Взгляд Пушкина на детскую литературу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:02, реферат

Описание работы

В произведения и статьях А.С.Пушкина обнаруживаешь золотую россыпь мыслей,предложений о нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании подрастающих поколений, которые не потеряли своей актуальности и в наше время. Он был противником формализма и педантизма в обучении и воспитании детей и юношества. А.С.Пушкин боролся за нравственную чистоту в литературе, тем более в книгах, предназначенных для детей и молодежи.

Файлы: 1 файл

контрольная по детской литре.docx

— 22.59 Кб (Скачать файл)

 Взгляд Пушкина на детскую литературу.

 

В произведения и статьях А.С.Пушкина обнаруживаешь золотую россыпь мыслей,

предложений о нравственном, патриотическом и  эстетическом воспитании

подрастающих  поколений, которые не потеряли своей  актуальности и в наше

время. Он был  противником формализма и педантизма в обучении и воспитании

детей и юношества.

А.С.Пушкин боролся  за нравственную чистоту в литературе, тем более в книгах,

Предназначенных  для  детей и молодежи. “Безнравственное сочинение есть то, –

писал он, –  коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих

основано  счастие общественное или человеческое достоинство.” Вместе с тем

поэт говорил, что описывать человеческие слабости, заблуждения и страсти не

есть безнравственность, как анатомическое вскрытие не есть убийство.

Непременным качеством нравственности он считал совесть – когтистого зверя,

скребущего сердце.

Поэт в  своих произведениях высмеивал  тех, кто объявляет себя патриотами на

том основании, что любит ботвинью, а его дети бегают в красных рубашках. Он

призывал  изучать историю своего отечества, ибо, по его мнению, только

невежественные  люди не уважают прошлого. А.С.Пушкин писал: “Уважение к

минувшему –  вот черта, отличающая образованность от дикости.” Неуважение к

предкам он считал первым признаком безнравственности.

А.С.Пушкин - создатель и неутомимый пропагандист русского литературного языка

и русской  классический литературы. Он звал "глаголом жечь сердца людей". Его

девизом было следующее изречение: "Чтение - вот  лучшее учение". При этом поэт

считал, что  чтение должно быть выборочным, продуманным, последовательным, а

не беспорядочным, эпизодическим, случайным. Будучи прекрасным языковедом,

А.С.Пушкин утверждал, что славяно-русский язык, как  материал словесности,

имеет неоспоримое  превосходство перед всеми европейскими языками. Он завещал

учиться языку  у народа, у простых людей, у "московской просвирни". Поэт внес

неоценимый  вклад в совершенствование грамматического  строя русского языка.

"Грамматика, - писал он, - не предписывает законов  языку, но изъясняет и

утверждает  его обычаи". Поэт многое сделал для  изучения и распространения

старинных песен, сказок, былин, пословиц и поговорок.

 

 

 «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе  Салтане  ». Их связь с устным народным творчеством. Система образов, характеры героев, богатство и глубина содержания

 

В 1833 г. написана «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжет  «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем  фольклора писателем В.И. Далем. В  «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском  языке, но и в зарубежном фольклоре... Сказка Пушкина представляет собой  сатиру на крепостничество. Это подчеркивается резким противопоставлением старика  и старухи: он остается крестьянином, а она поднимается все выше по социальной лестнице.

В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, он не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она.

Сказки  А.С. Пушкина - сюжетные произведения, в  которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка  о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 г. и впервые напечатана в 1832г. в третьей части «Стихотворений А. С. Пушкина». «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». Обращаясь к устному народному творчеству, А.С. Пушкин видит в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.

Далеко  не все современники поняли новаторство  Пушкина и увидели рождение нового поэтического жанра. Это произведение - не подражание и не переложение  народной сказки, а прямой ее наследник  не только по внешним признакам, но и по реалистической основе и глубокому социальному содержанию. В нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: «Во все время разговора он стоял позадь забора…».

По цензурным  условиям А.С. Пушкин не мог откровеннее  высмеять высокородного любителя подслушивать. Но в черновой прозаической программе  «Сказки о царе Салтане» поэт четко наметил черты его характера: «Царь имел привычку гулять поздно по городу и подслушивать речи своих подданных. Он с приятной улыбкой подошел к меньшой сестре, взял ее за руку и сказал: будь же царицей и роди мне царевича! Потом, обратясь к старшей и средней, сказал он: ты будь у меня при дворе ткачихой, а ты - кухаркой». В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств:

 

В кухне  злится повариха,

Плачет  у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государственной жене -

 

и раскрываются сложные взаимоотношения между  людьми («А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…»).

«Сказка о царе Салтане» завершается не моралистическим выводом, как было у многих других писателей-сказочников, а веселым пиром славящим торжество добра. Положительные персонажи в длительной борьбе побеждают: князь Гвидон встречается с отцом; ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха посрамлены.

Читатели  всем сердцем на стороне «светлого  мира» сказки, олицетворенного в  образах царицы-матери, князя Гвидона, царевны Лебеди. Только образ царя Салтана вызывает сомнения и раздумья. Вот как говорит об этом К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти»: «Мальчишка с большим увлечением слушал сказку о царе Салтане. Но все время его тревожил вопрос: «Что же такое этот самый Салтан? С одной стороны, он как будто человек симпатичный, а с другой стороны, он уж слишком поддается влиянию злой Бабарихи и ее коварных подруг. Поэтому все время он перебивал рассказчика вопросами об этом непостижимом царе: А что он - правильный? А он хороший?» Подобные сомнения и раздумья - начало активной работы творческого сознания маленького слушателя. Это свидетельство большого воспитательного значения подобных произведений.

Сказки  Пушкина отличаются богатством творческой фантазии, что особенно характерно для детской литературы. В них  гармонично уживаются реалистические картины быта и нравов различных  сословий русского общества с чудесами волшебного мира, возникшего под пером  поэта. Таков целый город на острове  Буяне - столица князя Гвидона:

 

…Город  новый златоглавый…

…Стены  с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут  маковки церквей

И святых монастырей.

…В колымагах  золотых

Пышный  двор встречает их…

 

Поэтически  совершенны такие персонажи, как  царевна Лебедь, Золотая рыбка, тридцать три богатыря, белка-чудесница. Для сказок Пушкина, как и для народных, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки - в царицу; лебедя - в прекрасную девушку; князя Гвидона - в комара, шмеля, муху. Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за самодурство и алчность. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над волшебными чарами. Действие развертывается динамично, без длительных описаний. Пушкин-сказочник выступил против монотонности поэзии, против стертых ритмико-синтаксических оборотов. Его стих подвижен, передает ритм движения и напряженность событий:

Едет  с грамотой гонец,

И приехал, наконец.

А ткачиха  с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Обобрать  его велят;

Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют  грамоту другую…

 

Динамизм  и быстрота смены событий свободно и легко уживаются с пейзажными картинками, лаконичными и зримо-красочными:

 

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит…

В синем  небе звезды блещут,

В синем  море волны хлещут;

Туча  по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит  себе в волнах

На раздутых парусах.

 

Пушкин  выступает в «Сказке о царе Салтане» как борец за народность языка, или «просторечье», как тогда говорили. Мягко, задушевно звучит речь героев, полная слов с ласкательными суффиксами, характерными для устного народного творчества:

…белочка  при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку  собирает…

 

Энергична и действенна у Пушкина-сказочника звуковая организация стиха. Значимостью  у него обладает каждый звук, то передающий плеск морской волны, то воспроизводящий  полет комара или шмеля:

 

Море  вздуется бурливо.

Закипит, подымет вой,

Хлынет  на берег пустой,

Разольется  в шумном беге…

 

Тут он в  точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал…

 

Тут он очень  уменьшился,

Шмелем  князь оборотился,

Полетел и зажужжал…

 

С. Я. Маршак в «Заметках о сказках Пушкина» дает мудрый совет: «Я не думаю, что  мы должны объяснять ребенку, какое  значение имеют в этих стихах звуки  «з» и «ж», характеризующие полет комара и шмеля. Пусть дети чувствуют звуковую окраску стихов, не занимаясь анализом. Но мы-то сами, прежде, чем прочесть стихи детям, должны хорошо услышать все эти «з», «ж», длинное, высокое «и» - в слове «злится» и низкое, гулкое «у» в словах «кружится» и «жужжит».

 

Заключение

 

Глубокий  след в детском чтении в истории  детской литературы оставили пленяющие  красотой и умом сказки Пушкина. На каждом этапе своего творческого  развития Пушкин создавал сказочные  произведения в фольклорном стиле, всё глубже проникая в обширный и разнообразный мир народной поэзии. Сказки стали итогом многолетних стремлений поэта постичь образ мыслей и чувства народа, особенности его характера, устного народного творчества и языка.

Фольклорная поэтика становится в сказках  Пушкин могучим средством реалистического  изображения жизни, помогает поэту  проникнуть в психологию героев. Удивительно  легко, свободно и естественно совершается  в сказках Пушкина переход  от реального к волшебному и наоборот.

Сказки  А.С. Пушкина - сюжетные произведения, в  которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка  о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди, «Сказка о рыбаке и рыбке».

Трудно  переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они  открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству  родного языка. Произведения А.С. Пушкина  указали детской литературе новый  путь. Они дали классические образцы  детской литературы.

Таким образом, в отличие от декабристов Пушкин старается подойти ближе к  народу, понять его интересы, мечты, идеалы. Как поэт, он знает, что все  чувства и мысли народа выражаются в его поэтическом творчестве. Сказка - это вершина народного  фольклора в силу ее доступности  в любом возрасте. Поэтому А.С. Пушкин хоть и не писал специально для детей становится любимым автором для каждого ребенка с самого малого возраста.


Информация о работе Взгляд Пушкина на детскую литературу