Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:07, доклад
Владимир Владимирович Маяковский – поэт-новатор, драматург, публицист, художник, творец оригинальной системы стихосложения, которая заметно повлияла на развитие модернистской поэзии XX столетия. Родился он в обнищавшей дворянской семье неподалеку от города Кутаиси. Обучение начал в местной гимназии, но из-за внезапной смерти отца вместе с матерью и двумя сестрами переехал в Москву, где и продолжил свое образование (в 1908 году его из-за неуплаты исключили из гимназии).
Владимир Владимирович Маяковский – поэт-новатор, драматург, публицист, художник, творец оригинальной системы стихосложения, которая заметно повлияла на развитие модернистской поэзии XX столетия. Родился он в обнищавшей дворянской семье неподалеку от города Кутаиси. Обучение начал в местной гимназии, но из-за внезапной смерти отца вместе с матерью и двумя сестрами переехал в Москву, где и продолжил свое образование (в 1908 году его из-за неуплаты исключили из гимназии).
С юношеских лет Маяковского привлекало движение обновления – еще в Кутаиси он принимал участие в политических демонстрациях, знакомился с нелегальной литературой. В Москве он сблизился с социал-демократическими кругами, начал заниматься пропагандистской работой среди рабочих, а в 1908 году даже вступил в большевистскую партию. О своих тогдашних увлечениях Маяковский позднее рассказал в автобиографии «Я сам». Через несколько месяцев за свою активную революционную деятельность юноша попал в Бутырскую тюрьму, где находился целых 11 месяцев (его не отправили в Сибирь только потому, что он был несовершеннолетним).
Этот бушующий период юношеской жизни был ознаменован первыми стихотворными попытками, которые со временем превратились в неудержимое желание посвятить себя литературному творчеству. Главными темами раннего творчества Маяковского стали современные поэту город и бесконечные человеческие страдания. Город у поэта сравнивался с адом, его «шумы, шумки» несли людям боль и мучение; человек в этом мире ощущал себя одиноким, как «последний глаз у человека, становится слепым». Вместе с тем уже в ранних стихах он показал себя как поэт-лирик с чрезвычайно чувствительным и эмоциональным восприятиям мира. Об этом ярче всего свидетельствуют стихи «А вы смогли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно».
Юноша старался испробовать свои силы не только в поэзии, но и в живописи. Интерес к изобразительному искусству привел его в 1908 году к Строгановскому художественно-промышленному училищу. Почти одновременно с этим он сблизился с группой молодых поэтов и художников-кубофутуристов и в скором времени стал одним из ее лидеров. Его стихи – «Ночь», «Утро», «Порт», «Из улицы в улицу» и другие – отвечали эстетическим нормам русского кубофутуризма , теоретические положения которого были изложены в манифесте «Пощечина общественному вкусу». Как кубофутурист поэт ориентировался на индивидуализм лирического героя, на приоритет предметного мира, на эпатирующую антиэстетику, на футуристическую философию и на нигилистическое отношение к классическому искусству и к современности.
С 1915 года Маяковскому пришлось находиться на военной службе в Петроградской автошколе, тем не менее это время не было для него напрасно утраченным, ведь именно тогда поэт написал целый ряд замечательных произведений: «Облако в штанах», «Вам!», «Флейта-остров», «Гимн взятке». «Вот так я сделался собакой» и т.п. Февральская и Октябрьская революции открыли молодому поэту возможность реального воплощения идей о новом, свободном человеке и о счастливом обустройстве мира. Россия в его мировосприятии была той единой страной, которой должно принадлежать будущее. В марте 1919 года Маяковский начал сотрудничать с Русским телеграфным агентством, как поэт и художник создавал агитационно-сатирические плакаты – «окна РОСТА». Тогда же поэт много печатался, активно участвовал в публичных выступлениях по городам и селам России, Украины.
С 1922 года поэт осуществил много путешествий по странам Европы и Америки. За три года он посетил Латвию, Германию, Францию, Мексику, Испанию, Кубу и США. Следствием полученных от поездки впечатлений стали очерки, стихи «Париж (разговора с Эйфелевою башней)», « Как работает республика демократическая?», цикл «Стихи об Америке», который имел определенный иронический подтекст. Америка возникала в стихах Маяковского не страной высокого уровня цивилизации и культуры, а провинцией, которая чрезвычайно похожа на дооктябрьский Елец или Конотоп. Во второй половине 20-х годов в своем творчестве поэт утверждал советские нормы жизни. Пафос строительства светлого будущего и героических будней в публицистических стихах Маяковского исключает компромисс, мотивы сочувствия лирического героя к слабому и обиженному исчезают, вместе с тем появляется образ поэта-трибуна, чьи стихи выражают позицию, адекватную интересам власти. Маяковский сознательно отдавал предпочтение таким литературным жанрам, как фельетон и агитка. На страницах всероссийской газеты «Вести», что имела огромную популярность в народе, были впервые напечатаны такие общеизвестные стихи поэта-трибуна: «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Английскому рабочему», «Октябрь 1917-1926». Считая себя поэтом революции, поэт поставил свой талант на службу идеям, которые провозглашались ее лидерами. Увлеченный лозунгами мировой революции, диктатура пролетариата временами приобретала у поэта фанатичный характер, объективно служа тоталитарной системе. Вместе с тем поэт, очевидно, болезненно переживал то, что идеалы революции не находили воплощения в жизни, а его поэзия вынуждена была выполнять утилитарно-служебные функции политического агитатора и пропагандиста.
В феврале 1930 года поэт вступил в Русскую ассоциацию пролетарских писателей, которая отвечала потребностям консолидации творческих сил в условиях официально признанного обострения классовой борьбы. Однако рапповцы не восприняли Маяковского как своего, поэт остался для них лишь «попутчиком». Запрет на выезд в Париж (там его ждала любимая – Татьяна Яковлева), провал индивидуальной творческой выставки «20 лет работы Маяковского», неприятие критикой пьесы «Баня» – все это порождало беспокойство поэта, подрывало его уверенность в будущее, доверие к партии.
Трагический финал Маяковского был обусловлен не только обстоятельствами жизни, а и глобальным несогласием с существующим мирозданием. 14 апреля 1930 года поэт ушел из жизни. Лишь после пяти лет молчания с момента трагической гибели поэта Сталин провозгласил Маяковского «наиталантливейшим поэтом нашей советской эпохи», что и привело в свое время к канонизации его фигуры.