (механической цивилизации) в мир живых, но это - погибающий мир. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Он занимает последовательную антилиберальную позицию. В 1989—1990 — Народный депутат СССР.

Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР Валентин Распутин впервые  высказал предложение о выходе России из СССР. Впоследствии Распутин утверждал, что в нём «имеющий уши услышал  не призыв к России хлопнуть союзной  дверью, а предостережение не делать с одури или сослепу, что одно и то же, из русского народа козла  отпущения».В 1990—1991 — член Президентского совета СССР при М. С. Горбачеве[4]. Комментируя в позднейшей беседе с В. Бондаренко этот эпизод его жизни, В. Распутин заметил[источник не указан 368 дней]:

«Моё хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным. […] Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди ещё годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали».]

В Иркутске Распутин содействует изданию  православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входит в совет литературного журнала «Сибирь».


Информация о работе Валентин Распутин