Жан Жак Руссо и его идеи, или Кого называли «апостолом скорби»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:14, доклад

Описание работы

Жан Жак Руссо – французский писатель и философ, представитель сентиментализма. Отмечал противоречивость последствий прогресса цивилизации. Обосновал право народа на свержение абсолютизма. Его идеи и взгляды оказали огромное влияние на общественную мысль и литературу многих стран.
Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве во французской семье. «Мое рождение, – писал Руссо, – было первым из моих несчастий». Байрон назвал его «апостолом скорби». А у другого английского писателя встречается такое выражение: «Руссо, сэр, очень плохой человек. Я охотнее послал бы его на каторгу, чем любого из преступников».

Файлы: 1 файл

Жан Жак Руссо.docx

— 18.81 Кб (Скачать файл)

Жан Жак Руссо и его идеи, или  Кого называли «апостолом скорби»?

Жан Жак Руссо – французский  писатель и философ, представитель  сентиментализма. Отмечал противоречивость последствий прогресса цивилизации. Обосновал право народа на свержение  абсолютизма. Его идеи и взгляды  оказали огромное влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве во французской семье. «Мое рождение, – писал Руссо, – было первым из моих несчастий». Байрон назвал его «апостолом скорби». А у другого английского писателя встречается такое выражение: «Руссо, сэр, очень плохой человек. Я охотнее послал бы его на каторгу, чем любого из преступников».

Идеи Руссо оказали влияние  на деятелей Великой французской  революции, они записаны в американской Конституции, его педагогические теории все еще дают о себе знать косвенным  образом почти в каждой школе  во всем мире, и его влияние на литературу сохранилось до наших  дней.

«Однажды, – писал Руссо, – я  взял «Меркюр де Франс» и, пробегая его на ходу, наткнулся на такую тему, предложенную Дижонской академией на соискание премии следующего года: «Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов, или же оно содействовало улучшению их?»

Руссо, отстаивающий парадоксальную для того времени точку зрения, будто приверженность искусствам и  науке всегда порождает падение  нравов, был удостоен премии. В последующие  годы Руссо развил свои политические идеи в ряде трудов, вершиной которых  является вышедший в 1762 году трактат  «Об общественном договоре».

«Человек рожден быть свободным, а  между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир. В  основе трактата «Об общественном договоре», как и всех произведений Руссо, лежит  убеждение, что человек по своей  природе хорош, а общество – это  учреждение искусственное, неизбежно  развращающее человека. Цивилизованному  обществу, считает он, положил начало какой-то акт политической ассоциации, хотя и нежелательной людям, но необходимой  для их существования; это и привело  к нынешней неудовлетворенности. Какова же наилучшая форма общественного  договора? Руссо считает, что от личного  суверенитета надо добровольно отказаться в пользу государства – политического  целого, действующего с помощью законов. Эти законы должны выражать коллективную суверенную волю народа посредством  системы представительства, свободной  от каких-либо влияний и коррупции. Целью всего законодательства должны быть свобода и равенство.

Высказанная в его сочинении  «Об общественном договоре» завуалированная  критика положения вещей во Франции  была сокрушительной и явилась одним  из наиболее мощных факторов, которые, действуя на умы революционеров, в  конце концов привели к свержению старого порядка. Тезис, на котором Руссо настаивает в своем трактате «Об общественном договоре» и который имеет наиболее важное значение для претворения в жизнь всех его принципов, таков: правительство, проводящее в жизнь законы, состоит всего лишь из должностных лиц, которым платят за то, что они выполняют общую волю, но все правительства будут стремиться узурпировать власть, если внимательно не следить за ними и не держать их в узде. Глубокая и вечная истина, содержащаяся в этом великом труде, заключается в том, что суверенитет принадлежит народу и его нельзя никогда и ни под каким предлогом передавать какому-либо отдельному лицу или группе лиц.

Не стоит говорить, что слава  к Руссо при жизни не пришла. Всю жизнь он подвергался преследованиям, его изгоняли из Франции и Швейцарии. В эпоху, все еще преклонявшуюся перед божественным прахом королей, Руссо был республиканцем и верил  в божественное право народа. В  то время, когда рассудок считался высшим свойством человека, Руссо отказался  от холодной рассудочности в пользу внезапных и непосредственных движений сердца. И в то же время, когда  церковь ограждала себя догмами  от надвигающихся бурь, Руссо выступал в защиту «естественной религии», не требующей никаких посредников  между человеком и богом.

И в литературу Руссо внес большой  вклад как человек чувств. Все, что он делал, было в какой-то мере оригинально. Его «Исповедь», опубликованная только после его смерти, явилась  первым примером совершенно откровенного, без всякого умалчивания, раскрытия  всех наиболее сокровенных мыслей, переживаний и желаний автора. В «Исповеди» и «Прогулках одинокого  мечтателя» проявилось новое отношение  к природе.

2 июля 1778 года после долгих скитаний, ссор и болезни Руссо умер  от тяжелого заболевания почек.  Его главным источником существования  на протяжении многих лет была  простая переписка нот: он не  захотел стать профессиональным  писателем. 

Некоторые считали его жизнь  достойной сожаления, но человек, чье  имя связано со свободой и равенством, который положил начало благоразумию и сочувствию в воспитании и дал  нам новые образцы поэтических  красот, – такой человек заслуживает  снисхождения и памяти.


Информация о работе Жан Жак Руссо и его идеи, или Кого называли «апостолом скорби»