Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 21:21, курсовая работа
Цель нашей работы – исследуя художественные функции портретной характеристики и ее своеобразия, выяснить, в чем особенности созданных Достоевским женских образов, какую роль они играют в романе «Братья Карамазовы».
Цель работы определила следующие задачи:
1) изучить концепцию женских образов в русской культуре и, в частности, русской литературе;
2) проанализировать особенности женских образов в романе «Братья Карамазовы» и выявить особенности портретных характеристик в произведениях Ф.М. Достоевского;
Несомненно, что и во многих произведениях русской литературы женщине отведено ведомое место в ходе идейного движения, и именно в них отражаются национальные представления о важнейших качествах женщины.
Образ женщины интересовал и Ф.М. Достоевского на протяжении всего творчества. При этом все его симпатии всегда стояли на стороне тех героинь, кого гнула и ломала жизнь, кто отстаивал свое право и достоинство, вступал в борьбу с привычками и косными общественными традициями. Непокорность героинь Достоевского – лишь одно из проявлений духа протеста и бунтарства вызревавшего в русском обществе в то время.
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Общий вывод: противоречивость центральных женских образов романа заключается в том, что благородная и порядочная Катерина Ивановна, несмотря на свою человечность и великодушие, предала своего «жениха» Дмитрия, выступив против него на суде, и теперь до конца жизни она будет мучиться угрызениями совести, в то время как «тварь» и «гетера» Грушенька, наоборот, встала на путь покаяния, нравственного обновления. Именно в образе Грушеньки открывается подлинность, искренность, глубина чувств истинно русской женщины, поскольку героиню коснулось страдание.
Цель нашей работы заключалась в том, чтобы в контексте русской культуры определить особенности женских образов в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
При всей разности оценок женщины женственность испокон веков в русской культуре связывается с материнством, чадолюбием, ролью надежной хранительницы домашнего очага, опорой семьи, поддержкой и помощью мужчине, сострадательностью, милосердием. Однако, если в социуме всегда существует образ женщины, предлагаемый как идеальный, то поэты и художники, политики и модельеры, кино и театр приносят в мир тот образ женщины, который в данном социуме, в данное время является наиболее предпочтительным.
В русской литературе представлены разнообразные женские образы, которые воплощают в себе тот или иной конструкт понятия «женственность». Большая часть этих образов ведет свои начала из народной культуры или опирается на христианские представления о качествах женщины. В любом случае, стереотип женственности, переходя из произведения в произведение не только литературы, но и живописи, драматургии, обогащается, сохраняя свои традиционные черты и обретая новые, созвучные культурной эпохе и социально-духовным особенностям своего времени.
Все женщины Достоевского чем-то похожи друг на друга. Но в каждом последующем произведении Достоевский дополняет новыми чертами уже известные нам образы.
У Достоевского каждый герой имеет свой неповторимый голос, свой тип сознания. Толстой знает, что будет с его героями дальше, но автор в романе Достоевского не занимает позиции всеведения, всезнания, автор ищет истину вместе со своими читателями, героями. Автор будет сталкивать голоса разных героев, он будет вводить их в диалог. Достоевский активно пользуется диалогом сознаний. В диалог вступают равноправные голоса. В диалог сознаний вступают голоса в чем-то очень близкие, но в чем-то очень разные, голоса будут проникать один в другой. Диалог сознаний позволяет высветить сознания всех героев со всеми их плюсами и минусами. Достоевскому это очень важно, так как он считает, что у всех людей одно сознание, начало. Он считает, что человек – ни ангел, ни злодей. Он считает, что ни на одном человеке нельзя поставить точку, человек способен изменяться.
В романе «Братья Карамазовы» автор отводит одно из главных мест образу Грушеньки Светловой, которая воплощает в себе образ «роковой», «падшей» женщины и одновременно образ грешницы, стоящей на распутье между нравственными угрызениями, связывающими ее с прошлым, и настоящим, к которому призывает новая, чистая любовь. Это, безусловно, роднит ее с героиней другого романа Ф.М. Достоевского – «Преступление и наказание» - Сонечкой Мармеладовой.
Для Достоевского это становится вполне традиционным способом утверждения нравственной чистоты в лице женщины по представлениям обыденной морали и ханжеского миропонимания недостойной и падшей. В этом образе нам открывается подлинность, искренность, глубина чувств (ибо героиню коснулось страдание).
Ф.М. Достоевский противопоставляет этот тип женщины наигранности и легковесности «хороших» барышень. Таковой в романе «Братья Карамазовы» является благородная и порядочная Катерина Ивановна. Несмотря на свою человечность и великодушие, она предала своего «жениха» Дмитрия, выступив против него на суде. И теперь до конца жизни она будет мучиться угрызениями совести, в то время как «тварь» и «гетера» Грушенька, наоборот, встала на путь истинного «добра».
Обособленно стоит в романе образ Lise Хохлаковой. В романе она как бы олицетворяет иронию. Пройдя путь от светлой любви и желания счастья к кризису личности и желанию саморазрушения, она выводит теорию Ивана Карамзина о вседозволенности зла на новый уровень. Ее видение мира противопоставляется пути спасения и жизни, который избирают остальные герои.
Несмотря на все противоречие характеров героинь романа, судьба каждой из них вызывает сочувствие и сопереживание у читателя, и заставляет восхищаться талантом писателя, создавшего столь яркие женские образы.
Федор Михайлович Достоевский как великий мастер-психолог описывал людей, их мысли и переживания в «вихревом» потоке; его герои постоянно находятся в динамичном развитии. У него нет статических персонажей, его герои не проживают тихую и спокойную жизнь. Он выбирал моменты наиболее трагичные, наиболее значимые. Отсюда и общечеловеческая, вселенская проблема любви, которую пытаются разрешить его героини.
Проходят десятилетия, века сменяют друг друга, а правда русского женского характера, запечатленная автором, продолжает жить, будоражить умы новых поколений, приглашает вступать в полемику или соглашаться с писателем.
В связи с этим нам представляется актуальным проведение отдельного урока в старших классах среднеобразовательной школы, посвященного женским образам в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», которые были бы рассмотрены с позиции как русской культуры и литературы, так и с позиции психологизма автора в создании художественных образом. Этим обусловливается практическая значимость нашего исследования, в котором также представлены методические рекомендации к проведению такого урока.
1 Жеребкина, И.А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века / И.А. Жеребкина // Русская женщина и православие. – СПб., 1997. – С. 118–119.
2 Ванчуков, В. Женщины в философии: Из истории России XIX - XX веков / В. Ванчуков. - М, 1996. – С. 232.
3 Ванчуков, В. Женщины в философии: Из истории России XIX - XX веков / В. Ванчуков. - М, 1996. – С. 234.
4 Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбакова. - М. : Наука, 1998. – С. 118.
5 Кайдаш, С. Сила слабых: Женщины в истории России (XI -XIX вв.) / С. Кайдаш. М : Сов. Россия, 1989. – С. 174.
6 Кардапольцева, В.Н. Женские лики России / В.Н. Кардапольцева. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2000. – С. 77.
7 Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) / Ю.М. Лотман. СПб. : Искусство, 1994. – С. 524.
8 Плукс, П. Постановка и решение женского вопроса в русской литературе середины XIX в. / П. Плукс // Ученые записки Рязанского педагогического института. - 1967. – 39 т. – С. 235.
9 Соловьев, С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского / С.М. Соловьев. - М.: Современный писатель, 1979.
10 Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б. Есин. М. : Флинта, 2003. – С. 76.
11 Рябов, О.В. Идеал «Мадонны» или идеал «содомской»: Два лика женственности в русской философии / О.В. Рябов // Женщина в российском обществе. - 1998. - № 2. – С. 89.
12 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. 86.
13 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. 568.
14 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. 214.
15 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. 415.
16 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. 215.
17 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. 702.
18 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. 815.
19 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. 756.
20 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. 847.
21 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. .852.
22 Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы» / Ф.М. Достоевский. - М. : Эксмо, 2008. - С. .861.
Информация о работе Женские образы в романе Достоевского "Братья Карамазовы"