Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 19:23, реферат
А. А. Вознесенский родился в 1933 году. В 50-е годы XX века в литературу вступило новое поколение поэтов, чье детство совпало с войной, а юность пришлась на послевоенные годы. Это пополнение нашей поэзии развивалось в условиях бурных перемен в жизни, растущего самосознания народа
Вознесенский Андрей Андреевич
А. А. Вознесенский родился в
1933 году. В 50-е годы XX века в литературу
вступило новое поколение поэтов, чье
детство совпало с войной, а юность пришлась
на послевоенные годы. Это пополнение
нашей поэзии развивалось в условиях бурных перемен в жизни, растущего
самосознания народа. Вместе с поэтами
старшего и среднего поколений молодые
авторы стремились чутко улавливать запросы
развивающейся жизни и литературы и в
меру сил отвечать на них. В. Соколов и
Р. Рождественский, Е. Евтушенко и А. Вознесенский
и многие другие в своих темах и жанрах,
образах и интонациях, обращаясь к разным
художественным традициям, стремились
воплотить черты духовного облика современного
человека, его тягу к напряженному раздумью,
творческому поиску, активному действию.
Творчество Андрея Вознесенского развивалось
сложным путем. Незаурядный талант поэта,
поиски им новых возможностей поэтического
слова сразу привлекли внимание читателей
и критики. В его лучших произведениях
50-х годов, таких как поэма “Мастера”
(1959), стихи “Из сибирского блокнота”,
“Репортаж с открытия ГЭС”, передана
радость работы, оптимистическое жизнеощущение
человека-творца. Лирический герой Вознесенского
полон жажды действовать, творить:
Я со скамьи студенческой
Мечтаю, чтобы зданья
Ракетой ступенчатой
Взвивались в мирозданье!
Однако порою в то время ему недоставало
гражданской зрелости, поэтической простоты.
В стихах сборников “Парабола” и “Мозаика”
(1960) энергичные интонации и ритмы, неожиданная
образность и звукопись местами оборачивались
увлечением формальной стороной стиха.
Поэт Сергей Наровчатов, анализируя книгу
Андрея Вознесенского “Витражных дел
мастер”, проследил связь между ее поэтикой
и искусством витража. Как известно, связь
между литературой и изобразительным
искусством давняя, но в наши дни это “содружество
муз” еще более укрепилось.
В стихах А. Вознесенского “Роща”, “Бобровый
плач”, “Песнь вечерняя” до предела заострена
мысль о том, что, разрушая окружающую
природу, люди губят и убивают лучшее в
себе самих, подвергая смертельной опасности
свое будущее на Земле.
В творчестве Вознесенского заметно
усиливаются нравственно-этические искания.
Поэт сам ощущает острую необходимость
обновления прежде всего духовного содержания
поэзии. И выводом из этих раздумий становятся
следующие строки о жизненном назначении
искусства:
Есть высшая цель стихотворца —
Ледок на крылечке оббить,
Чтоб шли обогреться с морозца
И исповеди испить.
Эти порывы и устремления прозвучали
в книгах “Дубовый лист виолончельный”
(1975) и “Витражных дел мастер” (1976), “Тоскую
о милых устоях”. Они обусловили и появление
иных мотивов, образных штрихов и деталей,
например, в восприятии природы. Отсюда
— “Милые рощи застенчивой родины (цвета
слезы или нитки суровой)...”; “Груша заглохшая,
в чаще одна, я красоты твоей не нарушу”;
“Сосны цветут — свечи огня спрятав в
ладони будущих шишек...”; “Виснут черемухи
свежие стружки...”. Поэт с каким-то удивлением
признается сам себе: “Вижу как будто
впервые озеро красоты русской периферии”.
Впервые стихотворения Андрея Вознесенского
были опубликованы в “Литературной газете”.
В 70-е годы вышли сборники стихов: “Тень
звука”, “Взгляд”, “Выпустите птицу”,
“Соблазн”, “Избранная лирика”.
Вознесенский работает над произведениями
большой поэтической формы, им написаны
поэмы “Лонжюмо”, “Оза”, “Лед-69”, “Андрей
Палисадов” и др. Его поэмы естественно
вырастают из его стихотворений и возвышаются
среди них, как деревья среди кустов. Эти
поэмы стремительны, образы не застревают
на быте и скрупулезной описательности,
не хотят буксовать. Пространство дается
в полете: “ночной папироской летят телецентры
за Муром”. В центре внимания — Время
(с большой буквы), эпическое Время: Вступаю
в поэму,
как в новую пору вступают.
Так начинается поэма “Лонжюмо”.
Реакция поэта на современное, жизненно
важное — мгновенна, безотлагательна, скорая помощь
и пожарная команда его слова — круглосуточны
и безотказны. Болевое, человечное, пронзительное
решительно и отчетливо характеризует
творчество поэта.
Все прогрессы реакционны,
если рушится человек.
“Оза”
Андрею Вознесенскому принадлежат также
статьи по вопросам литературы и искусства.
Поэт много занимается живописью, ряд
его картин находится в музеях.
В 1978 году в Нью-Йорке ему была присуждена
премия Международного форума поэтов
за выдающиеся достижения в поэзии, в том
же году за книгу “Витражных дел мастер”
Андрей Вознесенский удостоен Государственной
премии СССР.
Стихи Вознесенского полны звуковой
энергией. Звуки льются легко, непринужденно
и — что всего важнее — осмысленно. Это
не бездумная игра в словеса, а постоянный
молодой прорыв к смыслу, к сути...
Мы снова встретились,
и нас везла машина грузовая.
Влюбились мы — в который раз.
Но ты меня не узнавала.
Ты привезла меня домой.
Любила и любовь давала.
Мы годы прожили с тобой,
но ты меня не узнавала!