Влияние творчества М. Горького на родную литературу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:31, доклад

Описание работы

Горький расширил область литературного творчества, открыл новые пути и перспективы для мировой литературы. Он дал новые темы и нового читателя. Горький первый ввел в литературу, в качестве героев ее, представителей того класса, который до того в литературе представлен не был.
Горький сделал широкие массы пролетариев друзьями литературы, друзьями книги».

Файлы: 1 файл

Горький.pptx

— 256.73 Кб (Скачать файл)

Влияние творчества Максима Горького на родную литературу

 

Подготовили ученицы 11 «А»  класса

Новожилова Александра, Сазонова Марина

Преподаватель:

Чуракова И.А.

Большой и необыкновенно  богатый жизненный и творческий путь прошел Алексей Максимович Горький. Его жизнь и творчество тесно  и неразрывно связаны с развитием  революционной борьбы русского рабочего класса, с крушением буржуазно-помещичьего  строя, с победой Великого Октября, с построением социализма в нашей  стране. Горький явился основоположником советской литературы. Как продолжатель великих традиций русской классической литературы и родоначальник социалистического  реализма, он оказал и продолжает оказывать  живое влияние на советскую литературу, на деятельность всех советских писателей. Основные идеи и образы Горького получили развитие в творчестве Маяковского, Серафимовича, Фадеева, Шолохова, Федина, Н. Островского, Макаренко, Гладкова, С. Айни, М. Ауэзова, А. Упита, В. Лациса и других советских писателей. Принципы социалистического реализма, нашедшие воплощение в художественных произведениях Горького и активно пропагандировавшиеся им, стали руководящими принципами всей советской литературы.

Безгранична любовь советского народа к Горькому. За годы революции произведения Горького вышли на десятках языков народов СССР. Издано Собрание сочинений Горького в 30-ти томах, выходит в свет академическое Полное собрание сочинений писателя.

 

Горький-народный писатель.

    • Выдающиеся зарубежные писатели — Ромен Роллан, Варбюс, Анатоль Франс, Драйзер, Андерсен-Нексе и многие другие — подчеркивали воздействие Горького на судьбы мировой литературы. Для передовых людей Европы, Америки, Востока он всегда был воплощением лучших черт русского народа, вдохновенным певцом революции. Еще в 1905 году, когда царское правительство заключило Горького в Петропавловскую крепость, французский писатель Анатоль Франс выступил со страстным воззванием «Ко всем свободным людям». В этом воззвании было сказано: «Горький… в настоящее время олицетворяет собой естественные права человеческой личности: право мыслить, право творить, право открыто содействовать общему благу. Все люди, достойные называться людьми, должны защищать в лице Горького эти священные права».
    • О всемирном значении Горького хорошо сказал выдающийся немецкий писатель Генрих Манн:
    • «Горький остался всем сердцем связанным с судьбой угнетенных и борющихся за освобождение. Это сохранило ему творческие силы и обеспечило бессмертие его произведениям.

 

Мнение зарубежных писателей.

Горький расширил область литературного творчества, открыл новые пути и перспективы для мировой литературы. Он дал новые темы и нового читателя. Горький первый ввел в литературу, в качестве героев ее, представителей того класса, который до того в литературе представлен не был.

Горький сделал широкие  массы пролетариев друзьями литературы, друзьями книги».

Ромен Роллан писал: «Горький был первым, высочайшим из мировых художников слова, расчищавшим путь для пролетарской революции, отдавшим ей все свои силы, престиж своей славы и богатый жизненный опыт человека, с детских лет вкусившего ту нищету и унижение, которые составляют удел порабощенного пролетариата».

 

Мировые заслуги  Горького.

Пламенный буревестник революции, грозный обличитель буржуазного  строя, верный друг Ленина, великий  строитель социалистического общества и социалистической культуры, Горький  воплотил в себе лучшие черты русского народа.

В развитии советской  литературы творчество Горького сыграло  исключительную роль. Его гуманизм, пафос героических подвигов, поэтизация труда, беспощадное разоблачение капитализма, гениальное новаторство в изображении  борьбы и жизни народных масс, широта философско-исторического эпоса, образ  нового героя истории, созданный  писателем, — все это определило особенности лучших произведений советской  литературы.

 

Отец новой литературы.

    • Произведения М. Горького знаменовали настрой литературы на новый героический тон. Созвучны ли были этому тону голоса писателей критического реализма, творческие судьбы которых складывались в эту пору? Они объединялись в созданном в 1899 году в Москве писателем Н. Д. Телешовым литературном содружестве «Среда». С начала 1900-х годов в этот кружок вошел Горький, оказавший на деятельность «Среды» большое влияние. Объединяя и направляя в годы революционного подъема писателей-реалистов, он противодействовал активизировавшейся в те годы буржуазно-декадентской литературе. Состав писателей, объединенных «Средой», был неоднороден. Сюда входили Бунин, Тимковский, Скиталец, Л. Андреев, Серафимович, Вересаев. Собрания «Среды» посещали Чехов, Короленко, Мамин-Сибиряк, Гарин-Михайловский, Куприн. Кроме писателей, там бывали Шаляпин, Васнецов, Левитан.

 

Влияние творчества Горького на литературу периода гражданской  войны

Единой политической позиции «Среда» не имела, никаких  деклараций и манифестов не выпускала. На её заседаниях молодые писатели читали новые произведения, спорили. Под влиянием Горького это содружество  предприняло ряд прогрессивных  политических выступлений (например, в  защиту студентов, участвовавших в  «беспорядках»). До 1905 года её прогрессивное значение было бесспорным. После первой русской революции «Среда» уже не играла передовой роли, а к 1917 году она превратилась в буржуазное литературное объединение, некоторые члены которого после Октября заняли откровенно реакционную позицию.

В содружестве со «Средой» находился ежемесячный  литературный и научный журнал «Жизнь», издававшийся в Петербурге с 1897 по апрель 90 года. Благодаря стараниям В. А. Поссе, возглавившего журнал с 1898 года, он стал органом марксизма. В «Жизни» публиковались работы К. Маркса, а, статьи В. В. Воровского. Организатором литературного отдела журнала был М. Горький, привлекший к участию в журнале Чехова, Серафимовича, Вересаева, Бунина, Чирикова, Л. Андреева, Скитальца, Гусева-Оренбургского и др., а также украинских писателей И. Франко, В. Стефаника, М. Коцюбинского.

Журнал успешно  завоевывал читателя и к 90 году достиг более чем 3-тысячного тиража. Литературный отдел журнала был высоко оценен ым. «Беллетристика прямо хороша и даже лучше всех!» — писал Владимир Ильич’. В «Жизни» была опубликована горьковская «Песня о Буревестнике», что и послужило причиной закрытия журнала по настоянию департамента полиции.

Основные писательские кадры «Среды» и «Жизни» объединились вокруг издательства «Знание», имевшего четкую демократическую программу. С начала 900-х годов ведущую  роль в этом издательстве стал играть М. Горький. Директором-распорядителем был К- Пятницкий.

 

Влияние Горького на развитие содружество «Среда»


Информация о работе Влияние творчества М. Горького на родную литературу