Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 11:16, курсовая работа
Цель исследования: выявить в чем трагедия тоталитарной системы и возможность сохранения человеком истинных жизненных ценностей в этих условиях в своем рассказе « Один день Ивана Денисовича»
Задачи исследования:
1) Проанализировать исследовательскую литературу о творчестве А.И. Солженицына, в частности о рассказе "Один день Ивана Денисовича".
2) Показать человеческие черты в нечеловеческих условиях советской действительности.
3) Выявить военную проблематику и разоблачить тоталитарную систему, доказать возможность существования в ней человека .
Введение 3
1 Личность Александра Ивановича Солженицына 6
2 История создания рассказа «Один день Ивана Денисовича» 8
3 Военная проблематика в рассказе «Один день Ивана Денисовича» 10
3.1 Образ главного героя 12
3.2 Автор и герой в одном произведении 14
3.3 Проблема человека и власти 15
4 Заключение 23
5 Список использованной литературы 24
Рассказ (или, по определению некоторых исследователей, повесть) Александра Исаевича Солженицына “Один день Ивана Денисовича” был задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950—1951 гг. В октябре 1962 года после долгих переговоров с властями главный редактор «Нового мира» А. Твардовский получил разрешение Хрущева и напечатал в своем журнале эту повесть, снабженную коротким предисловием. Появление «Одного дня Ивана Денисовича» было большим событием социальной России. Действие происходит еще в сталинское время, а повествование ведется простым и доступным языком.
Но известность автору принесли не столько литературные достоинства произведения, сколько то, что Солженицын описал реальную, достоверную жизнь, не идеологизированную. Эта была правда, о которой до этого момента говорить было просто не принято. А он заговорил! Книга стала настоящей сенсацией в политических кругах, а кроме того, еще и вызвала к жизни стремление к правде.
Через 20 лет в своем интервью для радио ВВС Солженицын будет вспоминать о создании «Одного дня Ивана Денисовича» так: «Я в 50-м году, в какой-то лагерный день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь? По сути, достаточно описать один всего день в подробностях, в мельчайших подробностях, и день самого простого работяги, и тут отразится вся наша жизнь. И даже не надо нагнетать каких-то ужасов, не надо, чтоб это был какой-то особенный день, а - рядовой, тот самый день, из которого складываются годы. Задумал я так, и этот замысел остался у меня в уме, девять лет я к нему не прикасался и только в 1959 году сел и написал… Заглавие Александр Трофимович Твардовский предложил, нынешнее заглавие, свое. У меня было «Щ-854. Один день одного зэка». И очень хорошо он предложил, так это хорошо легло».
Образ Ивана Денисовича возник на основе реального прототипа, которым стал солдат Шухов, воевавший вместе с автором в советско-германскую войну (но никогда не отбывавший наказание), а также благодаря наблюдениям за жизнью пленников и личному опыту автора, приобретенному в Особом лагере, где он работал каменщиком. Остальные персонажи взяты из лагерной жизни с их подлинными биографиями.
Задумаемся
на миг: Солженицын, не тратя усилий
на поиски потрясающего сюжета, рассказывает
о лагере как о чем-то давно и прочно
существующем, совсем не чрезвычайном,
имеющем свой регламент, будничный свод
правил выживания, свой фольклор, свою
лагерную “мораль” и устоявшуюся дисциплину.
Автору не нужно было далеко ходить за
темами и идеями — в то время хватало материала
даже для многотомного академического
издания (хотя многое, по понятным причинам,
замалчивалось).
Любая подробность в повести буднична
и символична. Она “отсеяна”, причем не
самим автором, а многими годами лагерного
бытия. Отобран и жаргон, ставший “событием”,
открытием после публикации повести. Здесь
уже своя философия, свои сокращения слов,
особые знаки. Но будничность трагедии
поражает больше всего: “В лагере вот
кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть
надеется, да кто к куму ходит стучать”.
“Никак не годилось с утра мочить валенки”.
“Машина” лагеря заведена, работает в
заданном режиме, к секретам его функционирования
привыкли все: и лагерные работяги, и пристроившиеся
“потеплее” ловкачи, и подлецы (“придурки”).
И сама охрана. Выжить здесь — значит “забыть”
о том, что сам лагерь — это катастрофа,
это провал...
Читая произведение, невольно задаешься вопросом: кто же в повести посвящает читателя в эти видимые секреты, мелкие тайны выживания (например, подать сухие валенки бригадиру, протащить в барак дрова, обойти завстоловой, незаметно присвоить лишнюю плошку баланды, одолжить за сигарету ножик)? Легко заметить, что в повести как бы два рассказчика, активно помогающих друг другу. Мы слышим голос автора и самого Ивана Денисовича, то лежащего утром под одеялом и бушлатом, то бегущего на мороз и думающего о том, куда их погонят работать. Автор по-своему знает самого Ивана Денисовича, он по существу созидает его, передает ему значимую часть своего жизненного опыта: так, вся знаменитая сцена кладки стены — это явно эпизод из биографии писателя. Цепочка деяний, помыслов героя стала цепочкой актов, утверждающих его нравственное величие и, следовательно, представление самого писателя о красоте и идеальном человеке, живущем “не по лжи”.
вление
самого писателя о красоте и идеальном
человеке, живущем “не по лжи”.
Уже первые мгновения жизни Ивана Денисовича
на страницах повести “говорят” об умной
независимости героя, мудром покорстве
судьбе и о непрерывном созидании особого
духовного пространства, какой-то внутренней
устойчивости. Весь лагерь и труд в нем,
хитрость выживания, даже труд на строительстве
“Соцгородка” — растлевающий страшный
путь в обход всему естественному, нормальному.
Здесь царствует не труд. А имитация труда
Все жаждут безделья. Обстоятельства заставляют
Шухова как-то приспосабливаться ко всему,
что его окружает. Но в то же время герой
оказался способным увлечь и других своим
моральным строительством. Все дело в
том, что Иван Денисович, говоря его же
языком, “неправильный лагерник”, первый
праведник среди народных героев писателя.
Варлам Шаламов, прочитав одним из первых
повесть, высказал следующую оценку, увидев
в Шухове мужика-праведника: “Это — лагерь
с точки зрения лагерного “работяги”,
который знает мастерство, умеет “заработать”.
3
Военная проблематика
в рассказе «Один день
Ивана Денисовича»
Термин
«тоталитаризм» возник в 20 веке. И это
не случайно. Именно в наше столетие
унижение, подавление и уничтожение
человеческого «я» приняло
Однако, несмотря на все ухищрения политиков, всегда были и есть люди, не утратившие совести, памяти, творческих способностей. Они противостоят бездушной государственной системе, сохраняют не только мужество, но и свободу мысли.
В русской прозе 1970-90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Эта тема нашла отражение в прозе В.Шаламова, Ю.Домбровского, О.Волкова и, конечно, А.Солженицына.
Рассказ «Один день…» посвящен сопротивлению живого — неживому, человека — лагерю. Солженицынский каторжный лагерь — это бездарная, опасная, жестокая машина, перемалывающая всех, кто в нее попадает. Лагерь создан ради убийства, нацелен на истребление в человеке главного — мыслей, совести, памяти. За всеми нечеловеческими реалиями лагерного быта выступают человеческие черты. Они проявляются в характере Ивана Денисовича, в монументальной фигуре бригадира Андрея Прокофьевича, в отчаянной непокорности кавторанга Буйновского, в неразлучности "братьев"-эстонцев, в эпизодическом образе старика интеллигента, отбывающего третий срок и тем не менее не желающего отказываться от приличных человеческих манер. Что удивительно, барством не веет от конвоя, от начальства, но шибает от Цезаря, хоть он в бараке такой же арестант, как и Иван Денисович. Шухов же притягивается именно к Цезарю как магнитом; как магнитом притягивает во тьме кромешной барака мужика к барину. Между двумя этими людьми, этими атомами есть такая вот притягательная сила даже в лагере, потому что Цезарю "разрешили" носить чистую городскую шапку, и барин очень важен становится мужику, ведь только через него может просыпаться и ему крошка табачку: манит зап решенное, манит та действительная явная свобода, воля, которая на самом деле есть только тайное действие. Цезарь делает то, на что Иван Денисович, работяга, не способен уже нравственно: Цезарь устроил себе и в бараке полубарскую жизнь тем, что "смог подмазать начальству", а еще потому, что вовсе-то не постыдился взять в услужение себе подобных, поставить себя во всех смыслах выше .таких же, как он сам, собригадников — выше шуховых. А на каком основании? А на том, даже внешнем, что ему "не о чем было с ними говорить", что он с ними общих не имел мыслей, скажем, об искусстве, и прочее. Из всех Цезарь близок только с кавторангом, остальные — не ровня, и если даст он Ивану Денисовичу окурочек, то за службу, а не по душе. Где находит успокоение, согласие духовное с миром русский человек, где ж его главный "счастливый день"? А что, если в другой раз не обманет Иван Денисович вертухая, пронося что-то запретное на зону? Ивана Шухова "здешняя жизнь трепала от подъема до отбоя". И вспоминать избу родную "меньше и меньше было ему поводов". Так кто же кого: лагерь — человека? Или человек — лагерь? Многих лагерь победил, перемолол в пыль. Иван Денисович идет через подлые искушения лагеря. В этот бесконечный день разыгрывается драма сопротивления. Одни побеждают в ней: Иван Денисович, Кавгоранг, каторжник X-123, Алешка-баптист, Сенька Клевшин, помбригадира, сам бригадир Тюрин. Другие обречены на погибель — кинорежиссер Цезарь Маркович, "шакал" Фетюхов, десятник Дэр и другие.
Как же человеку жить и выжить? Лагерь — образ одновременно реальный и ирреальный, абсурдный. Это и обыденность, и символ, воплощение вечного зла и обычной низкой злобы, ненависти, лени, грязи, насилия, недомыслия, взятых на вооружение системой.
Человек воюет с лагерем, ибо тот отнимает свободу жить для себя, быть собою. "Не подставляться" лагерю нигде — в этом тактика сопротивления. Да и никогда зевать нельзя. Стараться надо, чтобы никакой надзиратель тебя в одиночку не видел, а в толпе только", — такова тактика выживания. Вопреки унизительной системе номеров, люди упорно называют друг друга по именам, отчествам, фамилиям. Перед нами лица, а не винтики и не лагерная пыль, в которую хотела бы превратить система людей.
Отстаивать
свободу в каторжном лагере —
значит как можно меньше внутренне
зависеть от его режима, от его разрушительного
порядка, принадлежать себе. Не считая
сна, лагерник живет для себя только
утром — 10 минут за завтраком, да за
обедом — 5 минут, да за ужином — 5 минут.
Такова реальность. Поэтому Шухов даже
ест "медленно, вдумчиво". В этом тоже
освобождение.
3.1
Образ главного
героя
А. Солженицын сознательно сделал обыкновенного мужика, которого постигла судьба, характерная для многих русских людей XX века. Иван Денисович Шухов был хозяйственным и бережливым хозяином в маленькой деревне. Когда пришла война, Шухов ушел на фронт и честно воевал. Получил ранение, но не долечился, поспешив вернуться на свое место на фронт. На долю Ивана Денисовича выпал и немецкий плен, из которого он бежал, но попал в'результате в советский лагерь. Суровые условия страшного мира, огороженного колючей проволокой, не смогли сломить внутреннего достоинства Шухова, хотя многие из его соседей по бараку давно потеряли человеческий облик. Превратившись из защитника Родины в зека Щ-854, Иван Денисович продолжает жить по тем нравственным законам, которые сложились в крепкий и оптимистичный крестьянский характер. Мало радостей в расписанном по минутам распорядке дня заключенных лагеря. Каждый день одно и то же: подъем по сигналу, скудный паек, который оставляет полуголодными даже самых тощих, изнурительная работа, постоянные проверки, "шпионы", полное бесправие зеков, беспредел конвойных и надзирателей... И все же Иван Денисович находит в себе силы не унижаться из-за лишней пайки, из-за сигареты, которые всегда готов заработать честным трудом. Не желает Шухов и превратиться в доносчика ради улучшения собственной участи — сам он презирает таких людей. Развитое чувство собственного достоинства не позволяет ему вылизывать тарелку или попрошайничать — суровые законы лагеря безжалостны к слабакам. Вера в себя и нежелание жить за чужой счет заставляют Шухова отказаться даже от посылок, какие могла бы ему высылать жена. Он понимал, "чего те передачи стоят, и знал, что десять лет с семьи их не потянешь". Доброта и милосердие — одно из основных качеств Ивана Денисовича. Он с пониманием относится к заключенным, которые не умеют или не хотят приспособиться к лагерным законам, в результате чего терпят лишние мучения или упускают выгоду. Некоторых из этих людей Иван Денисович уважает, но больше — жалеет, стараясь при возможности помочь и облегчить их участь. Совестливость и честность перед собой не дают Шухову симулировать болезнь, как делают многие заключенные, пытаясь избежать работы. Даже почувствовав серьезное недомогание и придя в санчасть, Шухов ощущает себя виноватым, будто обманывает кого-то. Иван Денисович ценит и любит жизнь, но понимает, что он не в состоянии изменить порядки в лагере, несправедливость в мире. Многовековая крестьянская мудрость учит Шухова: "Кряхти да гнись. А упрешься — переломишься", — но, смиряясь, этот человек никогда не будет жить на коленях и пресмыкаться перед власть имущими. Трепетное и уважительное отношение к хлебу выдают в образе главного героя истинного крестьянина.
За
восемь лет лагерной жизни Шухов
так и не отучился снимать шапку
перед едой даже в самый лютый
мороз. А для того чтобы носить
при себе оставленные "про запас"
остатки пайки хлеба, заботливо завернутые
в чистую тряпочку, Иван Денисович специально
нашил на телогрейку потайной внутренний
карманчик. Любовь к труду наполняет кажущуюся
однообразной жизнь Шухова особым смыслом,
приносит радость, позволяет выжить. Не
уважая работы бестолковой и по принуждению,
Иван Денисович в то же время готов взяться
за любое дело, проявляя себя ловким и
умелым каменщиком, сапожником, печником.
Ему под силу из обломка полотна ножовки
выточить ножик, сшить тапочки или чехлы
под рукавицы. Приработок честным трудом
не только доставляет Шухову удовольствие,
но и дает возможность заработать сигареты
или добавку к пайке. Даже во время работы
на этапе, когда нужно было быстро сложить
стену, Иван Денисович настолько все права
защищены 2001-2005 вошел в азарт, что забыл
о лютом холоде и о том, что работает по
принуждению. Бережливый и хозяйственный,
он не может допустить, чтобы пропал цемент
или чтобы работа . была брошена на середине.
Именно в труде герой обретает внутреннюю
свободу и остается непокоренным страшными
условиями лагеря и мрачной монотонностью
убогого быта. Шухов даже способен чувствовать
себя счастливым из-за того, что завершающийся
день прошел удачно и не принес никаких
неожиданных неприятностей. Именно такие
люди, по мнению писателя, и решают в конечном
счете судьбу страны, несут заряд народной
нравственности и духовности.
3.2
Автор и герой
в одном произведении
Распад
мира — это еще не распад человека,
человеческой личности, но если мир
распадается, то распадается он на атомы
и эти атомы — люди. Или эти атомы все разрушают,
жизнь лишается смысла — и "все завалилось
в кучу бессмысленного сора", когда
"будто вдруг выдернута была та пружина,
на которой все держалось и представлялось
живым" (Л.Толстой), или же все-таки что-то
дает жизни смысл, ту самую пружину. Писатель,
как проводник, воплощается в одном из
атомов человеческого вещества — в том,
где он чувствует, что энергия распада
претворяется этим атомом, этой человеческой
личностью в энергию жизни. Потому для
русской литературы есть неизбежный герой.
Этот герой был неизбежным для Солженицына
в том смысле, как неизбежно русский писатель
становится проводником национальной
метафизической энергии катастрофы распада,
сопротивляясь которой духовно он неизбежно
добудет этот атом восстановления мира.
Круги расходятся и расходятся — недаром
замысливал Достоевский "Житие великого
грешника", потому что никогда в судьбе
русского человека первым кругом ничего
не кончалось, а скорее даже наоборот —
первый круг только давал разгона рокового
судьбе. "Красное колесо" должно было
провести нас всеми этими кругами, но круги
расплылись дальше и дальше, стоило одолеть
один круг истории, как трещали узлы и
возникал на горизонте тот, что и не предполагался
— колесо не катилось, а охватывало обручем
своего рокового бесконечного кольца.
Солженицын в "Одном дне Ивана Денисовича"
показал то, что кроется внутри этих кругов.
Он же осмелился показать всю несостоятельность
власти духовной, двуличность интеллигент-•cfsa,
что налагает моральные запреты на естество,
чтобы себя же в моральном и социальном
положении возвысить над естество^ простонародья.
ожении возвысить над естество^ простонародья.
Солженицын" не создал духовного учения,
потому что его энергия сопротивления
и его одиночество человека непримирившегося
никак не могли обрасти толпой ревнителей
и сподвижников. Литература — это главное
дело его жизни, сфера его долга и ответственности
как художника, но не вершина для влияния...
Человек верующий, обретший веру, он не
проповедовал духовную власть Церкви.
Не преломилась в личности его и сама Власть.
Он остался от нее в отдалении, не сближаясь
с ней даже для борьбы. "Письмо к вождям",
"Как нам обустроить Россию", его
политическая проза — это не заявка на
Власть, а гражданское к ней послание человека,
далекого в силу своей любви к России от
всякой политики. Солженицын и есть русский
человек в XX веке, и не один он был таков;
тот русский человек, что отыскал в том
веке и правду, и свободу, и веру. Отыскал,
будто лучик света, свой ясный да прямой
путь.
Информация о работе Военная проблематика в рассказе "Один день Ивана Денисовича"