Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:51, реферат
Жанр идиллии - неотъемлемая часть истории литературы XVIII века, иизучение особенностей этой формы помогает лучше понять эпоху, еевнутреннюю логику, философию, эстетику. Идиллия оперирует вневременными, универсальными категориями, и в этом кроется секрет еепопулярности в век Просвещения, когда писатели и мыслители упорно искали идеального человека и пытались создать гармоничное общество. Совершенство идиллического мира, духовная и физическая красота персонажа идиллиивоплощают вечные человеческие представления о счастье в гармонии сприродой.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
Жанр идиллии в прозе Н. М. Карамзина
(«Евгений и
Юлия», «Фрол Силин, благодетел
Работу выполнила:
студентка группы 1092
Д.А.Деревягина
Казань - 2010
СОДЕРЖАНИЕ
История жанра идиллии ведет начало со времен античности. Классические образцы идиллии были созданы в древнегреческой и римскойлитературе. За долгий период существования идиллия пережила моментыполного забвения, неприятия и возрождения, острого интереса к содержанию иформе. В модифицированном виде идиллия дожила до нащих дней, и этот литературный феномен требует полного, всестороннего освещения.
Жанр идиллии - неотъемлемая часть истории литературы XVIII века, иизучение особенностей этой формы помогает лучше понять эпоху, еевнутреннюю логику, философию, эстетику. Идиллия оперирует вневременными, универсальными категориями, и в этом кроется секрет еепопулярности в век Просвещения, когда писатели и мыслители упорно искали идеального человека и пытались создать гармоничное общество. Совершенство идиллического мира, духовная и физическая красота персонажа идиллиивоплощают вечные человеческие представления о счастье в гармонии сприродой.
Исследование категории
жанра остается и сейчас одной
из самыхактуальных задач
В настоящем исследовании проанализированы идиллические черты в прозе, в частности в повестях Н.М.Карамзина.
Идиллия (лат. idyllium от др.-греч. εἰδύλλιον, «небольшое изображение», «картинка», уменьшительное от είδος — «вид», «картина») — первоначально (в Древнем Риме) небольшое стихотворение на тему сельской жизни. Позднее в Византии словом εἰδύλλιον пользовались схолиасты, толковавшие отдельные места из сочинений Феокрита.
В историко-литературном отношении значение термина «идиллия» в значительной мере пересекается с «пасторалью»; различие проявляется в том, что «идиллией» называют отдельное стихотворное произведение пасторального жанра. В новейшее время это узкое значение размывается, и идиллией часто называют произведения о мирной жизни влюбленной пары («Старосветские помещики» Гоголя), или даже о мирном патриархальном быте вообще, не обязательно сельском.
Главными признаками стихотворной идиллии являются описания умиротворенных бытовых картин и пейзажей, безмятежной пастушеской жизни, простых, наивных и открытых характеров крестьян. Данный жанр возник как противопоставление торжественной приподнятости одической поэзии и гимнов.
В русской поэзии идиллия в виде стилизаций под античные образцы появилась в XVIII–начале XIX века в творчестве А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, В.А. Жуковского, Н.И. Гнедича.
В более позднее время идиллия, как поэтический жанр, встречается гораздо реже, хотя идиллические стихотворения находим у многих русских поэтов XX века, побывавших в Доме М.А. Волошина в Коктебеле, идиллии – большинство стихотворений П.А. Радимова, посвященных деревенской жизни России начала XX столетия.
Идиллическое настроение становится главенствующим в ряде стихотворений Н.А. Клюева, С.А. Есенина, А.А. Ганина, П.В. Орешина, И. Приблудного, Н.Н. Зарудина, П.С. Комарова, Н.М. Рубцова и др.
В прозе идиллическое – камерная область изображения безмятежной жизни, жизни прежде всего созерцательной по своим истокам, жизни, наполненной тихим семейным счастьем и единением человека с природой. Идиллические ценности широко и многопланово отображены классической русской прозой XIX века от незабвенной книги С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» до «Обломова» И.А. Гончарова, «Войны и мира» Л.Н. Толстого и «Пошехонской старины» М.Е. Салтыкова-Щедрина, роман которого «Современная идиллия» представляет яркий образец гротесково-сатирического обыгрывания казалось бы однозначного по смыслу термина. Глубоко значимы идиллические представления о сути дарованной человеку жизни в творчестве писателей XX столетия – И.А. Бунина, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, М.М. Пришвина, Б.Л. Пастернака, В.А. Солоухина.
Универсальные признаки героев романтизма и предшествующей ему литературы рубежа веков - разочарование и скепсис, порождавшие настроения безнадёжности, отчаяния, пессимизма, определяют характеры и судьбы многих героев повестей Карамзина.
Различные сюжетные
ситуации, демонстрирующие обоснованные
разочарованием поступки и
Наблюдается определённая динамика в освоении Карамзиным мотивов разочарования и скептицизма: обострение психологического кризиса героев, усиление напряжения между личностью и миром в повести «Евгений и Юлия», «Бедная Лиза».
В повести «Евгений и Юлия», ещё В.В. Сиповским названной «яркой литературной иллюстрацией к факту, выхваченному из жизни», создан суггестивный сюжет, в котором разрушается соответствующее сентиментальным представлениям об идеале безмятежное существование чувствительных героев на лоне природы.
В идеальную жизнь идеальных героев вмешивается случай - смерть Евгения, воспринимаемая как проявление воли Провидения, рока, судьбы.
У Карамзина, несмотря на соответствие событийной канвы повести будущему клише романтической баллады, которой свойственна ситуация разрушения мирного круга бытия, функции мотива иные, нежели, например, в классических балладах Жуковского, где мотив рока связан с наказанием, карой небес за грех. В художественном содержании повести обнаруживается иной аспект: своеобразный эмоциональный протест автора масонской идее о благости смерти. Мистическое благоговение, культ смерти у масонов переходил иногда «в острые и жуткие ощущения почти физической сладости её присутствия». Смерть, считали масоны, - своеобразное спасение человека от греховного будущего. Так, герою масонской повести «Бозалдаб», глубоко скорбящему о смерти сына, ангел показывает злодеяния тирана, каким бы тот стал, оставшись в живых, ужаснувшись, Бозалдаб соглашается со справедливостью Провидения и благодарит Небо за предотвращение будущих возможных преступлений.
Напротив, персонажи повести Карамзина глубоко страдают: мать и невеста после смерти Евгения «живут во всегдашнем меланхолическом уединении». «Меланхолическое уединение» в контексте повести возможно интерпретировать как «тихое отчаяние», заполненное в финале молитвой и «помышлениями о будущей жизни» время Юлии и матери Евгения вселяют надежду и становятся способом преодоления отчаяния.
Вопреки сложившемуся в русской литературе к 90-м годам XVIII века стереотипу представлений, Карамзин создаёт трагический финал сюжета - «альтернативный благополучному».
Роком, судьбой разрушался идеал бытия.
Проблема страстей - один из центральных вопросов просветительской идеологии. В напечатанном вскоре после выхода второго тома «Аглаи» «Разговоре о счастии» Карамзин высказал свою точку зрения на природу страсти к этому времени уже художественно воспроизведённую в исследуемых произведениях. Так если для Руссо «страсти - главные орудия нашего самосохранения… пытаться уничтожить их - предприятие столь же тщетное, сколько смешное», а для Гольбаха, в отличие от чувствительности, которая ограничена внутренней эмоциональной сферой, страсти, «представляют собой движение нашей воли», приобщают к действию» и связаны с активным отношением к окружающему миру,
Карамзин подчёркивал
Карамзин исследует любовь. Её «намерения» - требуемое благодетельной природой сохранение человеческого рода. Всё, что противоречит этой цели, - пагубно для человека и безнравственно. «Человек - должен быть творцом своего благополучия, приводя страсти в счастливое равновесие», - итог теоретических размышлений Карамзина совпадает с воссозданными в сюжетах повестей ситуациями, где подчинение страсти приводит героев к разочарованию и гибели.
Героев Карамзина объединяет испытываемое ими разочарование, возникающее по разным причинам, проявляемое с разной степенью интенсивности, но так или иначе определяющее их судьбы. Создавая в сюжетах повестей для типологически близких, разочарованных героев различные жизненные обстоятельства, Карамзин показал, что причины разочарования в нарушении, забвении и отрицании аксиоматических нравственных законов, сомнение в незыблемости морально-нравственного канона («существа добродетели») и споры о его нормах катастрофично для героев.
«Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина одно из тех произведений русской литературы, смысл которых на протяжении всего периода их освоения научной мыслью не оказывается исчерпанным.
Письма русского путешественника» не собрание писем и не обработанный для печати путевой дневник, это литературное произведение. Однако авторское определение Карамзиным жанра книги - как «писем».
«Письма русского путешественника» Н.М.
Карамзина - произведение, занимающее
особое место в истории русской
литературы. Несмотря на то, что это
произведение создавалось в конце
восемнадцатого века, можно сказать,
что это исток русской
В своей работе мы рассмотрели «Письма...» с точки зрения их жанровой структуры. Анализ литературы по данному вопросу показал следующее.
Произведение строится как метатекст: Автор, явленный в произведении осмысляет и оспоривает своего героя. В свою очередь, Путешественник является автором писем к друзьям и, соответственно, рассказчиком многочисленных вводных историй.
Путешественник - герой, сочиняющий свое собственное произведение - рассказ о своем путешествии («Письма...»), т. е. становящийся на нозицию Автора но отношению к эстетическому целому произведения.
Особый статус в метатексте приобретает
читатель: в «Письмах...» он раздваивается
на близких Путешественнику «
Центральной проблемой «Писем...» является проблема соотнесения правды и литературности (вымысла), решаемая Карамзиным в связи с проблемой романа. Роман (современный Карамзину) - вымышленное, неправдоподобное повествование. Задача художника - поиск нового, «правдивого» языка для выражения новых отношений личности с действительностью.
Жанровые образцы эпистолярия и травелога вступают во взаимооспоривающее взаимодействие. Путешествие «диктует» калейдоскоп непосредственных впечатлений, тогда как эпистолярное общение подразумевает отрефлексированность. И тот, и другой полюс релятивистски присутствует в произведении Карамзина, формируя сбивчивость, многоплановость хронотопа.
Выбор и сравнение Автором условных форм выражения своей мысли формирует метасюжет.
Подлинный сюжет «Писем...»
выражается в смене точки
Герой-интроверт, рефлексирующий в письмах к друзьям, «отражается» героем-экстравертом, стремящимся поделиться своим мнением с Публикой. Значимые смысловые пары: Автор - Публика, Путешественник — «друзья» формируют первую «ступень» многопланового мира «Писем...» .
Система «отражений»
формируется и на втором, внутреннем
уровне структурной организации
«Писем...» путем соотнесения