В повести
«Барышня-крестьянка» рассказчиком
выступает уже известная девица
К. И. Т. Ее повествование ведется
в духе романтической истории
о любви. В наличии молодые
люди, которых разделяет преграда
– родители в ссоре. И Лиза находит
выход из создавшегося положения: если
она не может встретиться с
Алексеем Берестовым как другие барышни
на приемах, устраиваемых помещиками,
она увидит его в качестве крестьянки.
Тем более оценка, данная барышнями,
не совпадает с мнением Насти,
которая была служанкой Лизы. Барышни
утверждали, что Алексей «мрачный»,
говорит об «утраченных радостях
и увядшей своей юности». А
Настя утверждала, что он «бешеный»,
т.к. вздумал играть в горелки, и
домашние характеризуют его веселым.
Есть только один недостаток: «за девушками
любит гоняться». Лиза переодевается
крестьянкой, чтобы встретить Алексея
как бы ненароком, в тоже время
этот наряд снимает с нее всякие
обязательства – увидит своими глазами
молодого человека, составит мнение о
нем, больше никогда не встретятся благодаря
непримиримости отцов. Но эта проказа
«балованного дитя» завершается
иным образом. Девушки у Пушкина
вообще склонны предвосхищать события
по каким-то схемам, но итог не оправдывает
их ожиданий. Жизнь оказывается намного
разнообразнее, чем девичьи планы.
Так получается и с Лизой-Акулиной.
В первую встречу с Алексеем она
еще Лиза, с каждой новой встречей
в ней все меньше от барышни, она
становится Акулиной: одежда, речь, манеры.
Она старается понравиться молодому
человеку и в то же время испытывает
его: как долго эта связь продлиться,
сможет ли Алексей вступить в неравный
брак? Лиза переодевается еще раз,
чтобы Алексей Берестов не узнал
в Лизе Акулины. Лиза наряжается Акулиной,
чтобы в ней не узнали барышни
(для Алексея и отца), наряжается
в духе «мисс Жаксон», чтобы в
ней не узнали крестьянки Акулины (для
Алексея). Цепь превращений может
запутать читателя, но жизнь все
расставляет по своим местам. Все
разрешилось случайно. Алексей, выбрав
в жены Акулину и отказавшись
от Лизы, явился, чтобы лично объясниться
с барышней, выясняет правду и прощает
этот маскарад. Отец Лизы также прощает
своей дочери «резвость и поминутные
проказы», которые граничат иногда
с правилами плохого тона. Мужчины
прощают женщинам шалости, потому что
это делает женщин живыми людьми, а
не холодными светскими дамами, когда
все идет согласно этикету. Ведь Алексей
предпочитает игру с простыми девушками
в горелки общению с воспитанными уездными
барышнями. Мисс Жаксон читает любимый
роман «Памела» в сотый раз и не замечает,
что ей 40 лет, а в жизни до сих пор не произошло
того, о чем пишут в романах. Жизнь идет
своим чередом, нет схем, по которым строятся
человеческие взаимоотношения, жизнь
играет с влюбленными людьми, устаивая
по своему вкусу. Хотя эта история так
закончилась, потому что девица К. И. Т.
так придумала.
Глава 3. Заключение.
Подведем
итоги: женские образы в произведении
А. С. Пушкина «Повести Белкина» играют
важную роль. С их помощью читатель
может прийти к выводу о том, каким
представляет автор идеальный брак
и семейные взаимоотношения. Женские
образы можно разделить по следующим
признакам:
- по возрасту. Встречаются и
молодые героини, и пожилые, и старые, готовые
перейти в иной мир, а также умершие.
- по социальному положению.
Богатые и бедные, графиня, барыня и простые
девушки (дочери ремесленников и крестьянки).
- по отношениям в семье. Это
заботливые матери и дочери, балованные
и любимые.
Пушкин считает,
что идеальная супруга – это
любящая женщина, мудрая в плане
устройства семейного счастья, но слабая
и беззащитная, когда необходимы
мужской разум и хладнокровие.
Женщины должны уметь вести светскую
беседу, быть опорой для своих мужей
и заботливыми матерями. Брак
можно назвать счастливым, если возлюбленные
любят друг друга, обожают, уважают,
души ни чают друг в друге. Их дом
открыт для друзей, там можно найти
приятного собеседника или напарника
для карточных забав, а также
присмотреть невесту или жениха.
Женские образы Пушкина разнообразны,
но их объединяет верность своему избраннику,
милая непосредственность, желание
поступать не как предписано правилами
этикета и романами, а как велит
любящее сердце. Женские образы Пушкина
в произведении «Повести Белкина» -
прелестны, внешне красивы, они умеют
быть кокетливыми, подчас смешными, но
не терять при этом достоинства. Это
не литературные образы, а живые
люди, имеющие свои прелести и недостатки,
над которыми автор подшучивает,
устраивая разные жизненные перипетии.
Но за шутливым настроением можно
рассмотреть серьезное восприятие
брака: быть вместе в счастье и
в невзгодах, заботиться о детях
и «умереть в один день».