Женские образы в романе Достоевского "Братья Карамазовы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – исследуя художественные функции портретной характеристики и ее своеобразия, выяснить, в чем особенности созданных Достоевским женских образов, какую роль они играют в романе «Братья Карамазовы».
Цель работы определила следующие задачи:
1) изучить концепцию женских образов в русской культуре и, в частности, русской литературе;
2) проанализировать особенности женских образов в романе «Братья Карамазовы» и выявить особенности портретных характеристик в произведениях Ф.М. Достоевского;

Файлы: 1 файл

«Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» .doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Несомненно, что и во многих произведениях русской литературы женщине отведено ведомое место в ходе идейного движения, и именно в них отражаются национальные представления о важнейших качествах женщины.

Образ женщины интересовал и Ф.М. Достоевского на протяжении всего творчества. При этом все его симпатии всегда стояли на стороне тех героинь, кого гнула и ломала жизнь, кто отстаивал свое право и достоинство, вступал в борьбу с привычками и косными общественными традициями. Непокорность героинь Достоевского – лишь одно из проявлений духа протеста и бунтарства вызревавшего в русском обществе в то время.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Общий вывод: противоречивость центральных женских образов романа заключается в том, что благородная и порядочная Катерина Ивановна, несмотря на свою человечность и великодушие, предала своего «жениха» Дмитрия, выступив против него на суде, и теперь до конца жизни она будет мучиться угрызениями совести, в то время как «тварь» и «гетера» Грушенька, наоборот, встала на путь покаяния, нравственного обновления. Именно в образе Грушеньки открывается подлинность, искренность, глубина чувств истинно русской женщины, поскольку героиню коснулось страдание.

 

Заключение

 

Цель нашей работы заключалась в том, чтобы в контексте русской культуры определить особенности женских образов в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

При всей разности оценок женщины женственность испокон веков в русской культуре связывается с материнством, чадолюбием, ролью надежной хранительницы домашнего очага, опорой семьи, поддержкой и помощью мужчине, сострадательностью, милосердием. Однако, если в социуме всегда существует образ женщины, предлагаемый как идеальный, то поэты и художники, политики и модельеры, кино и театр приносят в мир тот образ женщины, который в данном социуме, в данное время является наиболее предпочтительным.

В русской литературе представлены разнообразные женские образы, которые воплощают в себе тот или иной конструкт понятия «женственность». Большая часть этих образов ведет свои начала из народной культуры или опирается на христианские представления о качествах женщины. В любом случае, стереотип женственности, переходя из произведения в произведение не только литературы, но и живописи, драматургии, обогащается, сохраняя свои традиционные черты и обретая новые, созвучные культурной эпохе и социально-духовным особенностям своего времени.

Все женщины Достоевского чем-то похожи друг на друга. Но в каждом последующем произведении Достоевский дополняет новыми чертами уже известные нам образы.

У Достоевского каждый герой имеет свой неповторимый голос, свой тип сознания. Толстой знает, что будет с его героями дальше, но автор в романе Достоевского не занимает позиции всеведения, всезнания, автор ищет истину вместе со своими читателями, героями. Автор будет сталкивать голоса разных героев, он будет вводить их в диалог. Достоевский активно пользуется диалогом сознаний. В диалог вступают равноправные голоса. В диалог сознаний вступают голоса в чем-то очень близкие, но в чем-то очень разные, голоса будут проникать один в другой. Диалог сознаний позволяет высветить сознания всех героев со всеми их плюсами и минусами. Достоевскому это очень важно, так как он считает, что у всех людей одно сознание, начало. Он считает, что человек – ни ангел, ни злодей. Он считает, что ни на одном человеке нельзя поставить точку, человек способен изменяться.

В романе «Братья Карамазовы» автор отводит одно из главных мест образу Грушеньки Светловой, которая воплощает в себе образ «роковой», «падшей» женщины и одновременно образ грешницы, стоящей на распутье между нравственными угрызениями, связывающими ее с прошлым, и настоящим, к которому призывает новая, чистая любовь. Это, безусловно, роднит ее с героиней другого романа Ф.М. Достоевского – «Преступление и наказание» - Сонечкой Мармеладовой.

Для Достоевского это становится вполне традиционным способом утверждения нравственной чистоты в лице женщины по представлениям обыденной морали и ханжеского миропонимания недостойной и падшей. В этом образе нам открывается подлинность, искренность, глубина чувств (ибо героиню коснулось страдание).

Ф.М. Достоевский противопоставляет этот тип женщины наигранности и легковесности «хороших» барышень. Таковой в романе «Братья Карамазовы» является благородная и порядочная Катерина Ивановна. Несмотря на свою человечность и великодушие, она предала своего «жениха» Дмитрия, выступив против него на суде. И теперь до конца жизни она будет мучиться угрызениями совести, в то время как «тварь» и «гетера» Грушенька, наоборот, встала на путь истинного «добра».

Обособленно стоит в романе образ Lise Хохлаковой. В романе она как бы олицетворяет иронию. Пройдя путь от светлой любви и желания счастья к кризису личности и желанию саморазрушения, она выводит теорию Ивана Карамзина о вседозволенности зла на новый уровень. Ее видение мира противопоставляется пути спасения и жизни, который избирают остальные герои.

Несмотря на все противоречие характеров героинь романа, судьба каждой из них вызывает сочувствие и сопереживание у читателя, и заставляет восхищаться талантом писателя, создавшего столь яркие женские образы.

Федор Михайлович Достоевский как великий мастер-психолог описывал людей, их мысли и переживания в «вихревом» потоке; его герои постоянно находятся в динамичном развитии. У него нет статических персонажей, его герои не проживают тихую и спокойную жизнь. Он выбирал моменты наиболее трагичные, наиболее значимые. Отсюда и общечеловеческая, вселенская проблема любви, которую пытаются разрешить его героини.

Проходят десятилетия, века сменяют друг друга, а правда русского женского характера, запечатленная автором, продолжает жить, будоражить умы новых поколений, приглашает вступать в полемику или соглашаться с писателем.

В связи с этим нам представляется актуальным проведение отдельного урока в старших классах среднеобразовательной школы, посвященного женским образам в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», которые были бы рассмотрены с позиции как русской культуры и литературы, так и с позиции психологизма автора в создании художественных образом. Этим обусловливается практическая значимость нашего исследования, в котором также представлены методические рекомендации к проведению такого урока.

 

Библиографический список

 

  1. Алексеев, А.А. Эстетическая многоплановость творчества Ф.М. Достоевского [Текст] / А.А. Алексеев // Творчество Ф.М. Достоевского: Искусство синтеза. – Екатеринбург : УрГУ, 1991. - С. 204-223.
  2. Байдин, В. Женщина в Древней Руси [Текст] / В. Байдин // Русская женщина и православие. - СПб., 1997. – С. 38-46.
  3. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. - М. : Советский писатель, 1979. - 456 с.
  4. Бердяев, Н.А. Метафизика пола и любви [Текст] / Н.А. Бердяев // Эрос и личность: Философия пола и любви. - М., 1989. - С. 17-51.
  5. Ванчуков, В. Женщины в философии: Из истории России XIX - XX веков [Текст] / В. Ванчуков. - М, 1996. – 304 с.
  6. Достоевский. Материалы и исследования [Текст] / Под ред. А.С. Долинина. - СПб. : Наука, 1992. - 786 с.
  7. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» [Текст] / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - 912 с.
  8. Габриэлян, Н.М. Пол, культура, религия [Текст] / Н.М. Габриэлян // Общественные науки и современность. - 1996. - № 6. - С. 126-134.
  9. Гроссман, Л.П. Достоевский [Текст] / Л.П. Гроссман. - М. : Молодая гвардия, 1963. - 450 с.
  10. Гус, С.М. Идеи и образы Достоевского [Текст] / С.М. Гус. - М. : Художественная литература, 1971. - 592 с.
  11. Джексон, Р.Л. Проблема веры и добродетели в «Братьях Карамазовых» [Текст] / Р.Л. Джексон // Достоевский. Материалы и исследования. - СПб. : Наука, 1992. – С. 114-162.
  12. Егоров, Б.Ф. Библиографический словарь. Русские писатели [Текст] В 2 ч. Ч. 2 / Б.Ф. Егоров. - М. : Просвещение, 1990. - 678 с.
  13. Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы [Текст] / А.Б. Есин. - М. : Флинта, 2003. - 176 с.
  14. Жеребкина, И.А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века [Текст] / И.А. Жеребкина // Русская женщина и православие. – СПб., 1997. – С. 71-84.
  15. Захаров, В.Н. Проблемы изучения Достоевского [Текст] / В.Н. Захаров. - Петрозаводск, 1978. - 286 с.
  16. Здравомыслова, О.М. «Русская идея»: антиномия женственности и мужественности в национальном образе России [Текст] / О.М. Здравомыслова // Русская женщина и православие. - СПб., 1997. – С. 85-101.
  17. Калашникова, Л. Черты истинно женской натуры [Текст] / Л. Калашникова // Литературная Россия. - 1989. - № 33. - С.22-26.
  18. Кайдаш, С. Сила слабых: Женщины в истории России (XI -XIX вв.) [Текст] / С. Кайдаш. – М. : Сов. Россия, 1989. – 288 с.
  19. Кардапольцева, В.Н. Женские лики России [Текст] / В.Н. Кардапольцева. - Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2000. – 158 с.
  20. Карякин, Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века [Текст] / Ю.Ф. Карякин. - М. : Советский писатель, 1989. - 234 с.
  21. Касаткина, Т.В. Характерология Достоевского [Текст] /Т.В. Касаткина. – М. : Наследие, 1996. - 78 с.
  22. Кашина, Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского [Текст]. - М. : Художественная литература, 1986. – 318 с.
  23. Кашина, Н.В. Эстетика Достоевского [Текст] / Н.В. Кашина. - М. : Художественная литература, 1986. - 411с.
  24. Куплевацкая, Л.А. Символика хротопа и духовные движения героев в романе [Текст] / Л.А. Куплевацкая. Достоевский. Материалы и исследования. - СПб. : Наука, 1992. – С. 90-101.
  25. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) [Текст] / Ю.М. Лотман. - СПб. : Искусство, 1994. – 758 с.
  26. Луначарский, А.В. О Достоевском [Текст] / А.В. Луначарский // Достоевский Ф.М. в русской критике : сборник статей. - М., 1956. - 206 с.
  27. Майков, В.Н. Литературная критика : Статьи. Рецензии [Текст] / В.Н. Майков. - Л. : Художественная литература., 1985. - 407 с.
  28. Михайлов, Г.Г. Дающая жизнь. Прекрасная женственность [Текст] / Г. Михайлов. - СПб., 2000. – 280 с.
  29. Михайлова, М. Внутренний мир женщины и его изображение в русской женской прозе серебряного века [Текст] / М. Михайлова // Преображение. - 1996. - № 4. - С.150–158.
  30. Михайловский, Н.К. Жестокий талант [Текст] / Н.К. Михайловский // Литературная критика: Стихи о русской литературе XIX - начало XX в. - Л. : Художественная литература, 1989. С. 153-234.
  31. Назиров, Р.О. Творческие принципы Достоевского [Текст] / Р.О. Назиров. - Саратов, 1982. - 236 с.
  32. Писарев, Д.И. Борьба за жизнь [Текст] / Д.И. Писарев // Литературная критика в 3 т. - Л. : Художественная литература, 1981. – 3 т. - 244 с.
  33. Плукс, П. Постановка и решение женского вопроса в русской литературе середины XIX в. [Текст] / П. Плукс // Ученые записки Рязанского педагогического института. - 1967. – 39 т.
  34. Полоцкая, Э.А. Человек в художественном мире Достоевского и Чехова [Текст] / Э.А. Полоцкая // Достоевский и русские писатели. - М. : Советский писатель, 1977. – С. 184-245.
  35. Пушкарева, Н.Л. Женщина в русской семье: традиции и современность [Текст] / Н.Л. Пушкарева // Семья. Гендер. Культура. - М., 1997. - С. 177-189.
  36. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян [Текст] / Б.А. Рыбакова. - М. : Наука, 1998. – 486 с.
  37. Рябов, О.В. Русская философия женственности (XI-XX века) [Текст] / О.В. Рябов. - Иваново, 1999. - 360 с.
  38. Рябов, О.В. «Умом Россию не понять»: Гендерный аспект «русской загадки» [Текст] / О.В. Рябов // Женщина в российском обществе. - 1998. - № 1. - С. 34-41.
  39. Рябов, О.В. Идеал «Мадонны» или идеал «содомской»: Два лика женственности в русской философии [Текст] / О.В. Рябов // Женщина в российском обществе. - 1998. - № 2. – С. 88-92.
  40. Селезнев, Ю.И. В мире Достоевского [Текст] / Ю.И. Селезнев. - М. : Молодая гвардия, 1981. - 543 с.
  41. Соловьев, С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского [Текст] / С.М. Соловьев. - М. : Современный писатель, 1979. - 230 с.
  42. Тишкин, Г.А. Женский вопрос в России: 50-60-е гг. XIX в. [Текст] / Г.А. Тишкин. - Л. : Издательство Ленинградского университета, 1984. – 239 с.
  43. Фридлендер, П.М. Реализм Достоевского [Текст] / П.М. Фридлендер. – Л. : Наука, 1964. - 378 с.
  44. Фридлендер, Г. Достоевский и мировая литература [Текст] / Г. Фридлендер. - Л. : Советский писатель, 1985. - 456 с.
  45. Чирков, Н.М. О стиле Достоевского [Текст] / Н.М. Чирков. – М. : Издательство Академии наук CCCP, 1963. – 188 с.
  46. Чичерин, А.В. Сила поэтического слова [Текст] / А.В. Чичерин. - М. : Современный писатель, 1985. - 234 с.
  47. Этов, В.И. Достоевский. Очерк творчества [Текст] / В.И. Этов. - М. : Просвещение, 1980. - 360 с.
  48. Якушин, Н.И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве [Текст] / Н.И. Якушин. - М. : Русское слово, 2002. - 128 с.

1 Жеребкина, И.А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века / И.А. Жеребкина // Русская женщина и православие. – СПб., 1997. – С. 118–119.

2 Ванчуков, В. Женщины в философии: Из истории России XIX - XX веков / В. Ванчуков. - М, 1996. – С. 232.

3 Ванчуков, В. Женщины в философии: Из истории России XIX - XX веков / В. Ванчуков. - М, 1996. – С. 234.

4 Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян  / Б.А. Рыбакова. - М. : Наука, 1998. – С. 118.

5  Кайдаш, С. Сила слабых: Женщины в истории России (XI -XIX вв.) / С. Кайдаш. М : Сов. Россия, 1989. – С. 174.

6 Кардапольцева, В.Н. Женские лики России / В.Н. Кардапольцева.  Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2000. – С. 77.

 

7 Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) / Ю.М. Лотман. СПб. : Искусство, 1994. – С. 524.

8 Плукс, П. Постановка и решение женского вопроса в русской литературе середины XIX в. / П. Плукс // Ученые записки Рязанского педагогического института. - 1967. – 39 т. – С. 235.

9 Соловьев, С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского / С.М. Соловьев. - М.: Современный писатель, 1979.

 

10 Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б. Есин. М. : Флинта, 2003. – С. 76.

11 Рябов, О.В. Идеал «Мадонны» или идеал «содомской»: Два лика женственности в русской философии / О.В. Рябов // Женщина в российском обществе. - 1998. - № 2. – С. 89.

12 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. 86.

13 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. 568.

14 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. 214.

15 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. 415.

16 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. 215.

17 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. 702.

18 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. 815.

19 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. 756.

20 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. 847.

21 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. .852.

22 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. .861.

 


 



Информация о работе Женские образы в романе Достоевского "Братья Карамазовы"