Воспитательная функция детской литературы на примере "Королевства кривых зеркал"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 13:56, статья

Описание работы

В детской литературе немаловажную роль играет элемент воспитания, её т.н. воспитательная функция. Литература помогает сформироваться характеру ребенка, его душе, мировоззрению. Сюжеты художественных произведений образуют у ребенка понимание нравственности, закладывают моральные ценности, очерчивают границы добра и зла, показывают определенные модели поведения человека в социуме. Детская книга помогает ребенку понять как самого себя, так и других людей, их проблемы, чувства.

Файлы: 1 файл

Тезисы.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

Элемент нравственного воспитания в повести-сказке В. Губарева «Королевство кривых зеркал»

 

Предметом анализа являются образы, сюжет произведения В. Губарева «Королевство кривых зеркал».

Детская литература, литературный образ, воспитательная функция детской литературы, В. Губарев.

 

В детской литературе немаловажную роль играет элемент воспитания, её т.н. воспитательная функция. Литература помогает сформироваться характеру ребенка, его душе, мировоззрению. Сюжеты художественных произведений образуют у ребенка понимание нравственности, закладывают моральные ценности, очерчивают границы добра и зла, показывают определенные модели поведения человека в социуме. Детская книга помогает ребенку понять как самого себя, так и других людей, их проблемы, чувства.

В повести-сказке «Королевство кривых зеркал», ощутимую роль несет в себе элемент нравственного воспитания личности, наблюдаемый нами на примере главной героини - советской пятиклассницы Оли. В экспозиции она предстает перед читателем неряшливой, грубой, капризной девочкой – буквально апогеем негативных качеств как для менталитета советского (повесть была издана в 50-х годах XX столетия), так и для современного читателя. Однако, в заключительной части читатель наблюдает ее внезапное духовное преображение.

 Сам сказочный сюжет базируется на задумке писателя позволить девочке со стороны увидеть свои недостатки, чтобы впоследствии искоренить их. Магическим образом переместившись в мир по ту сторону зеркала, Оля встречает свое отражение – девочку Яло, наделенную точно такими же чертами характера. Оказавшись в совершенно незнакомом, абсурдном мире, полном кривых зеркал, в которых всё выглядит иначе, где злые люди стоят у власти, а положительные герои разбросаны по тюрьмам, девочка раскрывает в себе новые, прежде незнакомые ей положительные черты, такие как доброта, решительность, способность к сопереживанию и самопожертвованию, чувство ответственности за совершенные поступки. Поведение же Яло тяготит, раздражает главную героиню, та понимает, что вести себя таким образом – нецелесообразно, некрасиво, неуместно для школьницы и для девочки. Однако, впоследствии отражение тоже перенимает новые черты оригинала. Домой Оля возвращается совершенно другим человеком, что не может ни радовать бабушку, которой девочка прежде только грубила.

Читатель понимает, что без этого нравственного подъема героини финал был бы не столь красочен и празден – фактически, именно переосмысление ценностей и привело Олю к победе над злом, к так любимому детьми «хорошему концу». Читателю теперь тоже хочется «взглянуть на себя со стороны», пересмотреть некоторые свои жизненные позиции, свое отношение к членам семьи, друзьям.

Так, на примере «Королевства кривых зеркал», произведению, относящемуся к классике отечественной детской литературы, мы пронаблюдали её воспитательную функцию.

 

Научный руководитель – ст. преп.

А. Е. Козлов

 


Информация о работе Воспитательная функция детской литературы на примере "Королевства кривых зеркал"