Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:28, реферат
Творческий путь Шекспира разграничивается на три этапа. От первых хроник, ранних комедий и поэм к «Ромео и Джульетте» и «Юлию Цезарю»; затем от «Гамлета» к «Тимону Афинскому» - трагическая пора, охватывающая вершины шекспировской драматургии, и, наконец, поздний период - перед уходом, сказочные или романтические драмы, среди них напутствие - «Буря», и последняя, несколько одиноко стоящая хроника «Генрих YIII», написанная, как полагают некоторые исследователи, не одним Шекспиром. Существуют и более дробные деления. Они улавливают дополнительные оттенки, не меняя общей линии шекспировского творчества.
Введение……………………………………………………………………..3
Художественные особенности «великих» трагедий У. Шекспира……4-5
Мировоззренческий кризис идеологии гуманизма……………………..6-9
Восстановление театра «Глобус»…………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………...12
Министерство образования
Учреждение образования
«Могилевский государственный университет
им. А.А. Кулешова»
Кафедра английского, общего и славянского языкознания
Реферат
Второй период творчества Уильяма Шекспира: общая характеристика.
Исполнитель: студентка 1 курса группы «АФ-13»
факультета иностранных языков
Минич Екатерина Александровна
Могилев 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Художественные особенности «
Мировоззренческий кризис идеологии гуманизма……………………..6-9
Восстановление театра «Глобус»…………………………………………10
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Творческий путь Шекспира разграничивается на три этапа. От первых хроник, ранних комедий и поэм к «Ромео и Джульетте» и «Юлию Цезарю»; затем от «Гамлета» к «Тимону Афинскому» - трагическая пора, охватывающая вершины шекспировской драматургии, и, наконец, поздний период - перед уходом, сказочные или романтические драмы, среди них напутствие - «Буря», и последняя, несколько одиноко стоящая хроника «Генрих YIII», написанная, как полагают некоторые исследователи, не одним Шекспиром. Существуют и более дробные деления. Они улавливают дополнительные оттенки, не меняя общей линии шекспировского творчества.
3
Художественные особенности «великих» трагедий Уильяма Шекспира
«Великие трагедии». Этот термин применяется
для обозначения четырех
В отличие от хроник, связанных воедино, трагедии Шекспира (и том числе и ранние) не составляют цикла. Если в них встречаются одни и те же персонажи (например, Антоний в «Юлии Цезаре» и в «Антонии и Клеопатре»), то это, по существу, разные люди, задача идентичности персонажей в трагедиях не стоит. В трагедии немыслимо появление близнецов: жанр требует неповторимости личности.
Герой трагедии Шекспира — могучая, титаническая фигура, он сам выстраивает линию своей судьбы и отвечает за сделанный им выбор (в отличие от сложившегося к концу 18 в. жанра мелодрамы, в которой герой, а чаще героиня, чистые, но слабые создания, испытывают удары неведомого рока, страдают от преследований со стороны ужасных злодеев и спасаются благодаря помощи покровителей).
В комедиях Шекспира герой несвободен, он подчинен природным влечениям, мир, напротив, свободен, что проявляется в игре случайностей. В трагедиях всё наоборот: мир бесчеловечно упорядочен, несвободен, герой же свободно решает «быть или не быть», основываясь лишь на том, «что же благородней».
Каждая из трагедий неповторима и по своей структуре. Так, композиция «Гамлета» с кульминацией в середине произведения (сцена «мышеловки») ничем не напоминает гармоничную композицию «Отелло» или композицию «Короля Лира», в которой по существу, отсутствует экспозиция.
4
В некоторых трагедиях появляются фантастические существа, но, если в «Гамлете» появление призрака вытекает из концепции Единой цепи бытия (это результат совершенного преступления) то в «Макбете» ведьмы, появляются задолго до преступления героя, они — представительницы зла, которое становится не временной (в периоды хаоса), а постоянной составляющей мира.
5
Мировоззренческий кризис идеологии гуманизма
Какую бы хронику или трагедию мы ни взяли, все пьесы Шекспира могут служить иллюстрацией стремления людей, находящихся в противоречии с порядком, якобы составляющим закон жизни. Законом у Шекспира фактически является нарушение порядка.
Его нарушают люди, движимые эгоистическими
побуждениями. В ранних государственных
пьесах это, как правило, люди своекорыстные,
злобные, мстительные. Но в зрелых трагедиях
Шекспира нарушителями не всегда оказываются
злодеи в прямом смысле слова. Макбет,
конечно, такой же враг божественного
порядка, как и Ричард III, хотя по-человечески
они очень разные. Но уже о Бруте
и Кассии нельзя сказать, что они,
особенно первый, движимы исключительно
своекорыстными интересами. Здесь на
стороне порядка не все благополучно,
носитель власти — деспот, готовый
попрать все законы государства.
В споре Кориолана с римской
демократией каждая сторона по-своему
права и неправа: он справедливо
упрекает толпу, что она без смелого
вождя не способна отстоять Рим, а
народ прав, требуя уважения и добиваясь
удовлетворения своих потребностей.
Словом, чем более мы вглядываемся
в то, каков в пьесах Шекспира
порядок и что представляют собой
его нарушители, тем яснее обнаруживается,
что, во-первых, состояние порядка
временно и непрочно, тогда как
нарушение его происходит постоянно.
Во-вторых, самый порядок, когда он
существует, ничуть не похож на то идеальное
понятие о нем, какое утверждается
философией средневековой или
Важнейшая особенность Шекспира-
Это не следует понимать в том смысле, будто Шекспир лицемерно прикрывается традиционной системой порядка, чтобы хитро подставить вместо официальной точки зрения свою, противостоящую ей. Это не то же самое, что концовка «Тартюфа» у Мольера, сознательно приделанная для того, чтобы защитить критическое содержание основного действия.
6
Идея порядка была органично
присуща мировоззрению
Даже наивная космогония того времени не может избежать этого противоречия. Она утверждает, будто на небесах царит божественный порядок, являющийся образцом для земного мира. Улисс в знаменитом монологе о порядке во вселенной исходит из этой предпосылки. Говорит же он: «Ведь если вдруг планеты /Задумают вращаться самовольно, / Какой возникнет в небесах раздор». Значит, самая возможность этого противоестественна. Но тут же он описывает последствия такого нарушения — всевозможные стихийные бедствия и хаос в государстве, реальность которых не вызывает сомнения. Даже в его речи можно заметить двойственность концепции порядка. Что же касается пьесы «Троил и Крессида», в которой этот монолог произносится, то она от начала до конца опровергает идею какого бы то ни было порядка в государстве и в личных отношениях между людьми.
Шекспир верил в идеал гармонии, но подмечал в жизни все то, что эту гармонию нарушало. Острое чувство противоречий жизни и сделало для него наиболее органичной формой творчества драматургию.
А не мешала ли шекспировскому драматизму идея гармонии и порядка? Не вернее ли представить себе, что ему была присуща склонность видеть лишь одни противоречия действительности? Нет, в таком случае он не поднялся бы выше уровня Бена Джонсона, чей драматизм был именно таким — ограниченным наглядными противоречиями и антагонизмами.
7
В этом отношении вершинные явления мировой драмы сходны между собой. Древнегреческая трагедия тоже расцвела в условиях такого своеобразного состояния духовной жизни общества: еще сохранялась традиционная вера в божественное устройство мирового порядка, реальный опыт каждодневно опровергал ее. Борьба между верой и реальным опытом, убеждавшим в несоответствии старых понятий действительности, создала духовные предпосылки античного трагического искусства. В эпоху Возрождения возник новый духовный кризис такого же рода. Сознание постигало те черты жизни, которые либо вообще не учитывались традиционным мировоззрением, либо оценивались иначе, чем подсказывал опыт новой действительности.
Шекспир стоит не только на грани двух социальных формаций, он современник эпохи, когда во всей остроте обнажилось несоответствие многовековых идеологических концепций и нравственных правил, укоренившихся и сознании людей, и новых индивидуалистических стремлений, казавшихся нарушением естественного патриархального уклада.
Но и это далеко не все. Не менее острым был конфликт в пределах новой ренессансной мысли, оказавшейся перед лицом неразрешимых противоречий. Рушились не только традиционные понятия, испытанию подвергался новый взгляд на мир, возникший в эпоху Возрождения.
Ренессансный гуманизм пережил
две стадии. Становление нового мировоззрения
сопровождалось великими надеждами
на обновление жизни. Первая пора гуманизма
отмечена оптимизмом: казалось, что
восторжествует полная гармония. Более
того — гуманисты думали, что
именно их век и осуществит идеальный
мировой порядок. Они знали, что
порядка не было в феодальном обществе,
раздиравшемся вечными
8
Новая идеология решила старое противоречие человека и природы, утвердив принцип органической связи человека и окружающего мира. Она решила мучившую средневековых мыслителей дилемму души и тела, создав учение об органическом единстве двух сторон человеческой натуры. Оптимизм гуманистов исходил из убеждения, что добрые начала в человеке сильнее дурных.
Развитие европейского общества не оправдало надежд гуманистов. Вторая фаза развития ренессансной философии состояла в самокритике, признании нереальности надежд, в стремлении преодолеть иллюзии, хотя бы и благородные, в намерении утвердить трезвый взгляд на реальность.
9
Восстановление театра «Глобус»
Начало истории театра относится к 1599 году. Средства на постройку здания были собраны актерской труппой, в число которой входил и Уильям Шекспир. Всего у театра было 6 владельцев-актеров, поэту принадлежала часть, равная 12,5%. Для возведения театра была выбрана площадка, на которой ранее располагался самый первый общественный театр Лондона. Сначала «Глобус» представлял собой круглую площадку, которая была обнесена высокими стенами с устроенными на них балконами для зрителей. Роль сцены для актеров выполняла именно эта площадка. Декорации заменяли обычные таблички с текстом, которые поясняли зрителю, в каком месте сейчас происходит театральное действо. В этом здании Шекспир поставил большинство своих знаменитых драм, включая «Макбета», «Отелло» и «Ромео и Джульетту». Самое первое строение театра Шекспира «Глобус» полностью сгорело во время выступления в 1613 году – во время представления «Генриха VIII» произошел сбой в работе декорационной пушки, стрелявшей углем, что и привело к сильному возгоранию. Согласно хроникам тех лет, происшествие обошлось без пострадавших, хотя здание и выгорело полностью. Восстановили театр уже в 1614 году, на том же месте, однако Шекспир к тому времени уехал из Лондона, поэтому и не принимал участия в работе заново отстроенного «Глобуса». Новому театру не суждено было проработать долго, уже в 1642 году его закрыли пуритане. А вскоре здание было снесено, с целью расчистки площади для последующей постройки жилых домов. Инициатором создания современного «Глобуса» был Сэм Уэнамэйкер. Несмотря на то, что было точно определено, где именно находился шекспировский театр, а также найдены рисунки и чертежи строения, новое здание расположено приблизительно в 200 м. от места первоначальной постройки. Современный «Глобус» открыт для зрителей с 1997 года. Этот театр является практически точной копией своего оригинала: он имеет 3 яруса балконов для зрителей, нижние места все стоячие. Точность соблюдена и в размерах строения, а крыша все также сделана из соломы. Современные новшества – этот только лишь закулисье, фойе, системы освещения и пожаротушения. Это здание является первым лондонским строением с соломенной крышей, которое было выстроено с 1666 года – после Великого пожара.
10
Заключение
Первостепенный по значению и силе среди гигантов, выдвинутых Возрождением, Шекспир по сравнению с ними обладает рядом особенностей. Шекспир не отличался внешней разносторонностью, столь характерной для деятелей Ренессанса, в том числе для поэтов, близких к нему. На пути Шекспира не было существенных отклонений от литературно-театральной деятельности, в пределах которой Шекспир также держался одного русла, прежде всего и главным образом драматургии.
С Шекспиром связан новый этап во всестороннем познании действительности и ее идейно-эстетической оценке, беспощадной оценке складывавшегося буржуазного общества и абсолютистского произвола, а также трезвого суждения о гуманизме Возрождения, о его величии и трагедии. Именно в этом выразился реализм Шекспира как взгляд, проникнутый историзмом, подчас стихийным, а подчас глубоко осознанным.
Шекспир -- наивысшее выражение английской ренессансной литературы, более того, всей английской литературы: равного ему по творческому величию, значительности и жизнеспособности его наследия нет в литературной истории Англии. Национальный гений, Шекспир принадлежит к гениям европейской и мировой литературы, к небольшому числу писателей, которые оказывали и оказывают интенсивное воздействие на развитие многих национальных литератур и на всю духовную культуру мира.
Шекспировский взгляд на вещи необычайно реален. Им все ухвачено, всему дана действительная цена. В этом чувстве, в этой реальности и трезвости восприятия и передачи действительности суть и основа его реализма.
11
Список литературы
1. http://otherreferats.allbest.
2. http://shekspir-dramaturg.ru/
3. http://travel-child.ru/teatr-
12
Информация о работе Второй период творчества Уильяма Шекспира: общая характеристика