Жанр басни в творчестве И.А. Крылова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить литературную деятельность И.А. Крылова-баснописца.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) познакомиться с биографией Ивана Андреевича Крылова;
2) проследить литературный путь И.А. Крылова;
3) изучить деятельность И.А. Крылова как баснописца;
4) выявить литературных предшественников писателя;
5) рассмотреть особенности басен И.А. Крылова;
6) сделать выводы о проделанной работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1 ИЗ БИОГРАФИИ И.А. КРЫЛОВА
1.1Детские и юношеские годы будущего писателя……………………………4
1.2 Деятельность Крылова-баснописца…………………………………………5
2 ОТРАЖЕНИЕ В БАСНЯХ ФИЛОСОФСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ ………………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...………….................... 35

Файлы: 1 файл

жанр басни в творчестве крылова.docx

— 74.59 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

 

 

Кафедра _начального языкового и литературного образования__

 

 

 

ЖАНР БАСНИ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А.КРЫЛОВА

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Студентки 3 курса__факультета психолого-педагогического и специального ________________________образования______________________________

 

Профиль  «Начальное образование»_

 

 

___________________Киселевой Юлии Владимировны______________

 

 

 

 

Научный руководитель

докт. филол. наук, доц.                 _____________              Л.И.Черемисинова

 

 

Зав. кафедрой

докт. филол. наук, доц.                 _____________             Л.И. Черемисинова

 

 

 

 

 

 

Саратов

2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1 ИЗ БИОГРАФИИ И.А. КРЫЛОВА

1.1Детские и юношеские годы  будущего писателя……………………………4

1.2 Деятельность Крылова-баснописца…………………………………………5

2 ОТРАЖЕНИЕ В БАСНЯХ ФИЛОСОФСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ ………………………………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...………….................... 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Иван Андреевич Крылов вошел в историю русской литературы как великий баснописец. Образ дедушки Крылова уже в детстве осознается как бесконечно родной и близкий. Он появляется рядом с  волшебными сказками и первыми художественными впечатлениями детства. Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, суждениями. Образы и крылатые строки его басен с детских лет запечатлелись в нашем сознании.

Басни Крылова давно вошли в чтение младших школьников, в хрестоматии по детской литературе. Ни одна программа по литературному чтению сегодня не обходится без басенных текстов этого писателя. Данное обстоятельство определило актуальность избранной нами темы курсовой работы.

Цель исследования – изучить литературную деятельность И.А. Крылова-баснописца.

Для достижения  поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)  познакомиться  с биографией Ивана Андреевича  Крылова;

2)  проследить  литературный путь И.А. Крылова;

3)  изучить  деятельность И.А. Крылова как баснописца;

4)  выявить  литературных предшественников  писателя;

5)  рассмотреть   особенности басен И.А. Крылова;

6)  сделать выводы о проделанной работе.

Работа состоит из  трех глав. В процессе ее написания были изучены и обработаны материалы 10 литературных источников, среди которых учебная, справочная,  художественная литература, периодические издания и Интернет-сайты. 

 

 

 

 

  1. ИЗ БИОГРАФИИ И.А. КРЫЛОВА

1.1 Детские и юношеские годы будущего писателя

 

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов "наукам не учился", но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии - так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность - в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелcя на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате.

Таким образом, будущий баснописец воспитывался в атмосфере любви к книгам, литературе; интересы и увлечения его уже в юношеском возрасте были связаны с этим видом искусства.

 

 

1.2   Деятельность Крылова-баснописца

 

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

                        М. Исаковский. И.А. Крылову

 

Басня – жанр дидактической литературы, получивший расцвет в классицизме и просветительстве. В басне два начала – художественное (рассказ) и логическое (мораль). Без них басня как жанр не существует: уничтожение одного или другого ведет к гибели жанра. Но соотношение между художественным и логическим, между рассказом и моральным выводом может быть различным. В истории басни баснописцы и исследователи басни выдвигали на первый план то рассказ, то мораль.

Крылов застал русскую басню в тот период, когда в ней закончился спор о путях дальнейшего развития между классицистами (Д.И. Хвостов) и сентименталистами (И.И. Дмитриев). Напиcав свои первые басни («Дуб и Трость», «Старик и трое молодых», «Разборчивая невеста»; 1805), Крылов пришел к И.И. Дмитриеву и попросил прочитать их. Дмитриев отдал басни в печать. Поступок Крылова был явным свидетельством тому, что он – сторонник басни «поэтической», идущей от Федра и Лафонтена, а не «прозаической», восходящей к Эзопу и Лессингу. Сам жанр басни Крылов мыслил не как оживляющий дидактический пример в устном философском или нравственном споре, а в духе рассказа, выдержанного либо в виде эпического повествования, либо в виде драматической сценки, т. е. ставил перед собой в первую очередь художественные цели, а на основе их приходил к моральному выводу. Однако это касалось прежде всего жанра, а не стиля басни.

Крылов не жаловал сентименталистов (как, впрочем, в дальнейшем и романтиков). И если он соглашался с Дмитриевым по поводу самого жанра басни, то никак не мог согласиться с ним относительно ее языка. В этом отношении он был сторонником А.С. Шишкова и входил в «Беседу любителей русского слова». В своем языке Крылов опирался на сохранившиеся славянизмы, на разговорную речь и не столько на просторечие («народное красноречие»), сколько на «руссизмы», на идиоматические народные выражения (идиомы). Крылов положил в основу «басенного слова» не мертвый книжный церковно-славянский язык и не разговорный язык образованного дворянства, не «головные», умозрительные законы, требующие разрыва с речевым современным ему общением или с русской речевой традицией, а нечто реальное – живые речевые формы «народного толка».

Для правильного понимания крыловских басен существенно также, что баснописец не отказывался от нравоучительности и не сводил басню к сатире. Басня Крылова может быть и комической, и вполне серьезной. 
Басни Крылова невозможно разделить по темам на философские, социальные, нравственные, бытовые. Они выразили мудрость народа, а мудрость сопротивляется подобным операциям – в ней неразрывно спаяны разные аспекты. Особняком стоят только басни об Отечественной войне 1812 г., объединенные событием, а не темами и проблемами.

После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служил его секретарем. В 1803 году снова вышел в отставку и опять провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни.

 Еще в 1805 году Крылов в Москве встречается с баснописцем Дмитриевым. Ему он решает показать свои переводы басен Лафонтена – «Дуб и трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». Дмитриев пришел в восторг от прочитанных басeн  и тут же указал на басенное призвание автора: «Это истинный ваш род, вы, наконец, нашли его». Басни Дмитриев передал в журнал Шаликова «Московский зритель», где они были напечатаны в начале 1806 гoда. Успех опубликованных басен определил дальнейший путь Крылова-баснописца.

Уже первые басни дали Жуковскому основание поставить Крылова рядом с Лафонтеном. Он указал, что слог басен Крылова чист и всегда приятен.  «Можно забыть, что читаешь стихи: так этот рассказ легок, прост, свободен. Между тем какая поэзия», - писaл В.А. Жуковский. [Жуковский 1960:79]

   Популярность Крылова-баснописца  росла необычайно быстро. Вслед  за первой книгой через два  года вышла вторая, а потом  третья и четвертая книги басен. Всего при жизни баснописца  вышло девять книг, заключавших 196 басен. [Андреева, Короткова 2008:98].

Каждый журнал считал своим украшением басни Крылова. Самое появление новой басни превращалось в своего рода литературное событие. Всегда были переполнены залы, когда выступал сам баснописец с чтением своих произведений, а читал Крылов бесподобно. Книги Крылова расходились в нескольких тысячах экземпляров, что по тому времени было необычным. По словам П. Вяземского, Крылов явился «счастливым смельчаком, бесстрашным наездником, который, смеясь законам, умел приковать победу к себе и закупить навceгда пристрастие народа» [Вяземский 1985:61].

Однако не все признавали художественную ценность  басен  Крылова. Реакционная критика упрекала Крылова за нарушение правил вкуса и привычных жанровых традиций, осуждая его басни за «грубость», за бытовой реалистический сюжет. Критики рассматривали  появление в поэзии Хавроньи как нарочитый натурализм, как желание приспособиться ко вкусу черни.

История басни в мировой литературе связана  с именами Эзопа, Федра, Лессинга, Лафонтена. Крылов, наследуя классические традиции, поднял басню на новую ступень художественности. Его басни переведены на многие  языки мира.

Басни Крылова  потому приобрели такой огромный успех и мировое значение, что в них выразился русский дух и русский характер, склад  русского ума, живописность русской речи.

Крылов стремился в басне  напомнить читателю о гражданском и патриотическом долге и жгучим словом обличал пороки общества. Пушкин первым объявил Крылова истинно народным поэтом, у которого народность проявилась не во внешних бытовых чертах, а в выражении национального русского своеобразия и народного духа. «Отличительная черта  в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и  живописный способ выражаться, - писал Пушкин. – Лафонтен и Крылов – представители духа обоих народов». И добавил: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Гоголь считал, что басни Крылова – «достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа» [Гоголь 1953:69 ].

В баснях Крылова отразились быт и нравы народа, его житейский опыт, народная мудрость. Об этом хорошо сказал В.Г. Белинский: «Он вполне исчерпал в них и вполне выразил ими  целую сторону русского национального духа: в его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический  ум с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостью, остротою и добродушно саркастическою насмешливостью; с его природною верностию взгляда на предметы и способностию коротко, ясно и вместе кудряво выражаться. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и завещанной отцами из рода  в род» [Белинский 1989:173]. 

Крылов писал бaсни в условиях цензурного преследования. Он часто чувствовал себя, как соловей в басне «Кошка и Соловей», когда кошка, запустив когти,  просила спеть что-нибудь певца, пообещав отпустить за это на свободу: «Худые песни соловью в когтях у Кошки». Не лучше чувствовал себя баснописец в когтях царской цензуры. Но это не пугало писателя. В одном из своих произведений он с усмешкой заметил: «Люблю, где случай есть пороки пощипать». Басня по своей жанровой природе давала широкую возможность говорить о тех сторонах жизни, о которых  в иной форме просто нельзя было касаться. Эзоповский язык служил баснописцу средством сатирического обличения вельмож, чиновников. Крылов, как метко сказал Гоголь, задавал уроки «всем степеням в государстве, начиная от головы и до последнего труженика». В своих баснях Крылов ставил  много важных вопросов. Осмеивая несправедливость, он стремился поднять самосознание народа, не раз говоря о нравственном превосходстве народных масс. Он ратовал за расцвет национальной, истинно народной культуры, говорил о любви к родине и народу.

Басни Крылова можно по содержанию разделить на три  цикла: социальные, нравственно-философские и бытовые, или нравоучительные. Конечно, это деление условно, потому что  часто одна и та же басня объединяет и бытовую и социальную тему. Дидактизм, поучительность присущи буквально всем басням, что вытекает из общих особенностей басни как литературного жанра.

Информация о работе Жанр басни в творчестве И.А. Крылова