Женские образы в произведении А. С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 07:18, реферат

Описание работы

Пушкин написал «Повести Белкина» осенью 1830 года. В это время он готовится к свадьбе с Натальей Гончаровой, но вынужден разлучиться со своей невестой и отправиться в Болдино. «Свадьба и семейная жизнь требовали расходов, а финансовые дела родителей невесты были расстроены, пушкинские родители также были в долгах», - пишет Ю. М. Лотман. Пушкин отправился в Болдино, чтобы поправить свои финансовые дела: «Осень подходит. Это любимое мое время - пора моих литературных трудов настает – а я должен хлопотать о приданом», из письма Александра Сергеевича.

Файлы: 1 файл

повести белкина.docx

— 28.95 Кб (Скачать файл)

В повести  «Барышня-крестьянка» рассказчиком выступает уже известная девица К. И. Т. Ее повествование ведется  в духе романтической истории  о любви. В наличии молодые  люди, которых разделяет преграда – родители в ссоре. И Лиза находит  выход из создавшегося положения: если она не может встретиться с  Алексеем Берестовым как другие барышни  на приемах, устраиваемых помещиками, она увидит его в качестве крестьянки. Тем более оценка, данная барышнями, не совпадает с мнением Насти, которая была служанкой Лизы. Барышни  утверждали, что Алексей «мрачный», говорит об «утраченных радостях и увядшей своей юности». А  Настя утверждала, что он «бешеный», т.к. вздумал играть в горелки, и  домашние характеризуют его веселым. Есть только один недостаток: «за девушками  любит гоняться». Лиза переодевается  крестьянкой, чтобы встретить Алексея  как бы ненароком, в тоже время  этот наряд снимает с нее всякие обязательства – увидит своими глазами  молодого человека, составит мнение о  нем, больше никогда не встретятся благодаря  непримиримости отцов. Но эта проказа  «балованного дитя» завершается  иным образом. Девушки у Пушкина  вообще склонны предвосхищать события  по каким-то схемам, но итог не оправдывает  их ожиданий. Жизнь оказывается намного  разнообразнее, чем девичьи планы. Так получается и с Лизой-Акулиной. В первую встречу с Алексеем она  еще Лиза, с каждой новой встречей в ней все меньше от барышни, она  становится Акулиной: одежда, речь, манеры. Она старается понравиться молодому человеку и в то же время испытывает его: как долго эта связь продлиться, сможет ли Алексей вступить в неравный брак? Лиза переодевается еще раз, чтобы Алексей Берестов не узнал  в Лизе Акулины. Лиза наряжается Акулиной, чтобы в ней не узнали барышни (для Алексея и отца), наряжается в духе «мисс Жаксон», чтобы в  ней не узнали крестьянки Акулины (для  Алексея). Цепь превращений может  запутать читателя, но жизнь все  расставляет по своим местам. Все  разрешилось случайно. Алексей, выбрав в жены Акулину и отказавшись  от Лизы, явился, чтобы  лично объясниться  с барышней, выясняет правду и прощает  этот маскарад. Отец Лизы также прощает  своей дочери «резвость и поминутные проказы», которые граничат иногда с правилами плохого тона. Мужчины  прощают женщинам шалости, потому что  это делает женщин живыми людьми, а  не холодными светскими дамами, когда  все идет согласно этикету. Ведь Алексей  предпочитает игру с простыми девушками в горелки общению с воспитанными уездными барышнями. Мисс Жаксон читает любимый роман «Памела» в сотый раз и не замечает, что ей 40 лет, а в жизни до сих пор не произошло того, о чем пишут в романах. Жизнь идет своим чередом, нет схем, по которым строятся человеческие взаимоотношения, жизнь играет с влюбленными людьми, устаивая по своему вкусу. Хотя эта история так закончилась, потому что девица К. И. Т. так придумала.

 

Глава 3. Заключение.

 

Подведем  итоги: женские образы в произведении А. С. Пушкина «Повести Белкина» играют важную роль. С их помощью читатель может прийти к выводу о том, каким  представляет автор идеальный брак и семейные взаимоотношения. Женские  образы можно разделить по следующим  признакам:

    • по возрасту. Встречаются и молодые героини, и пожилые, и старые, готовые перейти в иной мир, а также умершие.
    • по социальному положению. Богатые и бедные, графиня, барыня и простые девушки (дочери ремесленников и крестьянки).
    • по отношениям в семье. Это заботливые матери и дочери, балованные и любимые.

Пушкин считает, что идеальная супруга – это  любящая женщина, мудрая в плане  устройства семейного счастья, но слабая и беззащитная, когда необходимы мужской разум и хладнокровие. Женщины должны уметь вести светскую беседу, быть опорой для своих мужей  и заботливыми матерями.  Брак можно назвать счастливым, если возлюбленные любят друг друга, обожают, уважают, души ни чают друг в друге. Их дом  открыт для друзей, там можно найти  приятного собеседника или напарника  для карточных забав, а также  присмотреть невесту или жениха. Женские образы Пушкина разнообразны, но их объединяет верность своему избраннику, милая непосредственность, желание  поступать не как предписано правилами  этикета и романами, а как велит  любящее сердце. Женские образы Пушкина  в произведении «Повести Белкина» - прелестны, внешне красивы, они умеют  быть кокетливыми, подчас смешными, но не терять при этом достоинства. Это  не литературные образы, а живые  люди, имеющие свои прелести и недостатки, над которыми автор подшучивает, устраивая разные жизненные перипетии. Но за шутливым настроением можно  рассмотреть серьезное восприятие брака: быть вместе в счастье и  в невзгодах, заботиться о детях  и «умереть в один день».

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Женские образы в произведении А. С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»