Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:02, реферат
В произведения и статьях А.С.Пушкина обнаруживаешь золотую россыпь мыслей,предложений о нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании подрастающих поколений, которые не потеряли своей актуальности и в наше время. Он был противником формализма и педантизма в обучении и воспитании детей и юношества. А.С.Пушкин боролся за нравственную чистоту в литературе, тем более в книгах, предназначенных для детей и молодежи.
Взгляд Пушкина на детскую литературу.
В произведения и статьях А.С.Пушкина обнаруживаешь золотую россыпь мыслей,
предложений о нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании
подрастающих поколений, которые не потеряли своей актуальности и в наше
время. Он был противником формализма и педантизма в обучении и воспитании
детей и юношества.
А.С.Пушкин боролся за нравственную чистоту в литературе, тем более в книгах,
Предназначенных для детей и молодежи. “Безнравственное сочинение есть то, –
писал он, – коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих
основано счастие общественное или человеческое достоинство.” Вместе с тем
поэт говорил, что описывать человеческие слабости, заблуждения и страсти не
есть безнравственность, как анатомическое вскрытие не есть убийство.
Непременным качеством нравственности он считал совесть – когтистого зверя,
скребущего сердце.
Поэт в своих произведениях высмеивал тех, кто объявляет себя патриотами на
том основании, что любит ботвинью, а его дети бегают в красных рубашках. Он
призывал изучать историю своего отечества, ибо, по его мнению, только
невежественные люди не уважают прошлого. А.С.Пушкин писал: “Уважение к
минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.” Неуважение к
предкам он считал первым признаком безнравственности.
А.С.Пушкин - создатель и неутомимый пропагандист русского литературного языка
и русской классический литературы. Он звал "глаголом жечь сердца людей". Его
девизом было следующее изречение: "Чтение - вот лучшее учение". При этом поэт
считал, что чтение должно быть выборочным, продуманным, последовательным, а
не беспорядочным, эпизодическим, случайным. Будучи прекрасным языковедом,
А.С.Пушкин утверждал, что славяно-русский язык, как материал словесности,
имеет неоспоримое
превосходство перед всеми
учиться языку у народа, у простых людей, у "московской просвирни". Поэт внес
неоценимый
вклад в совершенствование
"Грамматика, - писал он, - не предписывает законов языку, но изъясняет и
утверждает его обычаи". Поэт многое сделал для изучения и распространения
старинных песен, сказок, былин, пословиц и поговорок.
«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане ». Их связь с устным народным творчеством. Система образов, характеры героев, богатство и глубина содержания
В 1833 г. написана
«Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжет
«Сказки о рыбаке и рыбке» связан
истоками со сказкой «Жадная старуха»
и был подарен Пушкину
В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, он не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она.
Сказки А.С. Пушкина - сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 г. и впервые напечатана в 1832г. в третьей части «Стихотворений А. С. Пушкина». «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». Обращаясь к устному народному творчеству, А.С. Пушкин видит в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.
Далеко не все современники поняли новаторство Пушкина и увидели рождение нового поэтического жанра. Это произведение - не подражание и не переложение народной сказки, а прямой ее наследник не только по внешним признакам, но и по реалистической основе и глубокому социальному содержанию. В нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: «Во все время разговора он стоял позадь забора…».
По цензурным условиям А.С. Пушкин не мог откровеннее высмеять высокородного любителя подслушивать. Но в черновой прозаической программе «Сказки о царе Салтане» поэт четко наметил черты его характера: «Царь имел привычку гулять поздно по городу и подслушивать речи своих подданных. Он с приятной улыбкой подошел к меньшой сестре, взял ее за руку и сказал: будь же царицей и роди мне царевича! Потом, обратясь к старшей и средней, сказал он: ты будь у меня при дворе ткачихой, а ты - кухаркой». В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств:
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государственной жене -
и раскрываются сложные взаимоотношения между людьми («А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…»).
«Сказка о царе Салтане» завершается не моралистическим выводом, как было у многих других писателей-сказочников, а веселым пиром славящим торжество добра. Положительные персонажи в длительной борьбе побеждают: князь Гвидон встречается с отцом; ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха посрамлены.
Читатели всем сердцем на стороне «светлого мира» сказки, олицетворенного в образах царицы-матери, князя Гвидона, царевны Лебеди. Только образ царя Салтана вызывает сомнения и раздумья. Вот как говорит об этом К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти»: «Мальчишка с большим увлечением слушал сказку о царе Салтане. Но все время его тревожил вопрос: «Что же такое этот самый Салтан? С одной стороны, он как будто человек симпатичный, а с другой стороны, он уж слишком поддается влиянию злой Бабарихи и ее коварных подруг. Поэтому все время он перебивал рассказчика вопросами об этом непостижимом царе: А что он - правильный? А он хороший?» Подобные сомнения и раздумья - начало активной работы творческого сознания маленького слушателя. Это свидетельство большого воспитательного значения подобных произведений.
Сказки Пушкина отличаются богатством творческой фантазии, что особенно характерно для детской литературы. В них гармонично уживаются реалистические картины быта и нравов различных сословий русского общества с чудесами волшебного мира, возникшего под пером поэта. Таков целый город на острове Буяне - столица князя Гвидона:
…Город новый златоглавый…
…Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
…В колымагах золотых
Пышный двор встречает их…
Поэтически совершенны такие персонажи, как царевна Лебедь, Золотая рыбка, тридцать три богатыря, белка-чудесница. Для сказок Пушкина, как и для народных, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки - в царицу; лебедя - в прекрасную девушку; князя Гвидона - в комара, шмеля, муху. Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за самодурство и алчность. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над волшебными чарами. Действие развертывается динамично, без длительных описаний. Пушкин-сказочник выступил против монотонности поэзии, против стертых ритмико-синтаксических оборотов. Его стих подвижен, передает ритм движения и напряженность событий:
Едет с грамотой гонец,
И приехал, наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую…
Динамизм
и быстрота смены событий свободно
и легко уживаются с пейзажными
картинками, лаконичными и зримо-
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Пушкин выступает в «Сказке о царе Салтане» как борец за народность языка, или «просторечье», как тогда говорили. Мягко, задушевно звучит речь героев, полная слов с ласкательными суффиксами, характерными для устного народного творчества:
…белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает…
Энергична и действенна у Пушкина-сказочника звуковая организация стиха. Значимостью у него обладает каждый звук, то передающий плеск морской волны, то воспроизводящий полет комара или шмеля:
Море вздуется бурливо.
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге…
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал…
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал…
С. Я. Маршак в «Заметках о сказках Пушкина» дает мудрый совет: «Я не думаю, что мы должны объяснять ребенку, какое значение имеют в этих стихах звуки «з» и «ж», характеризующие полет комара и шмеля. Пусть дети чувствуют звуковую окраску стихов, не занимаясь анализом. Но мы-то сами, прежде, чем прочесть стихи детям, должны хорошо услышать все эти «з», «ж», длинное, высокое «и» - в слове «злится» и низкое, гулкое «у» в словах «кружится» и «жужжит».
Заключение
Глубокий след в детском чтении в истории детской литературы оставили пленяющие красотой и умом сказки Пушкина. На каждом этапе своего творческого развития Пушкин создавал сказочные произведения в фольклорном стиле, всё глубже проникая в обширный и разнообразный мир народной поэзии. Сказки стали итогом многолетних стремлений поэта постичь образ мыслей и чувства народа, особенности его характера, устного народного творчества и языка.
Фольклорная
поэтика становится в сказках
Пушкин могучим средством
Сказки А.С. Пушкина - сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди, «Сказка о рыбаке и рыбке».
Трудно
переоценить значение пушкинских творений
для формирующейся личности: они
открывают маленькому читателю огромный
мир человеческих мыслей, чувств, переживаний,
приобщают его к
Таким образом, в отличие от декабристов Пушкин старается подойти ближе к народу, понять его интересы, мечты, идеалы. Как поэт, он знает, что все чувства и мысли народа выражаются в его поэтическом творчестве. Сказка - это вершина народного фольклора в силу ее доступности в любом возрасте. Поэтому А.С. Пушкин хоть и не писал специально для детей становится любимым автором для каждого ребенка с самого малого возраста.