Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 01:43, реферат
Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.
Законы классицизма
Концепция разумного преобладания
долга над человеческими
Вершиной классицизма в трагедии стали произведения французских поэтов П.Корнеля (Сид, Гораций, Никомед), которого называли отцом французской классической трагедии и Ж.Расина (Андромаха, Ифигения, Федра, Гофолия). Своим творчеством эти авторы при жизни вызвали горячие споры по поводу неполного соблюдения регламентированных классицизмом правил, но возможно, именно отступления сделали произведения Корнеля и Расина бессмертными.
Трагедия, как демонстрация нормы нравственной борьбы человека в процессе самоутверждения личности, и комедия, как изображение отступления от нормы, показ нелепых и потому смешных сторон жизни, – вот два полюса художественного осмысления мира в театре классицизма.
Основная драматическая ситуация «Андромахи» почерпнута Расином из античных источников. Схема трагедии типична для пасторальных романов: пастушок А любит пастушку В, которая любит пастушка С, который любит пастушку Д и т.д. Но вместо бесконечного разбухания сюжета (как это было в пасторальном романе) в «Андромахе» наблюдается предельная его концентрация. Ядром действия становится столкновение разумного и нравственного начала со стихийной страстью, влекущей героя к преступлению и гибели. Трое: Пирр, Орест, Гермиона становятся жертвами своей страсти, которую они осознают как недолжную, противоречащую нравственному закону, но неподвластную их воле. Четвертая - Андромаха (жена погибшего под Троей Гектора) как нравственная личность стоит вне страстей и над страстями, но как пленница, оказывается вовлеченной в водоворот чужих стремлений и чувств, играющих ее судьбой и судьбой ее сына. Конфликт между разумом и страстью полностью переосмысливается Расином. Свобода выбора, которой были наделены герои Корнеля (иначе: свобода разумной воли принимать решения и осуществлять их, хотя бы ценою жизни), недоступна героям Расина: первым трем из-за их внутреннего бессилия и обреченности перед лицом собственной страсти; Андромахе - из-за внешнего бесправия и обреченности перед чужой деспотичной волей. Альтернатива, стоящая перед Андромахой (смерть сына или измена памяти мужа и брак убийцей Пирром) не имеет разумного и нравственного решения. Героиня пытается найти выход в самоубийстве, то есть принести себя в жертву. Однако ее решение становится моральным компромисом, не избавляющем от вины и, по-настоящему, не могущим спасти сына.
Разум присутствует
в трагедии как способность
героев осознавать и