Взаимодействие литературоведения с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:32, реферат

Описание работы

В литературоведении много дисциплин. Они бывают основные и вспомогательные. Основные: теория литературы, история литературы и литературная критика. Литературная критика обращена к современному литературному процессу. Она откликается на новые произведения. Главная задача критики – дать произведению оценку. Возникает тогда, когда четко проступает связь художника и общества. Критиков часто называют квалифицированными читателями. Русская критика начинается с Белинского. Критика манипулирует мнением читателя. Часто она необъективна. Пример: реакции на «Повести Белкина» и травля Бориса Пастернака, когда о нем отзывались плохо те, кто его даже не читал.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 25.47 Кб (Скачать файл)

Реферат.

Взаимосвязь Литературоведения и  других наук.

 

Литературоведение – наука о литературе. Зародилась в Древней Греции. Основоположник – Аристотель. 1-ая книжка – «Поэтика», 4 век до н.э.  
 
18 век – литературоведение стало самостоятельной наукой. 
Литературоведение объединяет 3 литературные дисциплины: 

  • Теорию литературы (изучает специфику, соц. Природу, общественную роль и закономерности развития художественной литературы;
  •  
    Историю литературы (исследует процесс литературного развития в хронологической последовательности);
  •  
    Литературную критику (откликается на важнейшие литературные события времени).

Вспомогательные науки: 

  • Историография (собирает и отрабатывает достижения в развитии литературных дисциплин);
  •  
    Текстология (восстанавливает авторство произведений, название, восстанавливает его авторский текст);
  •  
    Библиография (указатель, путеводитель книг).

Литературоведение – это наука, которая изучает специфику литературы, развитие словесного художественного творчества, художественные литературные произведения в единстве его содержания и формы, закономерности литературного процесса. Это одна из ветвей филологии. Профессия филолога появилась, чтобы обработать древние тексты – расшифровать их и адаптировать для чтения. В Эпоху Возрождения появился огромный интерес к античности – к текстам Эпохи Возрождения филологи обращались в качестве помощи. Пример, когда необходима филология: расшифровать исторические реалии и имена в «Евгении Онегине». Необходимость комментария, например, к военной литературе. Литературоведы помогают понять, о чем текст, и зачем он создан.

В литературоведении  много дисциплин. Они бывают основные и вспомогательные. Основные: теория литературы, история литературы и литературная критика. Литературная критика обращена к современному литературному процессу. Она откликается на новые произведения. Главная задача критики – дать произведению оценку. Возникает тогда, когда четко проступает связь художника и общества. Критиков часто называют квалифицированными читателями. Русская критика начинается с Белинского. Критика манипулирует мнением читателя. Часто она необъективна. Пример: реакции на «Повести Белкина» и травля Бориса Пастернака, когда о нем отзывались плохо те, кто его даже не читал.

Теория и история  не обращены к злободневности. Ни историку, ни теоретику не важна злободневность, он изучает произведение на фоне всего литературного процесса. Очень часто литературные процессы проявляются ярче во второстепенной литературе. Теоретик выявляет общие закономерности, константы, ядро. Ему не важны нюансы. Историк, наоборот, изучает частности, специфику.

Литературоведение и история. Произведения художественной словесности всегда принадлежат тому или другому народу, на языке которого они созданы, и определенной эпохе в истории этого народа. Литературоведение не может не учитывать тесную связь развития художественной словесности с исторической жизнью отдельных народов. Более того, понимание этих связей оно кладет в основу своего изучения. Вследствие этого литературоведение само выступает как общественно-историческая наука, стоящая в ряду исторических наук, с разных сторон изучающих развитие общественной жизни народов мира.

Без знания множества фактов, событий, отношений, характерных для  того времени, когда возникли те или  иные произведения, без умения вникнуть в самый «дух» той эпохи  или ее периода невозможно научно изучать художественную литературу. 
Поэтому литературовед всегда должен обращаться к другим историческим наукам, чтобы они вооружили его соответствующими знаниями и сведениями. Ему необхо-дима способность осознавать неповторимое своеобразие каждого периода национально-исторической жизни и его отражения в особенностях художественного содержания и формы литературных произведений — историзм литературоведческого мышления.

Основное значение для  литературоведения имеют те знания, которые может дать гражданская история, изучающая факты, события, отношения социальной, полити-ческой и идейной жизни народов. Эта наука дает, в частности, хронологические сведения — точные данные (даты) о том, когда, в какой внешней связи и после-довательности возникли явления и события общественной жизни. Пользуясь общеисторической хронологией, литературоведение создает и свою собственную хронологию, достаточно точную и надежную, помогающую ему установить внешнюю последовательность появления произведений, а отсюда и возможности их внутренних связей. Без общеисторической и собственно литературной хронологии не может существовать история литературы как наука. Не-ясности и ошибки в хронологии могут привести к неверному пониманию всего процесса литературного развития той или иной страны.

 

 

 

 

Лингвистика и  литературоведение как части  филологии

Эти науки объединяет то, что обе они занимаются изучением  явлений словесности. Много веков  эти науки существовали в тесной взаимосвязи под общим знаменателем – филология.

В своей основе лингвистика  и литературоведение – разные науки, поскольку преследуют изучение разных задач. Задача лингвистики в  изучении человеческого языка, вернее, словесности. Изучается словесная  деятельность людей для того, чтобы  отследить закономерности и особенности  развития каждого языка в отдельности. Литературоведение предполагает изучение художественной литературы народов  всего мира. Важно понимать закономерности и особенности, по которым развивается  литература той или иной страны, что на нее влияет, и в каких  формах происходит выражение.

Несмотря на различные  задачи, лингвистика и литературоведение  тесно сотрудничают, а иногда и  приходят на помощь друг другу. Как  и многие явления словесности, художественная литература является важным источником для лингвистических исследований, поскольку посредством литературы можно отследить особенности  изменений языков разных народов  мира. Хотя особенность языка художественного  произведения полностью зависит  от его идейного содержания. Литературоведение  как наука может поделиться с  лингвистикой рычагами понимания содержательных аспектов литературы, объясняющими особенностями  определенного языка написания  произведения. Но и для литературоведения  полезны сведения лингвистики, которые  помогают понять особенности языка  произведения. Причем взаимная помощь наук бывает разной – все зависит  от особенностей изучаемого предмета.

 

Литературоведение и фольклор.

Предметом литературоведения  является не только художественная литература, но и вся художественная словесность  мира — письменная и устная. В  самые ранние эпохи исторической жизни народов у них вообще не было «литературы». Литература у  каждого народа возникала только тогда, когда он так или иначе  овладевал письменностью — создавал или заимствовал определенную систему  знаков для записи отдельных высказываний или целых словесных произведений. До создания или усвоения письменности все народы создавали словесные  произведения устно, хранили их в  своей коллективной памяти и распространяли в устной передаче. Так возникали  у них разного рода сказки, легенды, песни, пословицы, заговоры и т. п.

В науке все произведения устного народного творчества получили название «фольклор» (англ, folk — народ, lore — знание, учение). У каждого народа трудящиеся массы продолжали создавать произведения устного творчества и после возникновения национальной письменности, которая долгое время обслуживала преимущественно господствующие классы и государственные, а также церковные учреждения. Фольклор развивался параллельно с художественной литературой, взаимодействовал с ней и нередко оказывал на нее большое влияние. Он существует и в наше время.

Но и художественная литература в разные исторические эпохи имела  различные возможности своего существования  и распространения. У самых передовых народов Западной Европы печатное дело стало распространяться только в середине XV в. Переписывать большие произведения от руки было очень трудоемким и кропотливым делом. Им занимались переписчики, часто люди духовного звания. 

Авторство некоторых, иногда самых значительных произведений, например «Слова о полку Игореве», пока так  и не удалось твердо установить. Вследствие этого научное изучение древних и средневековых литератур — дело очень сложное. Оно требует нахождения рукописей в старинных книгохранилищах, архивах, сравнения различных списков и редакций произведений, их датировки. Определение времени создания произведений и на основе их списков происходит путем исследования материала, на котором они написаны, манеры .письма и почерка переписки, особенностей языка авторов и самих переписчиков, состава фактов, лиц, событий, изображенных или только упоминаемых в произведениях, и т. д. И здесь лингвистика приходит на помощь литературоведению, давая ему знания по истории развития тех или иных языков, расшифровывая те или иные системы знаков и записи. На этой почве и возникла отдельная филологическая дисциплина (часть науки), получившая название «палеографии», т. е. описания древностей (гр. palaios — древний, grapho — пишу). Изучение литературоведами древних и средневековых литератур разных народов невозможно без углубленного знания лингвистики и палеографии.

 

Литературоведение и математика.

 

Считается, что математики и филологи говорят на разных языках. Язык математики по преимуществу нормативен, а литературы – образен. Математика и литературоведение имеют различную  терминологию, причем одни и те же вещи в них часто называются по-разному. Это создает особые трудности, которые  ученые стремятся преодолеть. Однако математика не отделена от филологии  непроходимой гранью. Математические методы активно используются во многих областях литературоведения (например, в текстологии).

В середине ХХ в. усилилась  роль математических методов, особенно статистики, в литературоведении, преимущественно  в стиховедении, стилистике, текстологии, фольклоре, где легче выделяются соизмеримые элементарные отрезки  структуры.

Раньше всего методы математической статистики применялись в области  стиховедения, сферы, легче всего  поддающейся сегментации. Большой вклад внесли в эту область русские поэты и филологи: А. Белый, Г.А. Шенгели, Б.В. Томашевский (который использовал также методы теории вероятностей) и другие.

Так выяснено, что в произведениях  А. С. Пушкина преобладают глаголы. По произведенным подсчетам, в «Пиковой даме» - 40% глаголов при 44% существительных  и 16% эпитетов, в то время как в  «Мертвых душах» Н. В.Гоголя – 50% существительных, 31% глаголов и 19% эпитетов. Эти сведения могут быть очень важны для гендерной лингвистики, которая также использует статистику в своих изысканиях. Суммируя данные, изложенные выше, можно сказать, что язык Н.В. Гоголя маскуллинен. В отношении языка А.С. Пушкина можно говорить об андрогинности или феминности.

То же касается и стиля  двух мастеров. Прозу Пушкина сравнивают с чертежом, Гоголя – с картиной. Стилистическая манера Гоголя противоположна пушкинскому простому синтаксису. Пушкин предпочитал простые, нераспространенные предложения длинным периодам. Гоголь любил сравнения, строящиеся как сложное синтаксическое целое, как ритмически организованный период, занимающий подчас свыше полутора десятка печатных строк. «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы», - таковы стилистические требования.

Древнейшее стиховедение практически сводилось к математике, разумеется, крайне простой. Античные стиховеды устанавливали количественные отношения (долгий слог равен двум кратким), находили простейшие единицы измерения - стопы, затем единицы высшего порядка - стихи, строфы.

Сама природа стихотворной речи – ритм. В этой речи с большей  или меньшей степенью регулярности повторяются и строятся в ряды чем-то подобные элементы. В разное время и в разных языках эти  элементы могут быть различными (например, сочетания слогов долгих и кратких  или же ударных и безударных), но суть дела от этого не меняется. Поэтому средневековые стиховеды так свободно черпали понятия и термины у античных, а Тредиаковский и Ломоносов - у античных, французских и немецких. Поэтому и мы, определяя основные категории стихотворной речи (размер, строфу и т. д.), не можем обойтись без счета, то есть простейшей математики.

 

 


Информация о работе Взаимодействие литературоведения с другими науками