Жан Батист Мольер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:37, доклад

Описание работы

Творческая жизнь Мольера непрерывно связана с нападками на него представителей церковной, медицинской сферы, а также высшего общества и королевской защитой от подобных инцидентов. Многие пьесы были запрещены, многие пришлось переделать, чтобы иметь возможность поставить.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 14.11 Кб (Скачать файл)

Биография: Жан Батист Мольер

 

 

(1622 - 1673)

 

Жан-Батист родился в Париже, в семье Жана Поклена (придворный обойщик, декоратор, продолжатель семейного дела) и Марии Креше (дочь зажиточного буржуа). После того, как в 10 лет умерла мать, мальчик жил с отцом, который видел в нем наследника своего ремесла. Жан-Батист получил хорошее образование, окончил престижный иезуитский колледж в Клермоне, где досконально изучил латынь, также, считается, что он некоторое время учился в Орлеане, на юриста.

 

 Все это обозначало  великолепные перспективы для  будущего молодого человека, он  мог стать обеспеченным буржуа  без особых усилий. Но в 21 год  он предпочел всему этому театральную  карьеру. В июне 1643 года он покинул  свой социальный класс и семью  и, совместно с Маделин Бежа, основал "Блистательный театр".

 

 Новообразованный театр  обанкротился в 1645 году. Жана-Батиста  заключили в тюрьму за долги  театра. Но, в тюрьме он пробыл  недолго, историки спорят о  том, кто же заплатил за него - отец или любовник одной из участниц труппы. Именно к этому времени относится появление сценического псевдонима Мольер. Возможно, этот псевдоним был придуман для того, чтобы не позорить отца наличием актера в семье (эта профессия была презираема в обществе того времени).

 

 После освобождения  из тюрьмы Мольер и Маделин стали давать театральные представления в провинции, путешествуя из города в город, из деревни в деревню. Такая жизнь продолжалась 12 лет, окончившись успехом и достижением покровительства Филиппа Орлеанского над труппой.

 

 Мольер и труппа  вернулись в Париж в 1658 году  и сыграли перед королем трагедию "Никомед", автор Корнель и  фарс самого Мольера - "Доктор  в любви" (на данный момент  пьеса считается утерянной). Выступление  прошло успешно, и труппе было  даровано звание "Труппа Монсеньера" (брата короля). Труппе, совместно  с итальянской комедийной труппой,  был предоставлен театр Пти-Бурбон, в котором 18 ноября 1659 года была предоставлена публике комедия "Смешные жеманницы". Эта комедия открывает парижский цикл Мольера и известна так же тем, что, задев дам того времени, была запрещена на две недели, после чего шла с удвоенным успехом.

 

 Постепенно слава Мольера  разрасталась, у него появлялось  все больше поклонников и все  больше врагов. Не смотря на  увлечение трагедией, Мольер стал  знаменит благодаря своим фарсам, который обычно состояли из  одного акта и давались после  трагедии.

 

 Для достижения успеха  в комедиях Мольер попросил  своего партнера, Тиберио Фиорелли, автора пьесы "Скарамуш" научить его секретам техники. Так, следующая пьеса - "Сганарель, или Мнимый рогоносец" обязана своим появлением этому обучению.

 

 В 1662 году труппа  Мольера и их итальянские коллеги  переехали в театр Пале-Рояль. В этом же году Мольер женился на Арманде, происхождение которой пока остается неизвестным. Считается, что она была сестрой Маделин, но так же вероятно, что она была незаконнорожденной дочерью Маделин и герцога Моденского. И этот брак, и выпущенная в это же время пьеса "Школа жен" вызвали волну критики и нападок в адрес Мольера. Подобная критика не угасала до конца жизни Мольера, его обвиняли в чрезмерном реализме и непочтительности, обвиняли в женитьбе на собственной дочери. Многие бывшие друзья отвернулись от актера, но король сохранял благосклонность, которую выразил в назначении Мольеру пенсии и согласии быть крестным отцом первого сына Мольера и Арманды.

 

 Дальнейшая творческая  жизнь Мольера непрерывно связана  с нападками на него представителей  церковной, медицинской сферы,  а также высшего общества и  королевской защитой от подобных  инцидентов. Многие пьесы были  запрещены, многие пришлось переделать, чтобы иметь возможность поставить.

 

 В 1672 году умирает  Маделин Бежа, страдания Мольера связанные с этой потерей и с ухудшавшимся здоровьем отразились на его творчестве, он стал меньше писать, хотя на этот период приходятся такие шедевры, как "Проделки Скапьена", "Ученные женщины", "Мнимый больной".

 

 С последней пьесой  связана смерть Мольера. Он  страдал легочным туберкулезом, который, возможно, был вызван  пребыванием в тюрьме в молодости.  Во время исполнения пьесы,  в которой играл сам Мольер, с ним случился приступ кашля  и кровотечения. Король настаивал  на прекращении выступления и  отдыхе, но Мольер отказался и  решил продолжать игру, после  чего с ним снова случился  приступ и он умер несколько  часов спустя у себя дома.

 

 Так как актеров  запрещалось хоронить на кладбищах,  такое же запрещение последовало  и в отношении Мольера. Благодаря  королю, Мольер все же был похоронен,  но ночью и в той части  кладбища, которая предназначалась  для некрещеных детей. В 1792 году его останки были перенесены  в музей французских памятников, а в 1817 перезахоронены на кладбище Пер Лашез, в Париже.


Информация о работе Жан Батист Мольер