Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 17:42, реферат
Описание работы
Язы́к те́ла — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции.
общения в группе (диаде), и проблема динамических факторов,
возникающих в самом процессе общения.
3. Невербальные компоненты
общения могут выступать и
как часть исполнительной фазы
общения, не будучи значимыми
для процесса общения в целом
и лишь дополняя, уточняя, изменяя
понимание сообщения реципиентом.
4. Наконец, они могут быть
абсолютно незначимы для реципиента,
являясь своего рода издержками
собственно коммуникативного поведения.
Мимика.
Главный показатель чувств
- мимика, то есть выражение лица (глаз,
бровей, губ).
Под мимическими средствами
понимаются движения лицевых мускулов
и движения головы. Это условные знаки
(кивок головы), указывающие движения –
поворот головы в определенную сторону.
Посредством мимики учитель передает
эмоции, подчеркивает мысль (нахмуриться,
улыбнуться), вызывая этим разрядку в классе,
выделяет ритмику звучания, наклоном головы
выражает неуверенность, колебания, поиски
нового слова. Родоначальниками неречевой
коммуникации являются Чарли Чаплин и
другие актеры немого кино.
Глаза помогают общающимся устанавливать
визуальный контакт.
Смотреть на говорящего означает
не только заинтересованность, это помогает
нам сосредоточиться на том, что он говорит.
Во время беседы говорящий и слушающий
то смотрят, то отворачиваются друг от
друга, чувствуя, что постоянный взгляд
мешает собеседнику сосредоточиться.
Как говорящий, так и слушающий смотрят
дуг на друга не более 10 секунд. Обсуждая
неприятные вещи, мы не смотрим на собеседника
из вежливости и понимания эмоционального
состояния участника общения. Настойчивый
и пристальный взгляд воспринимается
нами как вмешательство в личные дела.
Более того, такой взгляд воспринимается
как признак враждебности и создает у
нас неблагоприятное впечатление.
Визуальный контакт помогает
регулировать разговор. Если говорящий
то смотрит в глаза слушающему, то отводит
их в сторону, это означает, что он еще
не закончил говорить. По завершении своей
речи говорящий, как правило, прямо смотрит
в глаза собеседника, как бы сообщая: “Я
все сказал, теперь ваша очередь”.
По мимике, движениям, вегетативным
проявлениям (“покраснел”, “побледнел”,
“покрылся потом”), по выражению глаз,
величине зрачка мы судим об эмоциях человека.
Наиболее выражено эмоции проявляются
на лице и в различных позах (выражение
удовольствия, восторга, страха, ужаса).
Американский психолог Р.Вудвортс разделил мимику
на шесть видов:
1) любовь, счастье, радость,
веселье;
2) удивление;
3) страх, страдание;
4) гнев, решимость;
5) отвращение;
6) презрение.
Обычно эмоции ассоциируются
с мимикой следующим образом:
- страх - приподнятые и
сведенные над переносицей брови,
широко открытые глаза, уголки
губ опущены и несколько отведены
назад, губы растянуты в стороны,
рот может быть открыт;
- гнев - брови опущены, нос
сморщен, нижняя губа выпячена
или приподнята и сомкнута
с верхней губой;
- печаль - брови сведены,
глаза потухшие, уголки губ слегка
опущены;
- счастье - глаза спокойные,
уголки губ приподняты и обычсу3но
отведены назад.
Невербальные компоненты общения
проявляются в следующих функциях:
а) сопровождения речевой части
сообщения (“...со вздохом ответил: Какое
там хорошо!”);
б) сигнала о противоположном
смысле (фальшивый тон, “по глазам было
видно, что это не так”).
Отсюда ответ: хотите узнать
правду об эмоциональном состоянии человека
- смотрите ему в лицо.
Брови очень подвижны. Человек может
поднимать одну или две брови
вверх и опускать вниз, сводить
их к переносице, переводя при этом глаза
то вверх, то вниз в сторону. Такие движения
могут иметь разные значения:
1) Стремление обратить
на себя внимание:
Мальчишка был необыкновенно
кудряв и как-то особенно шевелил своими
выцветшими бровями.
2) Выражение удивление, недоумение:
Его глаза были полны жадного
внимания, и брови удивленно приподнимались
все выше и выше.
3) Мимика, сопровождающая
вопрос:
- Мам, я сегодня к обеду
не приду. (Мать вопросительно
подняла брови.) - Мы с Петькой
договорились после уроков к
нему поехать.
4) Выражение недовольства,
неодобрительного отношения к
чему - либо: -Ну, что ему надо, - подумал
Мишка и нахмурился.
Губы человека особенно экспрессивны.
Всем известно, что плотно сжатые губы
отражают задумчивость, изогнутые губы
- сомнение или сарказм. Улыбка, как правило,
выражает дружелюбие, потребность в одобрении.
В то же время улыбка как элемент мимики
и поведения зависит от региональных икультурных
различий: так, южане склонны улыбаться
чаще, чем жители северных районов. Улыбка,
сопровождаемая приподнятыми бровями,
выражает, как правило, готовность подчиниться.
В то же время улыбка с опущенными бровями
означает превосходство. Губы можно выпячивать,
выставлять, оттопыривать, выражая соответствующие
эмоции.
Жесты
Выразительные движения руками
называют жестами.
Жест может сказать о многом.
Он может характеризовать адресанта, производящего
жест, со стороны национальных, территориальных,
собственно социальных особенностей.
И, конечно, мы все с детства
знаем, что первым подает руку старший,
если общаются люди одного пола, и первой
подает руку женщина, если собеседники
разного пола. Нарушение этого правила
является ошибкой.
Исследователи жестовой коммуникации
различают жесты, замещающие речь, и жесты
сопровождающие ее. Можно сказать “ До
свидания! ” и пожать руку, в некоторых
случаях (но не всегда) ограничиваются
рукопожатием - поклоном.
В одних ситуациях речевого
этикета появляются больше жестов, в других
меньше. В одних ситуациях допустимо полное
замещение реплик, в других - нет. Нельзя,
например, кого - то поздравить только
пожатием руки, здесь нужны и соответствующие
фразы. Но если внимательно приглядеться
к самым распространенным ситуациям приветствия
и прощания, то можно построить своеобразный
“ синонимический ” ряд: кивок, легкий
поклон, глубокий поклон, приподнимание
головного убора, рукопожатие, похлопывание
по плечам, объятие, поцелуй и т. д. И, конечно
же, каждый жест отличается “ стилистикой
”, и всякий раз мы выбираем наиболее уместный
в данной обстановке.
Просодия
ПРОСОДИЯ (от греч. prosodia — ударение,
припев) (просодика) — 1) система фонетических
средств (высотных, силовых, временных),
реализующихся в речи на всех уровнях
речевых сегментов (слог, слово, словосочетание,
синтагма, фраза, сверхфразовое единство,
текст) и играющихсмыслоразличительную роль.
Часто выделяются след. элементы (компоненты)
П.: речевая мелодия, ударение, временные
и тембральные характеристики, ритм, для
тональных языков — словесные тоны. В
этом значении термин «П.» часто синонимичен
понятию интонация. Оба термина употребляются
для обозначения функциональной системы
супрасегментных средств языка (комплекса
фонетич. средств, реализующихся в слоге,
слове н т. д., то есть в единицах, ббльших,
чем сегментные звуки). Есть попытки установить
различия между П. н интонацией, связав
интонацию с фразой, а П. со всеми речевыми
сегментами, начиная от слога и кончая
текстом. Употребление терминов «П.»и
«просодика» расширяется в 70-е гг. 20 в.
в связи с повышением интереса к тексту.
Наметились две противоположные тенденции
в употреблении этих терминов: сближение
значений до полного совпадения и четкое
разграничение — просодика относится
к слогу, П. соотносится со всеми сегментными
единицами (слог, слово, синтагма, фраза,
сверхфразовое единство, текст). В последнем
значении П. противопоставлена системе
сегментных средств. Противопоставление
сегментный — суирасегментный (иадсегмент-ный,
сверхсегментный) уровни языка ииогда
заменяется на противопоставление сегментный
— просодический.2) Общее название для
фонетических супрасегментных характеристик
речи как на уровне восприятия (высота
тона, громкость, длительность), так н на
физич. уровне (частота осн. тона, интенсивность,
время). И в этом значении П. часто противопоставлена
интонации, к-рая употребляется для обозначения
функциональных категорий. П. рассматривается
как система супрасегментных фонетич.
средств, изучаемых с позиции как физических,
так и воспринимаемых качеств.3) Супрасегментные
средства организации речи: расчленения
н объединения речевых сегментов (понижение
н повышение тона, распределение ударения,
темпоральные изменения, паузация). В этом
значении П. чаще употребляется при анализе
стихотворной речи, т. к. в этом употреблении
подчеркивается идея линейной дистрибуции
просодич. средств. Термин «просодика»
в этом значении практически не употребляется.4)
Система фонетич. средств, характеризующих
слог.Исторически понятие П. связано с
изучением структуры стихотворной речи.
Этим термином называли раздел антич.
грамматики, поев, законам версификации;
часть учения о стихе, касающуюся соотношения
слогов по ударению, долготе или высоте;
метрич. систему стиха; количеств, характеристики
слога (долгота, краткость); мелодич. характеристики
слога (напевность); исполняемую песнь;
знаки, обозначающие сильную позицию в
стихе (икт), деление на стопы (I).Зародившись
как учение о поэтич. слоге, термин «П.»
изменялся, расширяя объем н содержание
понятия. В 80-е гг. 20 в. он чаще всего употребляется
для обозначения метрич. системы стихотворной
речи и фонетич. характеристик всех супрасегментных
речевых единиц, взятых отдельно и в комплексе
Список используемой
литературы
1. Казарцева О.М. Культура речевого
общения: теория и практика. - М.,1999.
2. Леонтьев Л.А. Психология
общения. - М.,1998.
3. Белянин В.П. Введение
в психолингвистику. - М.,1999.
4. Аллан Пиз. Язык телодвижений.
- Н.Новгород,1992.
5. Реформатский А.А. Введение
в языкознание. - М.,1998.
6. Речевые секреты / Под ред.
Т.А.Ладыженской. - М: Просвещение,1992.
7. Добрович А. Общение: наука
и искусство. - М: Знание,1980.